На сегодняшний день главная задача дополнительного профессионального образования – обеспечение возможности непрерывного получения специалистами актуальных знаний, поскольку в настоящее время на самом высоком государственном уровне говорят о низком качестве подготовки практикующих врачей, требуя стратегически обоснованного решения этой проблемы [1]. Экспертная деятельность в любой области – относится к числу самых сложных ее видов, поэтому занимающийся ею специалист, в том числе врач судебно-медицинский эксперт, должен ориентироваться не только в смежных областях знаний, но подчас в очень далеких от обычного круга профессиональных специальных интересов [2], что предполагает рассмотрение сложных вопросов экспертной практики на циклах дополнительной профессиональной подготовки в учреждениях высшего медицинского образования.
В рамках реализации задач дополнительного профессионального образования на цикле повышения квалификации для врачей судебно-медицинских экспертов кафедра судебной медицины Уральского государственного медицинского университета (УГМУ) имела возможность определить наиболее актуальные проблемы экспертной практики, которые требовали от врачей судебно-медицинских экспертов новых методов, приемов, подходов при судебной медицинской оценке некоторых заболеваний и состояний. Вышесказанное стало возможным в связи с тем, что сотрудники кафедры судебной медицины являются врачами судебно-медицинскими экспертами различных отделов и отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, участвуют в работе врачебно-экспертных комиссий по разбору особо сложных случаев экспертной практики, являются членами аттестационной комиссии по специальности «судебно-медицинская экспертиза», осуществляют регулярные проверки экспертной документации. Опыт практической работы и анкетирование врачей судебно-медицинских экспертов позволили коллективу кафедры судебной медицины учесть запросы и потребности судебно-медицинской службы при формировании тематического плана лекционных и практических занятий для цикла постдипломной подготовки [3].
В 2016 году впервые занятия сотрудниками кафедры судебной медицины УГМУ на цикле повышения квалификации проводились в варианте выездного цикла обучения для врачей судебно-медицинских экспертов иного субъекта РФ — Пермского края.
С целью анализа мнения о качестве образовательных услуг врачам судебно-медицинским экспертам были предложены листки анкетирования, разработанные преподавателями кафедры и включающие в себя два блока вопросов. Ответы на вопросы первого блока позволили выяснить мнение респондентов об организации и качестве обучения в целом. Тематику второго блока вопросов определили частные разделы тематического плана занятий на цикле с целью выяснения мнения об информативности предлагаемого материала и практической его значимости.
Нами было опрошено 42 врача — 100% от общего числа слушателей, прошедших обучение на выездном цикле на базе Пермского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы (ГКУЗОТ «ПКБСМЭ») в 2016 г. В состав респондентов вошли врачи судебно-медицинские эксперты, работающие в отделах и отделениях ГКУЗОТ «ПКБСМЭ» в г. Перми, врачи судебно-медицинские эксперты районных отделений ГКУЗОТ «ПКБСМЭ».
Организация учебного процесса кафедрой судебной медицины УГМУ получила достаточно высокую оценку – 48% респондентов оценили работу на отлично, 36% считают, что работа организована хорошо, 14% оценил организацию занятий на «удовлетворительно»; один из обучающихся оценил работу на «неудовлетворительно» (Рис.1).
Рис. 1. Оценка по пятибалльной шкале качества образования на цикле усовершенствования «Вопросы патоморфологии и судебно-медицинской оценки некоторых заболеваний и состояний» (% от общего числа респондентов).
Отмечено всеми слушателями, что на занятиях практически всегда наглядно представляется современная информация, позволяющая приобрести новые знания. При ответе на вопрос о последующем возможном использовании в практической деятельности полученных знаний, отработанных умений, навыков подавляющее большинство ответивших высказались о том, что предлагаемые методики, технологии, подход к решению экспертных вопросов может и должен быть внедрен в практику работы врачей-танатологов.
Предложенные тестовые задания для контроля знаний обучающихся включали в себя большой круг вопросов, касающихся правого регулирования судебно-медицинской экспертной деятельности, организации работы экспертов отделов и отделений бюро, вопросов диагностики смерти от заболеваний, патогенеза и танатогенеза. Половина респондентов оценила тестовую форму контроля знаний на отлично, оценку «хорошо» определили 36% респондентов, по 7% слушателей оценили тестовые задания на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»; последние указали на необходимость уменьшить количество тестовых вопросов, касающихся судебно-медицинской оценки заболеваний, в частности, инфекционных болезней.
Результаты анкетирования показали высокую степень удовлетворенности качеством обучения по частным вопросам, касающимся судебно-медицинской практической деятельности — 86% слушателей считают, что качество преподавания заслуживает оценки «хорошо» и «отлично», в ответах 14% слушателей на некоторые вопросы имеются низкие оценки.
Анализ мнений о преподавании в разделе частных вопросов судебно-медицинской экспертной практики показал, что одной из актуальных проблем для судебно-медицинских экспертов в практической работе является формулировка судебно-медицинского диагноза, суждения о причине смерти, в том числе, определения непосредственной причины смерти. В работе судебно-медицинского эксперта важным является установление особенностей наступления смерти, длительности агонального периода, морфологии, отражающей особенности танатогенеза при травмах и заболеваниях, что практически всегда должно находить отражение в судебно-медицинском диагнозе. Лекционные и практические занятия, где разбираются вопросы структуры танатогенеза, примеры формулирования вывода об основной и непосредственной причине смерти, причинно-следственных связях повреждений и осложнений, особенностях переживания травматического шока, жировой эмболии и кровопотери респондентами оценены исключительно на «хорошо» и «отлично». Слушатели цикла высказали мнение о необходимости издания методического пособия или практического руководства для врачей судебно-медицинских экспертов, ординаторов, аспирантов, в котором должны быть представлены современные данные по вопросам патогенеза, танатогенеза заболеваний, травм и состояний с примерами формулировки судебно-медицинского диагноза.
Одним из самых сложных разделов работы врачей-танатологов является исследование случаев материнской смертности. Тесное взаимодействие кафедры судебной медицины, кафедры патологической анатомии, НИИ охраны материнства и младенчества, позволило предложить обучающимся тематические занятия по вопросам патологии беременности и послеродового периода, критических состояний до родов и после родов. Лишь четыре респондента посчитали недостаточно значимым для судебно-медицинской практики рассмотрение вопросов патологии беременности, периода родов и послеродового периода, а также причин антенатальной гибели плода. 74% опрошенных высказали мнение об актуальности и необходимости проведения указанных теоретических и практических занятий, оценив работу педагогов и организаторов цикла усовершенствования на «отлично», оценку «хорошо» определили 14 % респондентов.
Вызвали огромный интерес вопросы дифференциальной диагностики легкой черепно-мозговой травмы, травмы шейного отдела позвоночника, клинической картины хлыстовой травмы шеи. Ни один из респондентов не оценил качество проводимых занятий на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Таким образом, представляется актуальным увеличение часов практических занятий по клинической диагностике травмы и увеличение объема лекционного материала по вопросам патогенеза и причинно-следственных связей между травмой и наступившими для пострадавших последствиями.
Постоянные изменения в законодательстве РФ, появление новых нормативных документов МЗ РФ, касающихся контроля качества медицинской деятельности, в современных условиях сделали актуальными вопросы оценки качества выполнения судебно-медицинских экспертиз и исследований. Вышесказанное определяется и повышением требований к качеству обучения по специальности, результативности и качеству работы врачей судебно-медицинских экспертов с органами следствия, суда и здравоохранения. Имеющийся опыт работы судебно-медицинской службы Свердловской области со следствием, судом и медицинскими организациями был представлен в лекционном материале. Большой интерес к вопросам реализации задач судебно-медицинской службы, проблемам оценки качества деятельности судебно-медицинских экспертов был проявлен со стороны руководителей структурных подразделений ГКУЗОТ «ПКБСМЭ». Оценить актуальность и качество занятий в указанном разделе цикла врачам судебно-медицинским экспертам предлагалось в целом и детально по пятибалльной шкале (Таб. 1).
Таб. 1. Оценка качества занятий по вопросам организации судебно-медицинской службы в РФ, подготовки кадров в России и за рубежом, судебно-медицинской оценке качества медицинской помощи по пятибалльной шкале (абсолютное количество ответивших / % от числа всех респондентов).
Тема занятия | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | не ответили на вопрос |
Организация судебно-медицинской службы в РФ, подготовка судебно-медицинских экспертов в России и за рубежом | 27 / 64,8 | 11 / 26,4 | 4 /9,6 | ||
Судебно-медицинская экспертиза качества оказания медицинской помощи | 24 / 57,6 | 10 / 24 | 1 /2,4 | 7 / 16,8 |
Результаты анкетирования показали, что значительно больше половины врачей судебно-медицинские эксперты заинтересованы в вопросах современной организации здравоохранения, в том числе и судебно-медицинской экспертной деятельности, оценке качества оказываемой медицинской помощи населению. Наряду с обсуждением экспертных случаев и выявлением дефектов работы лечащих врачей, по результатам анкетирования возникла необходимость обобщения экспертного опыта по анализу качества работы врачей. Задача, по нашему мнению, может быть реализована при подготовке и проведении практических и лекционных занятий с врачами медицинских организаций, в том числе и на циклах повышения квалификации, издании учебных пособий для лечащих врачей, включающих ситуационные задачи по профилю оказания медицинской помощи, составленные по материалам повторных комиссионных судебно-медицинских экспертиз в рамках уголовных и гражданских дел, блоки тестовых вопросов для самоконтроля уровня знаний.
В заключение следует отметить, что кафедра судебной медицины на сегодняшний день имеет возможность контролировать результаты своей деятельности по реализации образовательного процесса в цикле повышения квалификации «Вопросы патоморфологии и судебно-медицинской оценки некоторых заболеваний и состояний» посредством выявления мнения обучающихся качеством преподавания. Ответы респондентов на вопросы, их анализ становятся основой для проведения корригирующих мероприятий с целью оптимизации учебного процесса и повышения качества образовательных услуг. Заведующий кафедрой судебной медицины и доценты кафедры в рамках производства повторных сложных комиссионных экспертиз по случаям исследования трупов и экспертизы потерпевших выявляют недочеты в работе экспертов, анализируют полученные данные с целью оптимизации преподавания на цикле повышения квалификации, направленности преподавания на профилактику экспертных ошибок, что каждый раз позволяет обновлять учебный материал и обеспечивает повышение профессиональной компетенции педагогов кафедры судебной медицины.
Использованные источники:
- Клевно В.А., Кучук С.А., Романько Н.А.. перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей судебно-медицинских экспертов в российской Федерации. Судебная медицина. 2015; 1;4: 51-54.
- Кедров В.С. Подготовку специалистов – на уровень современных требований. Актуальные вопросы судебно-медицинской науки и практики. Киров. 2015; 25-27.
- Долгова О.Б., Соколова С.Л., Вишневский Г.А. Анализ удовлетворенности врачей судебно-медицинских экспертов качеством преподавания на цикле тематического усовершенствования по специальности «Судебно-медицинская экспертиза». Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. Екатеринбург; 2013: 45-50.[schema type=»book» name=»КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ НА ЦИКЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ) » description=»Выполнена оценка результативности образовательного процесса цикла дополнительной профессиональной подготовки. Определено значение анализа мнений потребителей образовательных услуг.» author=»Долгова Оксана Борисовна, Соколова Светлана Леонидовна, Вишневский Георгий Александрович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]