Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В целом успешно проводимая политика государства по развитию экономики дает весомые плоды. В общем, за 10 последних лет эта политика стала причиной ускоренного улучшения макроэкономических показателей страны. Так, ВВП страны вырос в 3,2раза, среднедушевой уровень ВВП увеличился в 2,8 раза, ненефтяной сектор – в 2,6 раза, а среднегодовой экономический рост составил 12,9 %.  За 10 лет стратегические валютные резервы выросли в 31 раз, внешнеторговый оборот страны в 6,6 раза, экспорт в 9,3 раза, импорт в 4,1 раза, а ненефтяной экспорт в 4,7 раза [1].

Быстрыми темпами   развивалось предпринимательство. Следует заметить, что в Азербайджане помощь в развитии предпринимательства является основным приоритетным направлением экономической политики государства. Развитие предпринимательства, усиление ее господдержки, защита прав и законных интересов предпринимателей, устранение искусственных препятствий, возникающих в развитии предпринимательства являются постоянно в центре внимания. Поэтому с целью развития в стране предпринимательства и еще большего расширения мероприятий в области государственной поддержки предпринимательства в последние годы проведены значительные работы в направлении совершенствования законодательства, создания инфраструктуры, увеличения льготной финансовой поддержки, защиты прав предпринимателей и других направлениях, приняты специальные Государственные программы и решения. В результате этого возросла роль предпринимателей в экономическом развитии страны, и они превратились в одну из ведущих сил общества.

Наиболее важными достижениями за последнее время стали диверсификация экономики, создание благоприятных условий для частного предпринимательства, в результате чего стал реальным высокий темп роста ненефтяного сектора, являющийся также результатом внедрения современных технологических процессов, эффективного использования существующего потенциала, производства  конкурентоспособных на мировом рынке товаров.

Предприниматели должны воспользоваться всеми имеющимися возможностями. У них накоплен достаточный капитал,  который необходимо вкладывать в развитие страны, особенно в реальный сектор.

Одновременно, надо привлекать и зарубежных инвесторов в ненефтяной сектор. Они обычно заинтересованы во вкладывании средств в нефтегазовый сектор. Поэтому ставится задача вовлечения иностранных инвесторов и в другие секторы путем использования их при создании технопарков,  агропарков  в рамках принятых специальных программ.

Совсем недавно были внесены изменения  в административные регламенты «Электронная регистрация коммерческих юридических лиц», «Электронная регистрация индивидуальных предпринимателей», и «Порядок постановки на налоговый учет и снятия с налогового учета физических лиц». Помимо этого, в соответствии с внесенными изменениями, скоростная электронная регистрация ООО в Азербайджане будет производиться мгновенно после внесения необходимых данных в информационную систему. Прежде на регистрацию коммерческих юридических лиц в Азербайджане требовалось три дня, а на электронную регистрацию – от одного до трех дней.  [2]

Как было отмечено выше, в Азербайджане идет весьма активное развитие, заметно растет жизненный уровень в стране. В республике для предпринимательской деятельности создан благоприятный инвестиционный климат, о чем свидетельствуют данные мировых финансовых институтов и рейтинговых организаций- “Индекса глобальной конкурентоспособности 2013-2014” , ”Fitch Ratings “,”Standart &Poor’s” и т.д.

Большую работу проводит Национальный Фонд Развития Предпринимательства (НФПП) при Министерстве Экономического Развития по поддержке малого и среднего бизнеса.

Так, за последние 10 лет со стороны НФПП в целом 19,1тыс. предпринимателям было выдано льготных кредитов на общую сумму 1,2 млрд. манатов, в результате чего было открыто110 тысяч новых рабочих мест [3].

Большие задачи предстоит решить в республике и в контексте Концепции развития «Азербайджан – 2020: взгляд в будущее» [4]. Так, по этой концепции предусматриваются следующие основные направления развития и совершенствования:

  • повышение конкурентоспособности экономики;
  • сохранение макроэкономической стабильности;
  • усиление координации монетарной и фискальной политики;
  • улучшение бизнес-среды и поддержка личной инициативы;
  • развитие рынка финансовых услуг;
  • совершенствование внешнеторговой и инвестиционной политики.

С целью развития предпринимательства основным приоритетом стратегии экономического развития государства является постоянное улучшение бизнес-среды, в результате чего будет налаживаться производство высококачественной, экспортоориентированной  и конкурентоспособной продукции. Государственная политика, проводимая в этой области, будет направлена на еще большее улучшение среды предпринимательской деятельности, совершенствование государственной  поддержки и обеспечение улучшения отношений государство-предприниматель. В последующие годы будут проводиться  нижеследующие мероприятия:

— продолжение работ по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;

— еще большее совершенствование других институциональных механизмов отношений государство-предприниматель;

— еще большее улучшение финансового обеспечения предпринимателей в регионах;

— улучшение производственного, рыночного и социального инфраструктурного обеспечения предпринимательства, в том числе, ускорение развития современных механизмов рыночной инфраструктуры (финансы, банковская и страховая система, фондовый рынок, аудит, ипотека, лизинг, франчайзинг);

— поддержка усилий по эффективному взаимному сотрудничеству между малыми, средними и крупными предприятиями в регионах, в том числе по расширению и усилению производственно-кооперационных связей.

Как должен развиваться малый бизнес в Азербайджане:

— повышение качества государственного регулирования: эффективность, исполняемость и стабильность правового поля;государственно-партнерские отношения; ответственность власти; снижение административного прессинга; доступ­ность информации.

— доступность ресурсов развития: доступные кредиты и микрокредиты; доступ к рынку имуще­ства; эффективная инфраструктура; специальные программы развития; кадры.

— создание или возрождение конкурентной среды: сокращение участия государства в бизнесе; вывод чиновника из бизнеса; умеренность аппетита естественных монополий; справедливая конкурен­ция на региональных и отраслевых рынках.

— налоговая политика: низкие ставки налогов, простое налоговое администрирование, минималь­ная отчетность, налоговая система, поощряющая предприятия к развитию.

На какие средства будем осуществлять перечисленные меры деятельности:

  • деньги и ссуды государственных фондов развития;
  • специальные займы развития, которые пойдут только на поддержку экономики страны, государственные облигации;
  • инвестиционные и инновационные институты, государственные или совместно с биз­несом;
  • государственное или иностранное участие в разных проектах;
  • ссуды коммерческих банков под умеренные проценты;
  • частные азербайджанские и иностранные компании;
  • и, конечно, рынок: эмити­рование акций или облигаций и привлечение денег соответственно.

Для улучшения условий для развития предпринимательства и усиления мер государственной поддержки малых и средних предприятий необходимо:

  1. подготовка определенных критериев с целью обеспечения развития малого и среднего предпринимательства с применением международного опыта, усиление мероприятий по государственной поддержке малых и средних предприятий;
  2. создание новых организационно-экономических моделей развития предпринимательства, в том числе промышленных зон и бизнес-инкубаторов;
  3. совершенствование законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
  4. усовершенствование процедуры выдачи специальных разрешений (лицензий);
  5. направленность мероприятий государственного контроля, в первую очередь, на усиление защиты прав предпринимателей, пресечение безосновательных проверок;
  6. инвентаризация документов, предоставляемых для получения разрешения на предпринимательскую деятельность, и законодательства по процедурам их выдачи, устранение всех параллелей в этой сфере, подготовка регламента выдачи разрешений;
  7. применение новых корпоративных стандартов с целью повышения эффективности и прозрачности деятельности государственных компаний и акционерных обществ.

 

Список литературы.

  1. Отчет Кабинета Министров Азербайджана «О деятельности Кабинета Министров Азербайджанской Республики в 2014 году». Баку,2015 год
  2. Газ. «Неделя».Бизнес Баку,с.10. 02.2015
  3. www.anfes.gov.az Данные Национального Фонда Развития Предпринимательства (НФПП) при Министерстве Экономического Развития.2014

4. Концепция Развития «Азербайджан-2020: взгляд в будущее.  Указ Президента об утверждении Концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее».[schema type=»book» name=»УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ» description=»В статье рассмотрены проблемы улучшения условий для развития предпринимательства в Азербайджане. » author=»Векилова Камиля Исмаил кызы» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found