Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ИННОВАЦИОННО-АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД ПОТОКОГРАМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИННОВАЦИОННО-АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД ПОТОКОГРАМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИННОВАЦИОННО-АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД ПОТОКОГРАМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Расширение деловых и культурных контактов с представителями других стран, успешная реализации человека в профессии и улучшение качества его жизни нередко зависят от владения иностранным языком. Поэтому эффективное обучение иностранным языкам — проблема актуальная.

Для процесса обучения иностранным языкам характерно не только растущее количество обучающихся, но и их существенное разнообразие: это и студенты, и школьники, и слушатели профильных специальных курсов, и выбирающие индивидуальное обучение у специалиста; причем, их побуждения к освоению нового языка также могут сильно отличаться. С другой стороны, известны многочисленные методики обучения иностранным языкам, что, в принципе, позволяет учесть различия в уровне подготовке обучаемых, в их целях, задачах, предпочтениях, возможностях и условиях. Однако и для опытных преподавателей весьма непростой проблемой является оптимальный выбор технологии обучения, которая  наиболее соответствовала бы той или иной группе обучаемых, а тем более — каждому из них.

В психологии известно немало методов выявления и учета стимулов, мотивов и других побудительных факторов, влияющих на поведение людей. Это и широко известная иерархическая пирамида потребностей Д. Маслоу, и теории самоактуализации, и методы когнитивной психологии и копинга, и интенсивно развивающиеся в последние годы технологии коучинга, и  различные методы НЛП. Одной из новейших разработок по определению особенностей восприятия и анализа проблем является предложенный широко известным исследователем творческих процессов Э. де Боно ассоциативно- эвристический метод потокограмм. Потокограмма нужна для изучения потоков человеческой мысли. Таким образом, нам удается  с помощью потокограммы ≪увидеть≫ собственное мышление, то есть творческий процесс создания мысли. [ «Водная логика» стр. 83]. Этот метод и предлагаемое ниже его развитие представляют практический интерес для использования при рациональном выборе методики обучения иностранному языку с учетом  выявленных особенностей обучаемых.

Рассмотрим суть указанного метода и его применение на примере анализа восприятия проблемы обучения английскому языку. По Боно, вначале решатель проблемы формирует список ключевых слов (ориентировочно их может быть от 10 до15), ассоциируемых им с данной проблемной ситуацией. В частности, рассмотрим следующий список:

                   A………Интересные занятия                                            F

                   B………Временные формы                                              A

                   C………Словарный запас                                                  J

                   D………Разговорная речь                                                 E

                   E………Диалоги с иностранцами                                     D

                   F……… Хороший преподаватель                                      I

                   G………Дальнейшее обучение в англоязычной стране E

                   H………Деловые контакты с иностранцами                   E

                   I……….Фильмы на английском языке                             F

                   J……….Книги на английском языке                                F

Рис. 1

Вошедшие в данный список словосочетания являются далее «строительными элементами» потокограммы, которая будет служить субъективным образцом, паттерном восприятия проблемной ситуации данным человеком. Процесс (алгоритм) построения потокограммы следующий. Исходные ключевые слова выписывают в столбик и обозначают (маркируют) каждое своей заглавной латинской буквой слева от слова (см. рис. 1). Далее для каждого слова выбирают из списка одно из других – из условия, чтобы выбираемое слово было ассоциативно наиболее близко к данному, чтобы реализовать свободное «течение» от одного элемента к другому. Таким образом в списке слов появляется столбец обозначений справа от них. В результате можно графически представить потокограмму, отмечая в ней стрелками маркирующие буквы слева и справа от каждого слова (см. рис. 2).

Э. де Боно выделяет в возможных видах структуры потокограмм следующие типовые особенности:

— «коллекторы» («стоки») – элементы, в которые входит более одной стрелки (в нашем примере это факторы F и E);

— замкнутые циклы («петли»), образуемые несколькими элементами (в рассматриваемом примере сформированы два таких цикла I-F и D-E).

Эти два вида образований выделяют из всего исходного списка наиболее значимые факторы — в отношении которых, прежде всего, следует предпринимать действия по решению проблемы. В рассматриваемом конкретном случае, отражающем восприятие проблемы обучения английского языка студентом 1курса, занимающимся английским языком в университете и дополнительно, со специалистом самыми значимыми факторами оказались: интересные занятия, разговорная речь, фильмы на английском языке, диалоги с иностранцами.

Для сравнения ниже (рис.3) приведена потокограмма, полученная из тех же исходных факторов, но студентом 4-го курса университета;

откуда следует, что в данном случае наиболее значимо воспринимаемыми элементами проблемной ситуации являются разговорная практика с иностранцами и деловые контакты с ними. Интересно отметить, что среди обучаемых иностранному языку, которые строили свои индивидуальные потокограммы, нередко в список исходных ключевых слов вводится фактор «лень» как один из труднопреодолимых барьеров на пути освоения нового языка.

Можно отметить такую странную особенность практически всех публикаций Э. де Боно как отсутствие в них ссылок на научные результаты предшественников (что затрудняет объективную оценку и его работ). Например, известны предложенные Э. де Боно такие эффективные модели восприятия, родственные потокограммам, как логико-ассоциативные «топографические» карты Т.Бьюзена, логико-эвристические методы изобретательства, в частности, метод фокальных объектов  (метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов).

В развитие методики построения и применения потокограмм можно предложить следующее.

Во-первых, применительно к задачам обучения иностранному языку представляет практический интерес формирование для различных групп обучаемых (и для каждого в группе), а также для преподавателей не только индивидуальных  списков слов, но и единого для всех списка ключевых слов, оставляя за каждым «тестируемым» индивидуальный выбор ассоциативно-логических связей (стрелок) между заданными элементами. При этом открывается возможность сравнительного анализа структур потокограмм и, прежде всего, получаемых «стоков» и «циклов», что позволит выявить особенности восприятия проблемы обучения разными группами обучаемых и при необходимости ввести коррективы в это восприятие с целью совершенствования учебного процесса (в том числе с учетом рекомендаций той или иной методики, отражаемых в потокограммах преподавателей). Технологии таких управляющих воздействий можно осуществлять, используя не только способы из арсенала методистов преподавателей иностранного языка, но и из других прикладных наук, в частности, эффективны приемы рефрейминга из НЛП [5], модель SWOT – анализа из маркетинга, программно-целевой подход и функционально-ресурсный анализ.

Во-вторых, представляется целесообразным при построении потокограмм формировать ассоциативные связи каждого слова не только с одним, но и с двумя из списка; это позволит более адекватно отразить восприятие проблемной ситуации.

В-третьих, при анализе индивидуальных потокограмм предлагается выделять (группировать) в исходных элементах факторы, относящиеся к препятствующим или помогающим решению данной проблемы; другой принцип их деления — относятся ли они к внешней среде или характеризуют внутренние ресурсы и другие особенности решателя проблемы. При групповой диагностике восприятия  проблемы обучения полезна также классификация по четырем комбинациям этих двух признаков; ее результаты можно представить в виде следующей таблицы, содержащей четыре зоны, в каждой из которых соответствующая доля всех исходных факторов (см. рис.4).

 

Зона 1- помогающие внешнее факторы

Зона 2- помогающие внутренние факторы

Зона 3- препятствующие внешние факторы

Зона 4- препятствующие внутренние факторы

В-четвертых, метод потокограмм, названный его автором «водной логикой», По-существу является «предлогикой», ибо позволяет оценивать лишь восприятие проблемы (да и то только одним из возможных способов). Но и эта, начальная стадия жизненного цикла комплексного процесса постановки, анализа и решения проблем является весьма значимой, ибо неадекватное восприятие проблемной ситуации обуславливает нерациональное (а возможно, искаженное, неудовлетворительное и даже неприемлемое по последствиям) решение. И это обстоятельство является еще одним доводом в пользу предлагаемой корректировки индивидуальных потокограмм.

Подводя итог проведенному предварительному анализу возможного применения и развития метода потокограмм  при обучении иностранному языку, можно сделать вывод о целесообразности проведения системного исследования, с предлагаемым выделением обучаемых по группам, с выявлением соответствующих им особенностей  восприятия проблем (как общей проблемы обучения иностранному языку, так и частных – например, проблемы эффективного освоения разговорной речи), а также возможных способов их учета и корректировки в процессе обучения.

Литература

  1. Боно Э., Водная логика.Water Logic–Минск, 2006.
  2. Хэгболдт П., Изучение иностранных языков. – М, 1995.
  3. Будашевский В.Г., Сиреканян В.В., Проблемы обучения иностранному языку и поиск рациональных технологий их решения.- Екатеринбург, 2004.
  4. Маслоу А., Мотивация и личность. – С-Пб: «Питер», 2006.
  5. НЛП-рефрейминг, или как изменить реальность в свою пользу. Вектор, С-Пб, 2006.
  6. Будашевский В.Г., Сиреканян В.В., Применение новой технологии «Ментальных карт» Бьюзена с целью повышения эффективности обучения иностранному языку. — Екатеринбург, 2009. — с.146-149
  7. Сиреканян В.В., Возможные типовые ошибки при обучении иностранному языку и способы их преодоления В сборнике:НАУКА ЮУрГУ материалы 66-й научной конференции (Электронный ресурс). 2014. с. 1545-1548.[schema type=»book» name=»ИННОВАЦИОННО-АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД ПОТОКОГРАМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ» description=»В данной статье рассматривается суть инновационно-ассоциативного метода и его применение на примере анализа восприятия проблемы при обучении английскому языку. Одной из интересных разработок по определению особенностей восприятия и анализа проблем является предложенный известным британским психологом и писателем, экспертом в области творческого мышления Э. де Боно ассоциативно-эвристического метода графических потокограмм — эффективного способа мышления, позволяющего решать практические задачи. Этот метод и предлагаемое ниже его применение представляют практический интерес для использования при рациональном выборе методики обучения иностранному языку с учетом выявленных особенностей обучаемых.» author=»Сиреканян Вачаган Вагинакович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found