Одной из проблем управления предприятиями некоммерческого сектора является необходимость контроля их деятельности с учетом структуры и направлений финансирования, источников поступления финансовых ресурсов, что позволит обеспечить максимальную прозрачность информации для всех заинтересованных сторон. Это формирует ряд вызовов системе учета, которые наиболее четко проявляются в порядке и механизме учета товарно-материальных ценностей – которые будут рассмотрены на примере медицинского учреждения.
Некоммерческие организации используют в своей деятельности сразу несколько источников финансирования, выбор которых и, соответственно, методов привлечения средств, определяется стратегическим планом развития организации и зависит от ряда причин, даже от типа самой НКО [3].
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации [5].
Многие медицинские учреждения наряду с бюджетной осуществляют предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность учреждений здравоохранения заключается в оказании медицинских услуг физическим лицам на платной основе [2].
В этом случае необходимо организовать раздельный учет медикаментов по видам деятельности, так как оплата медикаментов, которые будут использованы в предпринимательской деятельности, за счет бюджетных средств не допускается, и поэтому будет расценена проверяющими органами как нецелевое использование бюджетных средств [2]. В Требованиях-накладных нужно отдельно указывать выдачу медикаментов, приобретенных за счет средств от предпринимательской и бюджетной деятельности.
Пример 1. Согласно выписанному Требованию-накладной хирургическому отделению требуются медикаменты:
— для бюджетной деятельности — на сумму 20000 руб.;
— для предпринимательской деятельности — 5000 руб.
Поэтому при раздельном учете медикаментов, приобретенных в аптеке за счет бюджетной и предпринимательской деятельности, эти операции будут отражены следующими бухгалтерскими проводками.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Выданы из аптеки медикаменты для бюджетной деятельности | 1 105 01 340 хирург.отд. | 1 105 01 340 склад | 20000 |
Выданы из аптеки медикаменты, приобретенные за счет средств от предпр.деят-ти. | 2 105 01 340 хирург.отд. | 2 105 01 340 склад | 5000 |
Списаны на расходы медикаменты, приобретенные за счет бюджетных средств | 1 401 01 272 | 1 105 01 440 | 20000 |
Списаны на расходы медикаменты, приобретенные за счет средств от предпр. деят-ти. | 2 401 01 272 | 2 105 01 440 | 5000 |
Это идеальный пример, поскольку вести такой учет можно только с применением компьютерной техники на всех этапах учета, также нужно владеть точной информацией: сколько и каких медикаментов потребуется на лечение больных за счет бюджетных средств, а сколько за счет средств от предпринимательской деятельности.
Как поступить, если с получением такой информации возникают сложности? В этом случае можно сделать следующее: вначале определить долю предпринимательской деятельности в общем объеме работы учреждения, а затем рассчитать сумму израсходованных медикаментов, приходящуюся на предпринимательскую деятельность, за месяц.
Пример 2. Из аптеки в хирургическое отделение выданы медикаменты на сумму 20000 руб., которые были использованы, в том числе, и в предпринимательской деятельности. Медикаменты приобретены за счет бюджетных средств. Лимиты бюджетных ассигнований из расчета на месяц составляют 300000 руб., выручка от предпринимательской деятельности — 60000 руб. Всего — 360000 руб.
Определим долю, которая падает на предпринимательскую деятельность в общем объеме учреждения — 17% (60000 / 360000) руб. х 100).
Определяем сумму израсходованных медикаментов, приходящуюся на предпринимательскую деятельность — 3400 руб. (20000 руб. х 17 / 100). Сумма израсходованных медикаментов на бюджетную деятельность — 16600 руб. (20000 — 3400).
Отразим бухгалтерскими проводками эти операции.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Выданы их аптеки медикаменты для бюджет. деят-ти | 1 105 01 340 хирург.отд. | 1 105 01 340склад | 20000 |
Оприходованы медикаменты, относящиеся к предпр.деят-ти | 2 105 01 340 | 2 302 20 730 | 3400 |
Сторно по бюджетной деятельности | 1 105 01 340 | 1 302 20 730 | (3400) |
Списаны медикаменты, израсходованные на ведение бюджет.деят-ти | 1 401 01 272 | 1 105 01 440 хирург.отд. | 16600 |
Списаны медикаменты, израсходованные на ведение предпр.деят-ти | 2 401 01 272 | 2 105 01 440 хирург. отд. | 3400 |
В результате получается переплата по медикаментам, поступившим за счет бюджетной деятельности, и недоплата — за счет предпринимательской деятельности. При последующем приобретении медикаментов предлагается произвести их оплату с учетом стоимости медикаментов, приобретенных за счет бюджетных средств, но израсходованных на деятельность, приносящую доход.
Таким образом, многие экономисты приоритетным считают пропорционально-долевой метод, распределяя расход по источникам финансирования, определив долю каждого источника в общем объеме расхода учреждения. Данная методика математически распределяет вроде бы все верно, но расход должен быть подтвержден листом назначения на каждого конкретного пациента и списание должно осуществляться по наименованиям в разрезе каждого источника финансирования [1].
Если следовать данной методике учета ТМЦ, старшая медсестра получает со склада аптеки 10 наименований того или иного препарата, 8 -из них закуплены на средства ОМС (Обязательного медицинского страхования), 2 – от доходов от предпринимательской деятельности. Если 8 наименований будут списаны на больных по источнику финансирования ОМС, 2 – на платных пациентов, то Листы назначений можно заполнить правильно. Отчеты по расходу за месяц, за год по источникам финансирования можно сформировать с помощью компьютерных программ. И, казалось бы, зачем нужна иная методика учета?
В действительности же, например, в отделения больницы неотложной помощи в среднем в месяц поступает порядка 600-700 пациентов, расход препаратов составляет тысячи наименований. Без определенной методики учета в таком количестве препаратов уже сложно определить источник финансирования средств, на которые приобретен тот или иной препарат и на какого пациента был потрачен, точнее из какого источника финансирования средств пролечили того или иного пациента.
Еще одна особенность учета в медицинских учреждениях заключается в том, что расход медикаментов на пациентов осуществляется не упаковками и не пачками, а флаконами, одной или несколькими таблетками, граммами спирта, ваты, сантиметрами лейкопластыря. Итак, эти тысячи наименований препаратов распадаются на десятки тысяч ампул, таблеток и т.д. В этих условиях наладить учет движения товарно-материальных ценностей медицинского назначения достаточно сложно. Сложно уследить за количеством, куда что потрачено, при этом необходимо учесть и источник финансирования самого препарата, и источник финансирования пациентов.
Учесть все особенности учета в учреждении позволяет предметно-количественного учета.
Предметно-количественный учет товара означает, что товар учитывается по количеству в натуральных (торговых) единицах и по стоимости в денежном выражении. Для каждой поступающей на склад партии товара фиксируется информация о цене, сроках годности [4].
Предметно-количественный учет лекарственных средств позволяет: вести аналитический учет, планировать потребность учреждения в тех или иных препаратах, контролировать остатки на складе аптеки и отделения.
Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утверждается Министерством здравоохранения РФ.
Для получения более детальной информации для всех заинтересованных сторон рекомендуется использовать данную методику учета для всех лекарственных средств учреждения.
Список использованной литературы
- Валова С. Учет лекарственных средств: поступление и списание //Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2011. — №5.
- Зернова И. Учет медикаментов// Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2006. — №4
- Макеева О.С., Штефан М.А., Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций: понятие, классификация, особенности формирования и использования// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2014.- №22.
- Орлова Т.С. Особенности учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету // Бухучет в здравоохранении. — 2012.- №5.
- Пономарева Л.Н. Особенности раздельного учета в негосударственных некоммерческих организациях //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. — №93[schema type=»book» name=»Формирование алгоритма внедрения одной из методик учета товарно-материальных ценностей медицинского назначения.» description=»Организации используют в своей деятельности сразу несколько источников финансирования, в связи с чем необходимо организовать раздельный учет медикаментов по видам деятельности. В статье рассматривается пропорционально-долевой метод учета медикаментов и понятие предметно-количественного учета.» author=»Вдовина Галия Карямовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-08″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]