События происходящие в Центральной и Восточной Европе, а именно напряженная геополитическая ситуация, связанная с конфликтом на Украине, оказали существенное влияние на развитие взаимоотношений между Россией и всех стран, не только европейского региона, но и запада. Санкции, введенные в отношении России, не только отрицательно повлияли на экономику, но и на деятельность компаний, функционирующих внутри страны. Введенные ограничения коснулись физических лиц, банковский сектор, сократили возможности и желание иностранным бизнес структурам инвестировать капитал в страну и поставлять некоторые товары. Поэтому всё бизнес сообщество России оказалось в затруднительном положении. Под ударом оказались не только отечественные организации, но и иностранные компании.
Во время рыночных ограничений и экономической нестабильности компаниям предстоит делать выбор, чтобы сохранить требуемый объем прибыли и лидирующее место на рынке, необходимо разработать определенную стратегию и провести оптимизационные мероприятия, которые сократят расходы на ведение бизнеса. Оптимизация затрат играет важную роль в процессе деятельности любого бизнеса, а в кризисный период становиться первоочередной задачей. Это позволит «выстоять» в период кризиса и повышенных рисков.
Любая компания, ставящая себе цель – выжить в условиях кризиса, предпринимает определенный комплекс мер, направленный на минимизацию издержек. Ключевой проблемой в такой период становиться: «выжить в условиях нестабильной экономики и высоких рисков?». Пытаясь найти ответ на этот вопрос компании разрабатывают различные стратегии, направленных на выполнение планов, исходя из кризисной ситуации. Экономия затрат на персонал выступает на первый план, в стратегии снижения затрат. Анализ деятельности компаний показал, что в 2015 году, на территории Российской Федерации, организации планируют снижать затраты, используя один или несколько из следующих инструментов, как один из путей решения выхода из кризиса:
1) Снижение расходов на обучение на семинарах, курсах, тренингах, на посещение конференций и форумов. При условии правильной организации работы представителя организации может быть достигнут огромный прямой и косвенный эффект, посредством посещения сотрудниками и менеджерами программ по обучению (семинаров, тренингов, курсов, стажировок), деловых и профессиональных мероприятий (конференций, форумов, круглых столов, симпозиумов), который способен многократно перекрыть понесенные издержки. Сюда относится:
- Приобретение новых технологических, деловых, отраслевых, профессиональных знаний, важных для развития предприятия
- Коллеги из других предприятий и отраслей обмениваются информацией и опытом.
- Производительность, эффективность и инициативность участника значительно увеличивается, благодаря энергетическому импульсу.
В условиях кризиса, компании сокращают количество проводимых семинаров, тренингов и курсов увеличивая эффективность посещения обучающих и деловых мероприятий. Либо закрывают их совсем.
2) Уменьшение расходов на связь и Интернет. На сегодняшний день учащаются случаи сокращения лимитов на телефонные разговоры по междугородней и международной связи во многих крупных промышленных предприятиях. Что касается перерасхода подразделений, в компетенции которых не входят внешние коммуникации, это может рассматриваться как верное решение. Однако установление более низкого лимита на телефонные разговоры для подразделений маркетинга, сбыта и снабжения приводит к обратной ситуации — снижению эффективности работы, так как результат этих сфер значительно зависит от интенсивности внешних и внутренних коммуникаций. Во избежание подобных ситуаций разрабатывается стандарт или регламент по международным телефонным переговорам, что позволяет увеличить эффективность и отдачу от данных расходов на предприятии. Такой стандарт является понятным и практическим инструментарием для эффективной работы сотрудников.
3) Снижение расходов на командировки. Одним из самых эффективных инструментов продвижения продукции предприятия, а также установления деловых отношений с партнерами считаются переговоры во время командировок . По этой причине в кризисное время, компания старается увеличить интенсивность работ с командировками, что означает отправление в дальние края большее количество менеджеров и на более продолжительный срок. Чаще всего в командировки отправляют сотрудников, умеющих эффективно организовать свою работу, то есть посетить максимальное число компаний в день и достигнуть поставленных целей за время проведения переговоров.
4) Сокращение расходов на привлечение внешних консультантов и независимых экспертов. На практике, мнение о проблеме, полученное со стороны позволяет получить наиболее объективную и независимую оценку, используемую как источник информации необходимой для разрешения существующей проблемы. Предприятия получают огромный внешний импульс развитию бизнеса, посредствам привлечения консультантов и независимых экспертов. В особенности это становится актуальным в критическое время, когда необходимы действия, при том и быстрые, и умные. В такой период, наиболее актуально проведение сокращения данных расходов, и реализации личного потенциала компании, при задействовании ее внутренних возможностей.
5) Снижение расходов на содержание персонала. В первую очередь необходимо снижать расходы на содержание персонала, относящихся к тем отраслям, у которых во время экономического роста была выявлена необоснованная динамика резкого повышения заработных плат, не являющейся следствием роста производительности труда или роста эффективности производства. Сокращения данных статей расходов первостепенно связаны с уменьшением премий и надбавок. В виде альтернатив заработной платы, которая является стимулом ключевых сотрудников, могут выступать: предложение участия в собственности компании, а также вознаграждение за рационализаторские идеи, премии, выдаваемые за особые достижения и прочее.
Что касаемо проведения сокращения численности персонала, то на сегодняшний день, во многих организациях – это единственный курс ко спасению. Поэтому сокращая численность персонала, компании стараются в краткие сроки реорганизовать структуру управления и сделать ее более эффективной. Главные цели в кризисное время: достижение максимальной активности и интенсивности использования интеллектуального и творческого потенциала, которым обладает персонал; стимулирование предпринимательства, рационализаторства и новаторства на всех уровнях предприятия.
Данные стратегии, направленные на создание устойчивости для бизнеса, в условиях финансовой не стабильности на территории РФ, являются ключевыми, и позволяют многим компаниям оставаться «на плаву» в столь не простое для них время[2].
Приведя ключевые стратегические направления, связанные с сокращение затрат на персонал, в период кризиса, актуальным остается вопрос: «Какие компании применяют какие меры?» Так, например, различные компании применяют различные стратегии, исходя из специфики свой отрасли:
- Основным направлением 2015 года «Билайн» выделил желание клиентов самостоятельно заниматься контролем расходов на услуги связи. Так как абоненты не будут тратить меньше, но переплачивать тоже нет желания и порой возможности, оператор планирует по-прежнему делать акцент на пакетных тарифах и опциях из разряда «одна опция – одна потребность». Однако для предотвращения появления убытка и сохранения стоимости предлагаемых услуг,
компания будет продолжать оптимизировать затраты, в том числе за счет сокращения персонала. В прошлом году уже проводилась оптимизация численности персонала, будет проводиться и в этом. Часть сотрудников планируется перевести на аутсорсинг, часть просто оптимизируется. - «АВТОВАЗ» оптимизирует численность персонала в 2015 году на 1,6 тыс. человек. Компания объявила о сокращениях еще в прошлом году. Сотрудники, попавшие под сокращение, были заняты в производстве автомобилей. Сейчас завод изучает возможность дополнительных сокращений из-за экономической ситуации. Ранее говорилось, что к 2020 году численность персонала «АВТОВАЗа» снизится на 20-25 тыс. человек в случае прекращения принятия новых сотрудников на работу, также планируется в апреле продолжить сокращения менеджеров. Компания уже сообщила о возможном увольнении 1100 управленцев. Оптимизация персонала связана с падением производства автомобилей «Lada» из-за падения спроса [3].
- Другой представитель производителей автомобилей «КАМАЗ» работает над проектами, направленными на оптимизацию численности персонала и повышение эффективности работников компании. На фоне падения продаж на российском авторынке и негативных прогнозов, также осуществляется деятельность, направленная на повышение эффективности работы руководителей, специалистов и служащих. На данный момент автогигант занимается проектом «Формирование труда вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих (РСиС)», в рамках которого будут определены нормы и разработаны методики расчета численности бухгалтеров, распределителей работ, ремонтного персонала и водителей погрузчиков. Предварительно служба трудовых отношений «КАМАЗа» провела внутренний бенчмаркинг численности работников в разрезе выполняемых функций. Кроме того, служба трудовых отношений работает и над оптимизацией процессов РСиС. В пилотном режиме запущена программа «Учет рабочего времени», которая дает возможность руководителям и специалистам отслеживать использование рабочего времени, анализировать рациональность его организации и улучшать производственные процессы [4].
- «РусФинанс Банк» в текущем году, предпринял на наш взгляд, наиболее широкий спектр мер. Банк, находящийся в составе группы «Societe Generale» разработал стратегию, позволяющую эффективно сократить издержки на персонале в 2015 году.
Таблица 1.
Анализ затрат в Русфинанс Банке в 2013 – 2015 годах [1].
2013 (в рублях) | 2014 (в рублях) | Изменение 2014/2013 (в %) | 1 квартал 2015 (в рублях) | |
Заработная плата персонала | (35 480 799,58) | (38 615 407,59) | 9% | (9 768 153,50) |
Обучение персонала | (355 298,96) | (380 662,18) | 7% | (71 408,55) |
Интернет | (221 339,79) | (55 507,55) | -75% | (10 412,68) |
Мобильная связь | (156 509,00) | (176 078,11) | 13% | (33 030,55) |
Командировки | (11 468 616,74) | (6 706 738,82) | -42% | (754 433,99) |
Оборудование для персонала | (142 696,34) | (91 145,73) | -36% | (17 098,06) |
Office supplies | (87 511,88) | (88 184,61) | 1% | (16 542,58) |
Консультационные услуги | — | — | 0% | — |
Почта | (56 529,33) | (62 398,83) | 10% | (11 705,42) |
Другое | (8 008 115,20) | (1 776 053,02) | -78% | (199 902,24) |
Аренда помещений | (798 800,00) | (70 965,39) | -91% | (13 312,42) |
СУММА ЗАТРАТ | (56 776 216,82) | (48 023 141,83) | (10 896 000,00) |
Проанализировав таблицу, можно увидеть, что банк в 5 раз сократил свои расходы, по сравнению с 2013 годом. Данные сокращения позволят банку не только удержать свою позицию на рынке, но и возможно получить плановую прибыль, не смотря на сложности в банковском секторе, связанным с высокой ставкой рефинансирования в 15%.
В заключении, необходимо отметить, предпринимаемые меры которые предпринимаются компаниями для сокращения издержек во время кризиса и оптимизации своих бизнес процессов, дают им дополнительные возможности в ведении бизнеса в перспективе. Те наработки, которые создаются во время кризиса, активно используются компаниями для совершенствования бизнеса вне кризисное время. Так, программы по сокращению издержек на персонале, трансформируются в новые проекты оптимизации бизнеса, путем реорганизации структуры управления, что позволяет компаниям успешнее функционировать, укреплять свою конкурентоспособность и, соответственно, увеличивать свои прибыли. Таким образом, экономия затрат на персонале в период кризиса, является инструментом, который открывает возможности улучшения своей деятельности.
Список использованной литературы
- Сайт коммерческого банка «Русфинанс Банк». URL: https://www.rusfinancebank.ru (Дата обращения 15.06.2015)
- Сайт информационного портала для специалистов по управлению персоналом. URL: https://www.pro-personal.ru/ SUP/ (Дата обращения 15.06.2015)
- Cайт информационно-аналитического портала «Финмаркет». URL: (Дата обращения 15.06.2015)
- Сайт информационного портала для предпринимателей. URL: (Дата обращения 15.06.2015)[schema type=»book» name=»»ЭКОНОМИЯ ЗАТРАТ НА ПЕРСОНАЛ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ»» description=»Бизнес сегодня, очень чутко следит и гибко реагирует на политические и экономические события, особенно в условиях геополитической напряженность и санкций в отношении России. Компании пытаюсь подстроиться под ситуацию для сохранения ключевых позиций на своем сегменте рынка, для чего они прибегают к комплексу мер, чтобы максимально эффективно функционировать в условиях экономический нестабильности. Данные меры, чаще всего, тесно связаны со снижение затрат на персонал, а именно: сокращения рабочих мест, снижение премиальных бонусов, реорганизация управленческого процесса. Персонал организации во время подъема в экономике выступает как ключевой фактор развития, а во время кризиса – основным инструментом снижения издержек. » author=»Богушевский Никита Валерьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]