В настоящее время большая часть общения человека происходит посредством Интернета. Сегодня Интернет является неотъемлемой частью культуры общества, одним из основных элементов развития цивилизации. Компьютерно-опосредованная форма коммуникации – это способ быстрого получения информации, возможность общения людей, находящихся в разных частях света независимо от их расы, общественного положения, рода занятий и возраста.
Развитие Интернет-коммуникации обусловило широкое использование имен собственных. В. И. Супрун говорит о том, что «с появлением виртуального пространства Интернета многое изменилось в коммуникативных возможностях и удовлетворении коммуникативных потребностей человека. Обнаружились неисчерпаемые и постоянно пополняемые объемы информации, которые могут быть переданы в короткое время и пропущены через многообразные и многоцелевые поисковые системы. Вся информация в сети Интернет строится на ономастической оси. Именами собственными пронизаны все тексты, именами являются названия функционирующих внутри Сети частей и единиц». Специалисты говорят о масштабном присутствии в Интернете имен собственных, отмечают их роль при решении поисковых задач, которые в той или иной степени базируются на онимах: названиях компаний, организаций, всевозможных стандартов и оборудования [3, с. 55].
Выделим ряд особенностей Интернет-коммуникации которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на возможность создания имен собственных в Интернет-коммуникации.
- Полифоничность общения: общение в Сети объединяет большое количество различных типов коммуникации и речевых практик.
- Гипертекстуальность: тексты представляют собой гипертекстовую систему, состоящую из узлов (информационных единиц – сайтов) и заданных на них ассоциативных связей.
- Креолизованность: в текстах, представленных в электронном виде, используются не только лингвистические, но и паралингвистические средства, например, рисунок, фотография, а также применяются различные шрифты, цвета, графические символы.
- Конфликтность – желание обратить на себя внимание, заставить других прислушаться к своему мнению рождает стремление к вычурности и оригинальности языкового выражения.
- Неограниченность в выборе языковых средств: коммуникативное поведение становится свободным, обуславливая неповторимую индивидуальную речевую манеру.
Непрекращающееся и все ускоряющееся развитие Интернет-общения, облегченность доступа к Интернет-ресурсам приводят к необходимости создания виртуальных имен как индивидуальных идентификаторов.
Виртуальное личное имя (никнейм, ник) – условное или вымышленное компьютерное имя, художественный вымышленный образ, который пользователь создает для личного общения в сети Интернет (Александр 85, Кошка-Мурка, СОЛПлюшеня, Cadillac1977, kisses, John, Иван Петрович, BOOMER, Надежда, Igor Astapov, Некто с бензопилой, Webmaster, Africain tbm, angel69100, БаНтИкЪ, je _suis_ un_ voyou, Баженова Светлана Андреевна).
Никнейм является элементом первичной самопрезентации участника Интернет-коммуникации; это именной заменитель, который используется при общении в Сети. Ник – это «псевдопрозвище», ложное прозвище, так как человек его дает сам себе с целью скрыть негативные качества личности и наделить себя желаемыми качествами; вымышленное неосновное имя, которое выбирает себе коммуникант из уже имеющихся или придумывает себе для общения в виртуальном сообществе [1, с. 78].
Никнейм – это новое явление в ономастике, появившееся в результате стремительного развития Интернет-коммуникации. Несмотря на длинный ряд сходств с псевдонимами, кличками и прозвищами, ники имеют особый статус в разрядах языковых единиц. Он выражается в специфике их образовательных моделей и в исключительности контекста использования.
Выделим специфические черты ников:
- никнейм является необязательным именованием человека, его функциональный диапазон ограничен сферой межличностного общения в Интернете;
- возможность создавать неограниченное число ников и вступать в коммуникацию с любым из них. Автор сам выбирает ракурс, в котором хочет представить себя как определенный тип личности. В качестве «визитной карточки» пользователь может выбрать себе профессию или род деятельности, сообщить о своих интересах и пристрастиях, помечтать о чем-то прекрасном и возвышенном;
- возможность смены ника в любой момент. Оригинальный, яркий ник характеризует пользователя как интересного собеседника и неординарную личность;
- желание скрыть за ником некоторые отрицательные черты личности и показать положительные. В Интернет-среде участник сам выбирает себе ник в зависимости от того, какое впечатление он хочет произвести на собеседников;
- ники не являются престижными наименованиями, так как не могут маркировать «правовые притязания на продукт творческой деятельности» его автора (2, с. 17);
- возникновение никнеймов связано со стихийными речевыми процессами, а не с законодательно закрепленными правилами наречения. Это «продукт индивидуального и намеренного словотворчества» (2, с. 13);
- никнейм может начинаться как с заглавной, так и строчной буквы;
- наряду с буквенными символами, кириллическими и латинскими, могут использоваться и небуквенные: цифры и иконические знаки;
- ники могут появиться в результате образования новых слов как традиционными способами языка, так и создаваться по аналогии со служебными ключами доступа к ресурсам и паролям, а также не исключено, что никнеймом может быть бессмысленный набор буквенных и небуквенных символов;
- некоторые выше перечисленные графические особенности никнеймов делают их не приспособленными для произношения в устной речи;
- основное назначение ника – послужить пользователю пропуском в виртуальную реальность, а затем уже идентифицировать участника общения в Сети.
В настоящее время среди Интернет-пользователей наблюдается широкая тенденция к созданию упрощенных никнеймов, часто двусложных или трехсложных. Поэтому креативное оформление своего ника так, чтобы одно и то же слово смотрелось по-разному у разных участников и несло свое собственное, особенное значение или контекст, стало гораздо популярнее, чем наполнение никнеймов различными графическими символами. Тем не менее, в значительной части виртуальных имен используются разнообразные графические символы.
В ходе проведенного исследования были выявлены следующие графические замены.
- Замена буквы схожим графическим символом.
Самой многочисленной группой заимствований по результатам нашего исследования является группа виртуальных имен с использованием символа «@» вместо обычной буквы «a»: @in1, v@lentink@, VOV@N, @lex, K@tюшk@, @liy@, T@nechk@. Мы предполагаем, что популярность такого рода замены обусловлена прежде всего ее символичностью, понятностью и тем, что знак «собаки» является важнейшим элементом адреса электронной почты. Именно поэтому в нашем сознании он чаще всего ассоциируется с индивидуальным именем. Отметим, что представительницы слабого пола могут использовать данный графический знак, чтобы сделать акцент на своей гендерной принадлежности (хохлушк@, Malink@). Кроме этого, знак «@», по словам авторов, служит отличной заменой заглавным буквам (@rtem, @meLia, @rt).
Следующая группа виртуальных имен – это имена с заменой буквы «С» или ее английского аналога «S» знаком доллара – $: $arge, $anek, solny$hko, $vetlana, pa$tor. Этот символ обусловлен популярностью американской культуры среди молодежи. Так же знак доллара ассоциируется с материальным благополучием – одним из главных стремлений современного общества. Чаще всего знак доллара заменяет заглавные буквы имен, чтобы придать логину индивидуальность и выделяться среди похожих имен.
- Совместное использование заглавных букв латинского алфавита со строчными.
Некоторые пользователи используют заглавные буквы, чтобы выделить отдельное слово внутри слова – WikTOR, ROMANtic. В тех случаях, когда никнейм образуется путем словосложения, использование заглавных букв заменяет собой пробел – ElSpirit, SherHolms, MrBeauty. Во всех остальных случаях (выделение первой и последней или каждой второй буквы имени) использование заглавных букв больше напоминает попытку создать красивое визуальное оформление, и подобного рода заимствования не несут никакой смысловой нагрузки – IrIsHkA, SneG, TaShA, TanechkA, ViTaMiNkA, PaVeL, KardeN.
- Использование цифр при создании виртуальных имен.
Данный приём очень популярен среди зарубежных пользователей Интернет-ресурсов, но в России многие находят такой способ слишком сложным. Большинство утверждают, что «цифровая замена» – это последнее, что приходит им на ум, так как они не часто встречаются с английским языком при счете. Примеры употребления цифр в виртуальных именах можно разделить на два типа:
— замена определенной буквы цифрой, графически на нее похожей – v0v, En3rgetic, V1adimir;
— замена целой части никнейма цифрой с совпадающим звучанием – 4ewa, gothic2m, semen10x, ver2shka, Model4Assembly.
- Использование нижнего подчеркивания.
Чаще всего подчеркивание заменяет запрещенный создателями Интернет-ресурса пробел между именем и фамилией участника: _svetlana_tokareva, darya_chunkina, kadsin_tema, morozova_nastya, vika_golovkina, jacky_magcon; между именем пользователя и годом рождения: tatyanka_1994, vovan_87, olchik_1993; между приставками и именами: la_nevada, miss_golovanova.
- Использованием точки.
В большинстве примеров точка (как и нижнее подчеркивание) заменяет собой пробел или сокращает одно из слов – a.harbor, albishka.vishenka, geworgian.alla, king.kiwi, igor.dolgorukov, diana.me.
- Использование знака апострофа.
Чаще всего апостроф в никах служит для сокращения одного из слов, входящих в состав имени – K’taib, l’one, M’donald, el’park. Во всех остальных случаях, на наш взгляд, апостроф является лишь приятным дополнением к графическому образу – Dmitriy’, ‘romance, decameron’, ‘nevada, ‘zebra.
Ниже приведена таблица популярности графических символов.
символ | количество, % |
«@» | 17,2 |
«$» | 10,3 |
заглавные буквы (латиница) | 20,7 |
цифры | 13,8 |
нижнее подчеркивание | 14,5 |
точка | 12,5 |
апостроф | 11,0 |
ИТОГО | 100,0 |
По результатам подсчетов, самыми частотными оказались ники с использованием заглавных букв латиницы и никнеймы, в которых встречается знак «@». Однако не стоит упускать группу индивидуальных имен с использованием нижнего подчеркивания. Как мы уже указали, в настоящее время наблюдается тенденция к упрощению, а так же самопрезентации личности через имена и фамилии. На этих основаниях мы предполагаем, что вскоре первое место в оформлении виртуальных имен займут именно те графические символы, которые не несут высокой эмоциональной окраски и способствуют лишь облегчению понимания.
Особую группу представляют имена, написанные слитно без использования каких-либо разделительных символов, совмещая одно, два или даже три слова в одно. Несмотря на то, что эта тенденция заметно затрудняет понимание значения никнейма, стремление к упрощению продолжает набирать обороты. divakovalexander, andreyklimanskiy, ekaterinavilsu, katilyynnn, anytkatrubina, sergeevaelena, ksushasergeeva47 – все эти пользователи утверждают, что просто не хотели тратить время на создание креативных ников и использовали свои имена и фамилии без дополнительных символов. Данный ход помогает им избежать оплошностей при входе в систему, поскольку Интернет-ресурсов слишком много, а запомнить расположение каждой точки в разных никах практически невозможно.
Проведенное исследование показало тенденцию к упрощению графического оформления никнеймов в целях увеличения скорости общения и создания образа, более располагающего к расслабленной атмосфере коммуникации. Сегодня вычурность и обилие различных графических знаков кажутся плохим тоном, на первый план выходят уже не псевдонимы или прозвища, накрывающие личность автора ширмой. Уровень анонимности снижается, личная жизнь участников общения становится все более открытой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникина Т. В. Сопоставительное исследование виртуального антропонимикона англоязычных, русскоязычных и франкоязычных чатов: дис. …канд. филол. наук: – Екатеринбург, 2011. – 212 с.
- Голомидова М. В. Русская антропонимическая система на рубеже / М. В. Голомидова // Вопросы ономастики. – 2005. – № 2. – С. 11–22.
- Супрун В. И. Развитие ономастического пространства Интернета / В. И. Супрун // Ономастика Поволжья. Материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. – М., 2004. – С. 53–58.[schema type=»book» name=»ГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ В ВИРТУАЛЬНЫХ ИМЕНАХ» author=»Аникина Татьяна Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]