Для успешного выхода из финансово-экономического кризиса нужна корректировка экономической политики государства. Поддержка перспективных направлений развития науки, техники, технологий и инновационных процессов должна носить не точечный характер, а строиться на системной основе, то есть требуется новая модель государственного управления и регулирования.
Для развития инновационных процессов в стране необходимо построение инновационной системы, так как понятие система включает в себя многомерные связи ее элементов. Создание эффективной инновационной системы может способствовать смягчению кризисных проявлений и повышению уровня социально-экономического развития страны. Регулируемая государством инновационная система должна способствовать объединению участников инновационного процесса и решить проблемы интеграции образования, науки, производства и рынка. Для создания такой инновационной системы в России обязательным условием является, прежде всего, формирование благоприятной инновационной среды, учитывающей политические, географические и социально – культурные реалии России.
Среда может обеспечивать или тормозить развитие инновационной деятельности. В условиях высокой степени неопределенности и изменчивости внешней среды, сложности общей экономической ситуации, благоприятная среда инновационной деятельности — необходимый и важный элемент развития социально – экономической системы как региональной, так и национальной.
Одним из главнейших условий развития среды инновационной деятельности является зрелость институциональной среды, с действующими механизмами, позволяющими постоянно развивать институты, стабилизирующие и регулирующие хозяйственную среду экономики. Это, прежде всего, касается права интеллектуальной собственности, эффективного использования стандартных прав собственности в сфере нематериальных активов, а также положений налогового и административного законодательств.
Качество инновационной среды определяется также и развитостью информационной среды инновационной деятельности. Несмотря на сложность экономической ситуации необходимо направить усилия и средства на создание или восстановление государственной системы научно-технической информации, без которой сложно иметь системные знания, являющиеся основой новой информационной экономики.
Главным ресурсом экономического роста становятся люди, обладающие знаниями, способные генерировать идеи и умеющие воплощать их в жизнь. Для этого главной задачей образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста должно стать выявление природных способностей человека и развитие в нем креативности. Развитие интеллектуального потенциала общества должно стать стратегической задачей государственной инновационной политики России.
Важной мерой качества человеческого капитала служит уровень образования в обществе [3, с.43]. В настоящее время в России продолжает сокращаться численность научных исследователей, снизился уровень преподавательского состава вузов и качество подготовки студентов. Кроме того, по полученным специальностям работает незначительная часть выпускников (по некоторым оценкам – лишь 25%). Выпускники вузов не только не хотят (из–за относительно низкой заработной платы), но и не подготовлены к работе в научной сфере. При значительных масштабах распространения высшего образования снижающийся качественный уровень образования (как среднего, так и высшего в целом) становится фактором, тормозящим инновационное развитие страны.
Для повышения качества образования и стимулирования инновационной активности должно быть создано адекватное материальное и информационное обеспечение труда ученых, преподавателей вузов и других специалистов, чтобы значительно увеличить приток молодежи в науку. Научно-технический прогресс становится возможным благодаря работникам, которые находятся в определенных общественных условиях. И эти условия в большей или меньшей степени ориентируют на научно-технический поиск, а могут и вообще не создавать к нему должных стимулов.
Возрастающие требования к интеллектуальной насыщенности труда требует существенного повышения общеобразовательного и профессионального уровня работников всех категорий способных воспринимать постоянно меняющуюся по объему и характеру информацию, обрабатывать ее, овладевать новыми знаниями, управлять сложными технологическими циклами и не только производственными.
Информация и данные представляют собой запасы сырья, которые используются в создании знания. От уровня знаний зависит состояние и развитие инновационности и конкурентоспособности организации, региона, страны, напрямую зависящие от степени включенности населения в инновационную деятельность. Включенности населения в инновационный процесс часто мешает информационный барьер, который наряду с другими барьерами, ослабляющими стимулы к инновациям, может заблокировать инновационный рост.
В Советском Союзе существовала система информационной поддержки науки и производства, которой занимались отраслевые министерства и научно – исследовательские институты. Сегодня те немногие НИИ, которые уцелели, сами испытывают информационный голод из–за дороговизны информационных ресурсов. Информация стала дорогим товаром. В связи с этим информация о последних достижениях в науке и технике чаще всего бывает получена из сети Интернет или совершенно случайными путями и не всегда является достоверной. То есть, разрушена система информирования науки и производства о научно – технических достижениях в различных областях науки и техники, рынок информационных услуг или отсутствует, или очень дорогой [1,с.9]. Недостаток информации и трудности в ее получении приводит к принятию необоснованных решений и не способствует развитию науки.
Появлению инновационной идеи способствует внешняя информация, полученная, или с помощью маркетинговых исследований, или через различные семинары и выставки. Кроме того, эта внешняя информация должна быть соразмерна с готовностью к инновациям и возможностями индивида, предприятия или фирмы.
Достоверная и полная как внешняя, так и внутренняя информация имеет большое значение для принятия решения о внедрении в производство инновационного продукта или услуги (рис. 1). Поэтому очень важным в принятии правильного решения является внедрение комплексных автоматизированных систем управления, позволяющих оперативно получать любую информацию о ресурсах, состоянии производства, потребителях, поставщиках и т.д.
Рисунок 1. Виды информационных ресурсов, необходимых для поддержки инновационной деятельности.
С учетом дороговизны информационных ресурсов как для предприятий и фирм, так и для научных и образовательных учреждений, выходом из сложившейся ситуации может служить создание интегрированной информационной системы в рамках регионов, а еще эффективнее в рамках федеральных округов на основе фондового хозяйственного механизма.
Накопленные знания становятся нам доступными через документы, хранящиеся на каких-либо носителях информации. В связи с этим термины «ресурсы знаний» и «информационный ресурс» являются синонимами.
Экономика знаний — это экономика, при функционировании и развитии которой значительно возрастает роль информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам знаний, созданных человечеством, с использованием современных информационных технологий.
Информатизация определяется как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [2,с.12]. Информационная экономика — неотъемлемая вспомогательная отрасль, развивавшаяся в недрах индустриальной экономики, а, развившись, приводит к переходу индустриальной экономики в стадию постиндустриальной. Таким образом, информация является стратегическим ресурсом и движущим фактором развития общества и имеет не только общенаучное, но и общецивилизационное значение. Термин «информация», от латинского «information”, означает изложение или разъяснение. Существует множество определений информации в зависимости от ее применения. В экономике информация проявляется в различных аспектах (рис. 2) [4].
В экономике информационного общества используется четыре ресурса: труд, капитал, индивидуальная, групповая и региональная свобода и релевантная информация (постоянно обновляемые знания, сведения и практические навыки людей). Труд и капитал служат факторами производства, а свобода и информация являются необходимыми условиями их эффективного использования.
Рисунок 2. Значение информации в экономике
Формирование информационной среды является одним из важнейших условий развития инновационных процессов, особенно их первой стадии — появления идей, которые являются продуктами интеллектуальной деятельности. Идеи и разработки становятся интеллектуальной собственностью автора или организации, и в последующем могут быть коммерциализированы, то есть, внедрены в производство, в результате чего получается новый продукт или новая услуга, приносящие определенный доход. Внедрение интеллектуальной собственности в производство, или коммерциализация инновации требует материальных условий и финансовых затрат на: защиту интеллектуальной собственности, содержание помещений, приобретение или аренду оборудования, заработную плату работников и так далее.
Инновационное развитие на начальном этапе вообще требует больших инвестиций в каждый элемент, участвующий в инновационном процессе, как со стороны государства, так и со стороны бизнес – сообщества. В России бизнес – сообщество начало формироваться в последние 20 лет, поэтому основной груз инвестиций ложится на плечи государства в то время как за рубежом основную долю затрат на создание и продвижение инноваций несет малый и средний бизнес. В России малый и средний бизнес, являясь наряду с образованием, наукой и производством элементом инновационной среды, участвующим в инновационной деятельности, сам нуждается в поддержке и развитии. Поэтому неотъемлемой составляющей инновационной стратегии должны стать программы партнерства и сотрудничества, кооперации и объединения усилий. Использование нелинейных моделей инновационного развития, и возникающие при этом обратные связи, меняющие структуру и механизмы инновационного процесса, должно способствовать стимулированию экономического роста в России.
Список литературы
- Информационная поддержка инновационного цикла / Ю.М. Арский [и др.] // Материалы международного форума «Инновационные технологи и системы».- Минск: ГУ «БелИСА», 2006.- С. 9-10.
- Хорошилов, А.В. Управление информационными ресурсами: учебник /А.В.Хорошилов, С.Н. Селетков, Н.В. Днепровская; под ред. А.В. Хорошилова. — М.: Финансы и статистика, 2006.- 272 с.
- Шинкевич А.И. Институциональное обеспечение накопления интеллектуального капитала в экономике знаний: монография /А.И.Шинкевич, С.С.Кудрявцева, М.В.Шинкевич; Казан. нац. исслед. технол. ун-т.- Казань: Изд-во КНИТУ, 2012. — 284 с.
- Экономика и экономическая теория: Информационная экономика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА МЕХАНИЗМА ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА» description=»Основой механизма выхода России из кризиса, по мнению автора, является формирование благоприятной инновационной среды, включающей в себя, прежде всего, благоприятную институциональную и информационную среду.» author=»Варламов Максим Геннадьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]