Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МОДЕЛИ ПРЕЗЕНТАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИОННОГО ПЕРСОНАЖА В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСКУССИОННЫХ ФОРУМОВ О ЗДОРОВЬЕ)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МОДЕЛИ ПРЕЗЕНТАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИОННОГО ПЕРСОНАЖА В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСКУССИОННЫХ ФОРУМОВ О ЗДОРОВЬЕ) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Здоровье человека как основа его жизнедеятельности, как залог его социализации не раз становилась предметом исследования многих ученых (А.Н. Усачева, 2007; Л.В. Туленинова, 2008; Н.Л. Чулкина, 2009;                      Т.А. Кильдибекова и другие, 2013).

Это обусловлено тем фактом, что 1) «здоровье и болезнь – состояния индивидов, значимые не только на личностном,  но и на социальном уровне; это состояния, оцениваемые и реально закрепляемые в культурных и социальных структурах различных обществ»; 2) «здоровье относится к числу витальных ориентиров человека и поэтому закономерно получает в языке множественное лексическое и фразеологическое обозначение» [1, с. 82]; 3) «проблемы физиолого-психологического состояния современного человека занимают в его жизни значительное место; концепты здоровья и болезни в силу их все возрастающей медико- и социокультурной релевантности находят активное отражение в нашем языковом сознании и коммуникативном поведении» [2, с. 3].

Таким образом, все усилия индивида нацелены на удовлетворение его экзистенциональных потребностей, которые непосредственно связаны с сохранением и улучшением физического, духовного (психологического) и социального здоровья индивида, позволяющих этому индивиду реализовывать свой жизненный потенциал.

Одним из способов «обслуживания» этих потребностей выступает Интернет-коммуникация, постепенно вытесняющая общение вживую и представленная множеством жанров.

В настоящей статье под Интернет-коммуникацией мы понимаем, во-первых, «экспериментальную коммуникативную площадку», выступающую заменой коммуникации вживую, и,  позволяющей любой виртуальной личности вступать в интеракцию для решения трех общих базовых задач – познавательной, побудительной и экспрессивной и основной цели – самопрезентации.

Во-вторых, Интернет-коммуникация – дискурсивное пространство межличностного взаимодействия коммуникантов, функционирующее по определенным правилам, в рамках которой коммуниканты реализуют определенные коммуникативные стратегии при осуществлении разного рода деятельности.

В виртуальном пространстве происходит формирование жанровой системы Интернет-коммуникации, которая очень разнообразна и характеризуется отсутствием терминологического единообразия.

Мы полностью разделяем точку зрения В.В. Дементьева и В.В. Фениной, которые считают, что «жанровая системность закрепляет систему ценностей данного социума: с одной стороны, за использованием каждого жанра стоят те или иные общественные ценности, определяющие его цели и значение – ценности самого общего характера проистекают из самоочевидных витальных потребностей людей; с другой стороны, сами жанры, безусловно, представляют собой значительную ценность для коммуникации, а следовательно, жизнедеятельности общества» [3, с. 20].

Существует большое число различных классификаций виртуальных жанров, в которых варьируется их число. В нашей статье мы приведем классификацию коммуникативных жанров Е.Б. Штукаревой.

«Коммуникативные жанры, родившиеся только в Сети и отличающиеся специфическим набором характеристик, представлены текстами спонтанными, неподготовленными. Именно в этих жанрах рождаются языковые и речевые новации и преобразования, поэтому они чаще становятся объектами исследований. В их числе:

         1) электронная почта (предполагает асинхронное общение «один на один» или «одного со многими» – в случае создания списка рассылки);

         2) дискуссионные группы, или форумы (асинхронное общение по схеме «многие – многие», предоставляющее коммуникантам возможность создания тем в предлагаемых разделах для последующего обсуждения);

         3) веб-конференции (синхронный обмен сообщениями на заданную тему);

        4) чаты (обмен текстовыми репликами в режиме синхронного общения «многие – многие»);

       5) жанр мгновенного обмена сообщениями;

       6) блоги (дневники, читатели которых могут оставить свои комментарии);

       7) социальные сервисы, организующие общение групп людей одинаковых интересов (Одноклассники, В Контакте и др.) [4, с. 293-294].

         В рамках настоящей статьи научный интерес для нас представляют форумы о здоровье. Выбор дискуссионных форумов о здоровье в качестве фактического материала обусловливается: во-первых, антропоцентрическим характером современной лингвистики; во-вторых, тем фактом, что здоровье представляет собой универсальную ценность, способствующую реализации жизненного, социального и личностного потенциала индивида.

Следовательно, дискуссионные форумы о здоровье представляют собой дистанционное электронное общение, направленное на обсуждение вопросов о болезнях, лекарственных средствах, способах лечения ряда заболеваний, т.е. на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, где здоровье выступает одновременно и как социальная ценность и как лингвокультурный концепт.

Виртуальные коммуникативные личности / форумчане, вступающие в интеракцию на дискуссионных форумах с целью реализации своего личностного и коммуникативного потенциала, предстают как коммуникационные персонажи.

коммуникационному персонажу «выстраивать» модель своей презентации.

   (1)

10 июня 2013 года в 14:06

Stranger The Guest 00070101010102 [URL1].p_13@mail.ru Stranger The Guest

В первом анализируемом примере, взятом с дискуссионного форума  о вегето-сосудистой дистонии, все участники виртуального общения прибегают к использованию никнеймов и аватаров, позволяющих «реконструировать» создаваемый ими образ.

(2)

Перейдем к рассмотрению второго примера, взятого с форума, на котором активно обсуждаются причины и способы лечения остеохондроза                                     [URL2].

Отправлено: 02.06.2009, 6:39                                   

Цитата(yandoc @ 02.06.2009, 5:33)

Цитата(Ragdoll @ 02.06.2009, 5:30)

А это вообще не болезнь, а дистрофические изменения в позвоночнике, и вылечить нельзя, а можно только ослабить нагрузку на позвоночник (правильно сидеть и укреплять мышцы).
Дегенеративно-дистрофические изменения — тоже относятся к патологическим процессам, поэтому остеохондроз (или дорсопатия) является все же заболеванием. Однако, как и все хронические болезни, действительно полностью не излечвается, можно лишь достичь длительной ремиссии.

бред
Основной причиной остеохондроза является диспропорция между психоэмоциональной активностью, которая неизбежно нарастает с возрастом человека, и физической деятельностью, которая становится все меньше. Дефицит мышечных нагрузок, уменьшение физических усилий и замена их статическими в столь подвижных от природы частях тела, таких как шея и поясница, — приводит к детренерованности развитого «мышечного корсета», ослаблению рессорной функции мышц позвоночника. На этом фоне усиливается осевая нагрузка на рессоры иного порядка – межпозвоночные диски и связочный аппарат, что создает условия для микротравматизации этих образований в быту и на производстве.
Остеохондроз может быть вызван:
переохлаждениями, инфекциями,
воздействиями химических веществ,
стрессами,
гормональными нарушениями и генетическими аспектами,
работой, связанной с частыми изменениями положения туловища — сгибаниями и разгибаниями, поворотами, рывковыми движениями,
неправильной позой в положении стоя, сидя, лежа и при переноске тяжестей,
подниманием тяжелых грузов,
занятиями физкультурой и спортом без учета влияния больших физических нагрузок,
неблагоприятными метеоусловиями — низкая температура при большой влажности воздуха,
врожденными дефектами позвоночника,
снижением двигательной активности,
изменением упругости ядра,
хроническими или одноразовыми перегрузками позвоночника, падениями, травмами.
Очевидно, что в реальной жизни причин заболевания и их комбинаций может быть множество, что предопределяет многообразие и симптоматику заболевания.
делайте вывод ,отчего он у вас а потом возвратитесь к истокам породившим это заболевание ,примите меры в обратном направлении .
их бин был болен но успешно излечился,тьфу три раза.
а врачам не доверяю ,либо недоучки либо сверх заучены. что даже не знают что от чего лечат . ———————

оказывается всё просто …

В анализируемом примере к докоммуникативным лингвистически релевантным средствам мы относим два: 1) ник, или сетевое имя – Sparkalex; 2) ориджин после основного текста «оказывается всё просто …». Еще до вступления в непосредственную коммуникацию рассматриваемая виртуальная личность «надевает» образную речевую маску, проявляя свою лингвокреативность в создании своего ника. На наш взгляд, сетевое имя «Sparkalex» образовано путем словосложения английского существительного «spark» в значении «искра, мелкий алмаз, вспышка, зажигание» + сокращенное собственное имя «Alex». Таким образом, конструируя портрет данной виртуальной личности, создается образ мужчины с именем Александр, который «блещет» своей эрудированностью, начитанностью, образованностью, способный благодаря своим знаниям полностью излечиться от своего заболевания. Кроме того, ориджин также указывает на то, что многое (если не все) зависит от самого человека, которому необходимо вооружиться знаниями и жить под девизом «Помоги себе сам».

При текстопорождении виртуальная личность апеллирует медицинской терминологией, что свидетельствует о высоком уровне образованности в этой предметной области, и в тоже время прибегает к обыденно-житейским понятиям, выражающимся в использовании эффекта генерализации, при котором какая-то отрицательная черта дискредитируемого человека, в данном случае – степень образованности и компетентности,  переносится на всех без исключения врачей, что указывает на негативный опыт виртуальной личности. Здесь можно декодировать такие личностные параметры анализируемой виртуальной личности:  приблизительный возраст, о котором свидетельствует наличие заболевания и уровень образованности; отрицательный опыт общения с врачами, житейский опыт, суеверность.

Что касается использования стратегий, то наша виртуальная личность прибегает к аксиологической стратегии, подкрепляемой стратегиями аргументации и апелляции, репрезентированной  смайликами. Именно смайлики и многоточие после ориджина свидетельствуют о том, что Sparkalex надеется на успешное / кооперативное общение с остальными коммуникативными партнерами по форуму.

Таким образом, мы разделяем точку зрениям А.А. Барковича [5, c. 187] и считаем, что основу моделей презентации составляют: никнеймы, аватары и так называемые «речевые образы» коммуникационного персонажа.

Кроме того, необходимо отметить, что во втором примере помимо моделей презентации начинают выстраиваться и модели реализации, базирующиеся на таких маркерах, как: наличие параграфемических заменителей языка жестов, мимики и интонации (эмотиконов) и стремление к кооперативному, неконфликтному общению.

Данное утверждение подтверждает точку зрения о том, что «в Интернете формируется новый тип общения, который определяется как легкая социальность: особая форма отношений между людьми, которая ни к чему не обязывает и не имеет никаких последствий. Полагают, что это общение снижает конфликтность человеческих взаимодействий, так как уменьшение личных контактов равно укреплению социального спокойствия» [6, с. 42]. С другой стороны, «для того, чтобы завладеть вниманием собеседника и не оставить его равнодушным. Интернет-коммуниканты стремятся сделать свое сообщение неповторимым, бросающимся в глаза и конфликтным. Конфликтность, понимаемая как речевое столкновение, которое основано на агрессии, выраженной языковыми средствами, получает различное языковое выражение» [7, с. 58]. Вышеприведенные точки зрения, позволяют сделать вывод о том, что оппозиция «толерантность – конфликтность» является базовой характеристикой дискуссионных форумов о здоровье.

Рассмотрим пример, демонстрирующий конфликтное коммуникативное поведение коммуникационного персонажа, взятого с форума по вопросам психиатрии [URL3]. В приведенном примере реализуется оппозиция «агент – клиент», где, по мнению Е.Н. Галичкиной, агенты – это представители социальных институтов (врачи, преподаватели и др.), клиенты – это люди, не связанные с социальными институтами (пациенты, учащиеся и др.) [8, с. 23].

(3) Вопрос: Дорогая редакция! Почитал задаваемые Вам вопросы и Ваши на них ответы. Скажите пожалуйста, а тут у Вас один специалист на вопросы отвечает или по каждому разделу отдельный? Если верно последнее, то будьте любезны, ответьте пожалуйста где Вы столько ДЕБИЛОВ набрали????? А может у вас генератор случайных ответов установлен? Все ваши ответы начинаются со слова «Здравствуйте» и заканчиваются столь же вежливым посыланием на *** (читай – к специалисту / дохтуру) без малейшего желания вникнуть в суть проблемы и оказать человеку реальную помощь. ГОВНО ВАШ ФОРУМ! Спасибо за внимание и за взаимопонимание. Передавайте привет Ктулху –  без него этот сайт явно не обошёлся…       

                   С уважением, не надолго ставший Вашим пациентом, Андрей

Ответ врача: Здравствуйте. Благодарим за критику. Не надо становиться «пациентом» форума. Лечение должен проводить врач. Мы помогаем сориентироваться в медицинских услугах и направить человека к нужному специалисту (URL3).

Анализируемый пример взят с форума «04-консультации. Психиатрия», на котором общение выстраивается в виде вопросов – ответов, между «клиентами»-пациентами, описывающими синдромы своего психического состояния, и «агентами»-врачами, которые в большинстве случаев рекомендуют им обратиться к специалисту. В представленном примере очевидна реактивная речевая агрессия форумчанина Андрея, который нелестно выражается по поводу данного форума и обсуждаемых на нем проблем. Форумчанин использует обсценную лексику в предложении «ВСЕ ваши ответы начинаются со слова «Здравствуйте» и заканчиваются столь же вежливым посыланием на *** (читай – к специалисту/дохтуру)», а также грубую, оскорбительную унижающую лексику в предложении «ГОВНО ВАШ ФОРУМ!», которую можно рассматривать как стрессовую инвективу. «В подобном случае инвектива является эффективным средством «выпускания пара», аварийным вентилем, позволяющим снять напряжение, снизить его до безопасного для психического здоровья минимума» [9, с. 45].

 Кроме того, он прибегает к использованию мемо-лексемы «Ктулхе», демонстрируя собственную «продвинутость», современность, посвященность. Гость, зашедший на этот форум, «конструирует» для себя портрет данного форумчанина, который является постоянным участником дебатов и манифестирует свои «виртуальные эмоции» посредством обсценной, бранной лексики и стрессовых инвектив.

         Таким образом, коммуникационный персонаж дискуссионных форумов о здоровье выстраивает модели презентации и реализации для создания своего целостного виртуального образа, цель которого привлечь как можно большее количество потенциальных партнеров по Интернет-интеракции.

 

Список литературы:

  1. Усачева А.Н. Здоровье // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Москва: Гнозис, 2007.  – С. 82-87.
  2. Туленинова Л.В. Концепты «Здоровье» и «Болезнь» в английской и русской лингвокультурах: автореф. дис…канд. филол. н: 10.02.20. Волгоград, 2008. – 16 с.
  3. Дементьев В.В., Фенина В.В. Когнитивная генристика: внутрикультурные речежанровые ценности // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. Вып. 4. Жанр и концепт. – С. 5-34.
  4. Штукарева Е.Б. Языковая специфика Интернет-коммуникации // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: кол. монография. Москва: Флинта: Наука, 2012. – С. 291-321.
  5. Баркович А.А. Интернет-дискурс: компьютерно-опосредованная коммуникация. М.: Флинта: Наука, 2015. – 288 с.
  6. Горошко Е.И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: кол. Монография. М.: Флинта: Наука, – С. 9-52.
  7. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис….канд. филол. наук: 10.02.19. Челябинск, 2005. – 265 с.
  8. Галичкина Е.Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство: автореф. дис….д-ра. филол. н.: 10.02.19. Волгоград, 2012. – 35 с.
  9. Жельвис, В. И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира / В. И. Жельвис. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Ладомир, 2001. – 349 с.

Список источников примеров:

  1. URL1:
  2. URL2:
  3. URL3:https://ill.ru/inquiry.arch.shtml?profile=10558offset=258logic-and8pattern[schema type=»book» name=»МОДЕЛИ ПРЕЗЕНТАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИОННОГО ПЕРСОНАЖА В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСКУССИОННЫХ ФОРУМОВ О ЗДОРОВЬЕ)» description=»Целью настоящей статьи является попытка рассмотреть модели презентации и реализации коммуникационного персонажа на примере форумов о здоровье как одного из жанров Интернет-коммуникации. Методами исследования выступают: метод критического анализа научной литературы, метод сплошной выборки и метод интерпретационного анализа. В результате делается вывод о том, что специфика дискуссионного форума позволяет выявить такие оппозиции, как: взаимоотношение форумчан по типу «агент – клиент» – «клиент – клиент»; толерантность – конфликтность; наличие невербальных средств выражения эмоций – их отсутствие, которые способствуют «моделированию» деятельности виртуального персонажа.» author=»Косова Ольга Александровна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-07″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found