Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТРА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТРА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В современных условиях мировая финансовая система проходит фазу трансформации, связанную с децентрализацией, валютно-финансовой глобализацией и развитием регионального сотрудничества. Кроме того, в последние десятилетия усилилась тенденция усиления роли государств в формировании международных, региональных, зональных финансовых центров, в том числе в странах с развивающимися рынками. В результате расширяются операции на «новых» финансовых центрах (Китай, Сингапур, Сеул, Варшава и другие), успешно конкурирующих со «старыми» глобальными международными финансовыми центрами (МФЦ), функционирующими в Лондоне и Нью-Йорке.

В связи с реализацией программ развития экономических связей России возникает объективная необходимость стимулирования финансовых механизмов обеспечения интересов субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры финансового рынка.

Существенный интерес для формирования концепции МФЦ представляют работы зарубежных авторов: Атья О., Леунг С., Унтеробердорстер О., Швезингер Х., Ям Дж., раскрывающих значение финансового рынка страны – участника мирохозяйственных связей для реализации программ развития. Однако, проблема организации и администрирования финансового центра в Российской Федерации в настоящее время подвергается сомнению.

Важным направлением исследований является раскрытие способов решения ключевых задач развития финансового рынка Российской Федерации в целях обеспечения стратегических интересов страны – участника мирохозяйственных связей.

Как справедливо отмечено в Концепции создания МФЦ в России, «финансовые рынки играют важную роль в стимулировании экономического роста, позволяя добиться более эффективного распределения инвестиционных ресурсов и рисков». Первоочередной мерой стимулирования развития финансового рынка Российской Федерации, созданию предпосылок модернизации экономического сотрудничества должно стать объединение технологических и институциональных платформ МФЦ стран – партнёров в развитии многостороннего экономического сотрудничества, целью которого является повышение уровня жизни населения и укрепления роли стран в мировой экономике. При этом роль организаторов и координаторов становления зонального МФЦ целесообразно принять на себя государствам – партнёрам с учетом опыта успешных глобальных финансовых центров.

Мировой опыт показал, что ключевыми факторами успешного функционирования МФЦ являются:

—   высокоразвитая финансовая инфраструктура;

—   благоприятный инвестиционный «климат»;

— вовлеченность национального финансового рынка в потоки мирового капитала;

— совместимая регулятивная основа деятельности экономических субъектов;

—  высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие реализацию поставленных задач.

Практика показала, что МФЦ успешно функционирует в рамках реализации экономического сотрудничества не менее двух стран – партнёров. В этой связи представляется возможным утверждать, что Российская Федерация является международным финансовым центром Евразийского экономического союза, БРИКС, ШОС и других стран — партнёров.

Однако, развитие финансового центра в России не будет успешным из-за преобладания экспортно-сырьевой модели реального сектора экономики, слабости или институциональной отсталости финансового сектора, высокого потенциала системных рисков.

Как свидетельствует зарубежный опыт, пруденциальные меры центрального банка, нацеленные на стабилизацию положения в национальной банковской системе и покупательной способности национальных валют в системе международных валютных, кредитных и финансовых отношений, могут стимулировать внутренний и внешний спрос на нее или сдержать развитие национального финансового рынка.

В этих целях развития инфраструктуры финансового рынка центральные банки используют следующие инструменты:

  • лимиты чистых инвестиционных позиций финансовых институтов;
  • более жесткие требования к кредитам, номинированным в иностранной валюте, по сравнению с кредитами, номинированными в национальной валюте;
  • более строгие нормативы рисков инвалютной ликвидности по сравнению с международными стандартами;
  • введение жестких лимитов на разрывы в валютах пассивов и активов или разрывов в их срочности;
  • завышенные капитальные требования (как по величине капитала, так и по его достаточности) по сравнению с международными стандартами;
  • дополнительные требования по резервированию на возможные потери по ссудам и приравненным к ним активам;
  • использование мер контр — циклического регулирования.

         В настоящее время стратегия развития российского финансового рынка и банковского сектора не учитывает рекомендации, имеющие мировой характер. Представляется целесообразным совершенствовать инфраструктуру финансового рынка и реализовывать гибкую политику, направленную на укрепление инфраструктуры МФЦ в Российской Федерации. Мерами, направленными на оптимизацию международных финансовых отношений, по – нашему мнению, являются: введение нормативных уровней «рисковости» активов, привязанных к динамике темпов роста ВВП; разработка правил формирования консервативного буферного капитала и контр — циклического буфера (первый может быть использован на покрытие потерь банков в периоды финансового стресса, а второй – на увеличение консервативного буфера в периоды экспансии), их величина может быть привязана к определенным индикаторам, например, темпам роста кредитного портфеля банка; ограничение уровней финансового и операционного левереджей капитала банка первого (основного) уровня (например, определение минимального и максимального размера отношения капитала 1-го уровня к сумме совокупных активов банка и забалансовых требований), что повысит ответственность акционеров и менеджмент банка за рисковость проводимой хозяйственной стратегии; переход на дифференцированные регулирование деятельности и надзор над разными по размерам и системно-функциональной значимости банками.

       Анализ международного опыта показал, что в целях предотвращения развития негативных тенденций финансового рынка регулятор устанавливает различные ограничения: а) максимальное соотношение между объемом кредитного портфеля и объемом выданных ипотечных и жилищных кредитов;

б) допустимые соотношения между долгом и доходом заемщика; в) прямые меры по ограничению кредита; г) резервные требования; д) налоги на кредиты; е) таргетирование объемов кредитования определенных секторов экономики.

          Представляется целесообразным учесть опыт стран – реципиентов глобальных МФЦ при формировании стратегии развития банковского  сектора Российской Федерации.

В ходе исследования перспектив формирования финансового центра Евразийского экономического союза и БРИКС эксперты выделили наиболее важные условия совершенствования конкурентоспособности финансового рынка стран — партнёров. В этой связи, представляется целесообразным выделить наиболее важные институциональные проблемы банковских систем указанных стран, которые требуют незамедлительного решения в целях повышения спроса на национальные валюты, обеспечивающие эффективное функционирование МФЦ: 1. Степень концентрации банковского бизнеса в банках с высокой долей государственного участия (Сбербанк РФ, группа ВТБ в России). В современных условиях участниками мирового финансового рынка не признается высокая доля монополизации. Например, в Германии рынок считается монополизированным, если на долю двух игроков приходится более половины его объема. Соответственно, чрезмерная рыночная власть должна быть ограничена мерами антимонопольного регулирования для создания на банковском рынке условий равной конкуренции. Предполагается решить такую проблему посредством постепенного выхода государства из капитала банков с государственным участием. Однако, при этом, такие банки сохранят монополистическое позиционирование в банковском сегменте в случае реализации стратегической цели – максимизации прибыли. Банки с государственным участием — институты развития – являются агентами правительств и обеспечивают решение ключевых стратегических задач государства.

  1. Структурная слабость рынка межбанковского кредитования. При сохранении действующей модели развития российского банковского сектора межбанковский рынок не может быть эффективным. Структурная слабость, оптовое финансирование, направленное на привлечение внешних заимствований, а не на механизмы рефинансирования, по нашему мнению, являются препятствием развития рынка межбанковского кредитования.
  2. Отказ от поддержки программы развития МФЦ в России создаёт угрозу финансовой безопасности России и противоречит процессам регионализации международного экономического сотрудничества, предполагающего решение задач экономического развития и расширения использования национальных валют в обеспечении интересов стран – партнёров.

Анализ банковских систем БРИКС, например, показал, что в настоящее время имеет место процесс развития многоуровневых систем финансовых посредников (т.е. состоящей из разных по типу деятельности кредитных организаций). При этом фиксируется курс на формирование практически не соприкасающихся друг с другом подходов к финансовому посредничеству, предлагающему клиентам одинаковые базовые продукты (расчеты, депозиты, кредиты). В частности, используются модели банковского регулирования на основе типов институтов, а не их функций. В результате кредитные операции банков регулирует центральный банк, а кредитные операции, например, кредитной кооперации, другие федеральные службы (например, министерство финансов или пр.). Такой разнонаправленный подход означает, что в рамках национальных финансовых систем существуют отдельные кредитные системы, функционирующие на основе различных регулятивных норм, что не способствует эффективному и безопасному функционированию финансовых рынков стран — партнёров.

  1. Высокий уровень «плохих кредитов». Решение данной проблемы возможно с учётом коррекции подходов к формированию резервной политики банков, когда банк опирается на собственное профессиональное суждение о рисках по ссудам и самостоятельно обосновывает оценки кредитного риска (например, пролонгирует кредит до того момента, пока он не станет чистым убытком) или же устанавливать выгодную «ставку» резерва, в рамках диапазона, официально заданного регулятором.

Как показала практика, решение указанных проблем способствует совершенствованию инфраструктуры международного финансового рынка и развитию экономического сотрудничества.

В частности, развитие международного финансового центра Евразийского экономического Союза и БРИКС во многом зависит от политики стран – членов, направленной на: расширение спектра финансовых услуг инвесторам, желающим войти на рынки БРИКС или стремящимся привлечь капитал из стран — членов; высококачественные финансовые услуги клиентам, уже работающим на зональном рынке; обеспечение привлекательности инвестиционной политики; развитие транснациональных финансовых сделок на пространстве БРИКС, Евразийского экономического союза, СНГ.

Используя опыт ведущих МФЦ (Нью-Йорк, Лондон, Шанхай, Гонконг, Сингапур) выделим базовые характеристики, достижение которых будет способствовать развитию МФЦ в России: открытый, справедливый финансовый рынок и гибкое законодательство; отсутствие существенных валютных ограничений; квалифицированная рабочая сила; преобладающее использование совместимых технологических и языковых платформ;  справедливый, открытый, эффективный юридический и регулятивный режим;      обоснованный и справедливый налоговый режим; применение международных стандартов и наилучших практик (IOSCO, BIS, и др..);    низкие издержки ведения бизнеса (минимальное бюрократическое вмешательство и т.п.); стабильная политическая и экономическая среды.

Решение указанных задач зависит от политической воли, направленной на формирование высокого качества, доступности и удобство финансовой инфраструктуры — основы МФЦ.

Кроме того, по мнению представителей деловых кругов, доминирующим негативным фактором, препятствующим развитию программ МФЦ в настоящее время является несовершенство законодательства в защите прав собственности, сложившаяся судебная система, последствия финансово – экономических санкций.

Справедливый, открытый, гибкий и эффективный законодательный и регулятивный режимы деятельности кредитно – финансовых институтов страны – реципиента МФЦ должен быть: а) совместимым с режимами стран — партнёров; б) позволять участникам рынка принимать экономический риск финансовой деятельности; в) располагать политической поддержкой; г) быть свободными от коррупции. Озабоченность наличием коррупции, чрезмерными ограничениями способно разрушить инвестиции, ограничить возможности экономического роста и создания рабочих мест. Например, справедливая и не дискриминирующая юридическая система важна для нормальных и предсказуемых коммерческих и банковских операций. Обоснованные и предсказуемые процедуры банкротства важны для доверия инвесторов и эффективного размещения капитала, так как позволяют участникам мирохозяйственных связей входить на рынок и управлять активами.

Регулятивная среда, формируемая центральным банком, играет ключевую роль в развитии финансового центра. Процесс разработки правил должен обеспечивать бизнес возможностью выражать свои взгляды и озабоченность относительно регулятивной практики. Рыночная дисциплина, сопровождаемая поправками и комментариями, обычно улучшает качество регулирования.

Кроме того, справедливое усиление юридических и регулятивных требований в условиях высокой волатильности рынков важно для привлечения инвестиций. Опыт показывает, что на практике меры, направленные на обеспечение безопасности участников рынка являются конкурентным преимуществом городов (стран), стремящихся стать финансовыми центрами. Обоснованный режим включает адекватные ресурсы регулирования, аполитичность, независимость принятия решений, отсутствие дублирования, процессуальные гарантии. Сложившиеся процедуры и предсказуемость важны для доверия участников рынка.

В целом, решение указанных проблем связано с развитием финансовой инфраструктуры, привлекательной для участников мирохозяйственных связей – важная задача Банка России, Министерства Финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и других регуляторов, от которых зависит создание условий, необходимых для укрепления роли и места России в мировые экономики. Развитие и поддержка, прежде всего Банком России, программы развития инфраструктуры МФЦ в Российской Федерации способствует эффективному использованию торговых площадок в интересах национальных экономических субъектов и их партнёров, содействует расширению международных расчётов, кредитных и финансовых операций в национальных валютах стран – партнёров, обеспечивает развитие технологических платформ международного финансового центра.

Список литературы

  1. Атья О., Швезингер Х. Региональные финансовые центры и их роль в привлечении инвестиций. // Финансовые центры: Франкфурт-на-Майне и Москва. 2012. 5Р
  2. Leung C., Unteroberdoerster O. Hong Kong SAR as a financial center for Asia: trends and implications// IMF WP/08/57. Washington: IMF, March 2008. 20 Р.
  3. Yam J. Competition and cooperation among global and regional financial centers. Speech on 9 May 2008. URL: https://www.bis.org/review/r080514c.pdf.
  4. Андрюшин С.А. Денежно-кредитная политика Банка России в 2010–2014 гг.: прогнозы и результаты // Банковское дело, 2013, № 12 С. 10-15 (в соавторстве).
  5. Ведев А.Л. Структурная модернизация финансовой системы России // Перспективы России. М.: Банк Москвы, ИНСОР. 2010. – 32 с.
  6. Ярыгина И.З. Банковские системы и банки в условиях глобализации, Финуниверситет, 2011. 349 с.[schema type=»book» name=»ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТРА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» description=»В современных условиях международных экономических отношений решение вопросов содействия развитию валютного, кредитного и финансового сотрудничества со странами – партнёрами имеет важное значение для обеспечения национальных интересов Российской Федерации. Цель. На основе анализа мирового опыта определить объективную необходимость формирования инфраструктуры международного финансового центра в Российской Федерации и разработать предложения, направленные на развитие международных финансовых отношений и продвижение национальных интересов России. Метод. Системный, структурно – функциональный и эмпирический методы исследования обеспечили рассмотрение актуальных вопросов формирования механизмов экономического сотрудничества стран – партнёров. Результат. Бенчмаркинг процессов формирования мировых финансовых центров способствовали обоснованию необходимости оптимизации программы развития международного финансового центра в России. Выводы. Сделан вывод о том, что укреплению роли Российской Федерации в мировой экономике способствует совершенствование инфраструктуры финансового рынка и гармонизация инструментов обеспечения международных экономических связей.» author=»Ярыгина Ирина Зотовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-08″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found