Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Занятость населения – актуальная проблема современности. Особые трудности трудоустройства при рыночных отношениях имеет молодое население страны. Молодежь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь. Поэтому очень важна государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.

Ежегодно в органы труда и занятости населения Оренбургской области в поисках работы обращается в среднем около 20 тыс. молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, из них около одного процента составляют выпускники учреждений профессионального образования. По сравнению с началом 2014 года численность безработных уменьшилась на 524 человека и на 19 августа 2014 составила 12159 человек. Уровень безработицы снизился с 1,21 до 1,14 процентов. Потребность предприятий в кадрах возросла в 2 раза. В настоящее время в областном банке данных содержится 18307 вакансий (на 01.01.2014 – 8836 ед.). Это в 1,5 раза превышает численность безработных.

Одним из важных аспектов занятости молодежи является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Большинство современных молодых людей выбирают более престижные профессии, которыми давно перенасыщен рынок труда. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием.

Проблема занятости и безработицы, как молодежи, так и всего работоспособного населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. И, к сожалению, в начале нового XXI века эта проблема не исчезла. Можно даже сказать, что она приобрела новую окраску. Важно отметить, что занятость является важнейшим условием сохранения и развития человеческого потенциала. Отсутствие работы лишает людей не только средств к существованию, но и приводит к потере квалификации и трудовых навыков. Именно от того, насколько полно заняты люди в сфере производственного труда, во многом зависит стабильность в социально-экономической сфере общества и морально-нравственное состояние населения.

Также, следует упомянуть о том, что сегодня вопросы трудоустройства и поиска применения своих навыков и способностей волнуют многих молодых людей. Граждане данной категории населения встречаются с рядом проблем при выборе достойной работы. В свою очередь и  работодатели сталкиваются с дефицитом профессиональных кадров, готовых трудиться и воплощать новые идеи. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы как регистрируемой, так и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями.

В Оренбургской области проблемой трудоустройства молодежи занимаются Государственная служба занятости Оренбургской области и Государственное Управления «Областная молодежная биржа труда». Государственная служба занятости населения Оренбургской области  осуществляет свою деятельность по вопросам занятости молодежи на основе  Закона от 01 сентября 2006 г. № 579/107-IV-ОЗ «О государственной молодежной политике в Оренбургской области» [2], постановления Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2011 г.  № 844-пп «Об областной целевой программе содействия занятости населения Оренбургской области на 2012 – 2014 годы» [3], Закона Оренбургской области от 22.08.2012 №1031/299-V-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере содействия занятости населения в Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 15августа 2012 года №1031) [4], постановления Правительства Оренбургской области от 14 октября  2013 г.  №836-пп «Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014 — 2020 годах» [5].

В частности в Оренбургской области устанавливается система мероприятий социально-экономического, организационного и правового характера, в соответствии с которой осуществляется поддержка предпринимательской деятельности молодежи и молодежных предприятий. Молодежными предприятиями признаются создание и действующие на территории Оренбургской области предприятие, в штатном расписании которого молодые граждане составляют не менее 70 процентов от численности работников и при условии, что более 50 процентов уставного капитала предприятия принадлежит молодым гражданам или молодежным организациям, если занятие ими хозяйственной или хозяйственной коммерческой деятельности не выходит за пределы установленных задач. При регистрации молодежного предприятия вносится регистрационный сбор в размере 50 процентов от установленной ставки регистрационного сбора. Молодежные предприятия, осуществляющие социально приоритетную деятельность, в установленном законом порядке могут быть освобождены от уплаты части налога на прибыль, остающейся в Оренбургской области.

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда, во многом зависит от деятельности служб занятости в области трудоустройства. В настоящее время они способны обеспечить рабочими местами лишь небольшую долю обращающейся к ним молодежи. Это связано, во-первых, с высокой напряженностью на рынке труда, во-вторых, с тем, что предъявляемые молодыми безработными требования к рабочим местам неоправданно высоки. Низкая стартовая зарплата в сочетании с установкой на скорейшее получение высокооплачиваемой должности служит тормозом при трудоустройстве молодых.

Таким образом, в процессе анализа нормативно-правовой базы был сделан вывод о недостаточном внимании законодателей к проблемам финансового обеспечения полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ в процессе реформы. Российская Федерация не может полностью снимать с себя обязанностей по финансированию данных полномочий при финансовой недостаточности самого субъекта Российской Федерации.

Для реализации полномочий субъект РФ должен располагать финансовыми средствами, по меньшей мере, в размере, необходимом для обеспечения минимального уровня прав, льгот и гарантий для работников, который, согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, должен устанавливаться отдельным федеральным законом.

Для решения вопросов трудоустройства молодых специалистов в области прошел телемарафон «Актуальные вопросы трудоустройства на селе в условиях экономического кризиса», организованный Оренбургским государственным аграрным университетом совместно с Министерством труда и занятости населения Оренбургской области. На встречах освещались проблемы занятости молодежи, целевого обучения кадров для села. В рамках мероприятия прошли дискуссии по вопросам совершенствования деятельности по трудоустройству и закреплению молодых специалистов, в которых приняли участие работодатели и выпускники. Задаваемые вопросы преимущественно касались перспектив трудоустройства по полученной профессии, возможности участия в дополнительных программах по направлению службы занятости. Всего в 2010–2014 гг. проведено 8 телемостов в г. Бузулуке, Сорочинске, Адамовском, Илекском, Оренбургском и Ташлинском районах. Участниками телемарафона стали работодатели 15 городов и районов, около 1,5 тыс. студентов-выпускников Оренбургского государственного аграрного университета и его филиалов, других профессиональных учебных заведений и общеобразовательных школ.

Чтобы помочь молодому специалисту решить проблемы трудоустройства, службой занятости реализуется программа дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, одним из направлений которой является стажировка выпускников профессиональных учебных заведений. В процессе стажировки выпускник получает не только практические навыки, которые необходимы для трудоустройства, но и заработную плату. Данная программа выгодна и работодателям. Она помогает в подборе работников необходимой квалификации с учетом специфики работы предприятий и организаций.

В целях определения порядка взаимодействия между центром занятости населения и работодателями Министерством труда и занятости населения Оренбургской области разработаны и утверждены методические рекомендации по организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования. Органами службы занятости населения Оренбургской области осуществляется обязательное информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда. Информация предоставляется как определенному кругу лиц, так и неопределенному, путем размещения материалов на информационных стендах, проведением массовых мероприятий (Дни службы занятости, Дни открытых дверей, акции «Выбор», «Долг»). Проводятся ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, заседания клуба «Кадры и рынок», брифинги, конференции, встречи с работодателями, представителями органов местного самоуправления, выпускниками.

В январе-декабре 2014 года соответствии с заключенными договорами была организована временная занятость граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Из общего числа участников программы временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы 1,8 процента – граждане в возрасте от 16 до 18 лет. Трудоустройство граждан осуществлялось по следующим профессиям: администратор, бухгалтер, заведующий складом, делопроизводитель, секретарь, менеджер, юрист, дежурный пульта, горничная, курьер, лаборант, парикмахер, плотник, повар, подсобный рабочий, продавец, слесарь-ремонтник, дворник, сторож, электросварщик, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания, уборщик производственных помещений и др.

В рамках программы по временному трудоустройству безработных граждан в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих среднее и высшее профессиональное образование и ищущих работу впервые, приняли участие 386 молодых специалистов (в 2013 году – 427 чел.). Выполнение годового задания составило 100,3%. Их трудоустройство осуществлялось по таким профессиям и специальностям, как: бухгалтер, делопроизводитель, инженер-конструктор, менеджер, секретарь, помощник юриста, экономист, лаборант химического анализа, техник, водитель, слесарь КИПиА и др.

ЦЗН г. Оренбурга в рамках заключенных договоров обеспечена занятость 42 молодых специалистов. Так, выпускница «Оренбургского государственного колледжа» была трудоустроена лаборантом химического анализа в ООО «Химзавод спектр», 2 выпускницы «Оренбургского юридического колледжа» – помощниками юристов в ООО «Юридическая фирма «Практика» и ООО «Автоюрист», выпускник «Оренбургского государственного экономического колледжа-интерната» – менеджером по продажам в ООО «Группа компаний «Рыжий», девушка, окончившая «Оренбургский автотранспортный колледж», бухгалтером – в ООО «Центр аудита и консалтинга «Гарантия» и др.

В ситуации безработицы у человека возрастает ощущение тревожности, снижается самооценка. Поэтому наиболее эффективными методами работы службы занятости становятся услуги по социальной адаптации на рынке труда. В 2014 году государственную услугу по социальной адаптации получили 672 человека в возрасте до 30 лет. Услуга, оказывается, по индивидуальной форме и в группах.         При формировании групп специалисты учитывают возрастные особенности, психологическое состояние клиента, особенности нервной деятельности, уровень эмоционального напряжения, состояние здоровья, профессиональные предпочтения. В зависимости от данных показателей безработные граждане распределяются на занятия по определенной программе.

Так, в Центре занятости населения  Оренбурга государственная услуга для молодых специалистов оказывается в рамках программы: «Диплом есть! Что дальше?». Программа включает в себя элементы психологического тренинга и практических методик, позволяющих осознать собственную профессиональную позицию и выстроить индивидуальный план действий. Занятия направлены на активизацию жизненных позиций и целей, освоение технологии поиска работы. Органы труда и занятости населения Оренбургской области осуществляют активную профессиональную ориентацию граждан. Среди получивших профориентационные услуги 50 процентов составляют молодежь до 30 лет (13910 чел.).

Таким образом, исследовав ситуацию на рынке труда Оренбургской области, можно сделать вывод, что спрос на рабочие места гораздо превышает предложения. Важно отметить, что спрос работодателей, в основном, ориентирован на рабочие профессии, что, к сожалению не может предложить современная молодежь. Молодые люди чаще всего выбирают более привилегированные профессии: юристы, экономисты и бухгалтера. Но в Оренбургской области ведется активная работа по содействию молодым гражданам в поисках подходящей работы, а также осуществляется профессиональная ориентация, психологическая поддержка и адаптация молодых специалистов.

 

Список использованных источников

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации. — М.: Приор, 2010.
  2. Закон № 579/107-IV-ОЗ «О государственной молодежной политике в Оренбургской области» от 01 сентября 2006 г. // СПС «Консультант Плюс»
  3. Закон Оренбургской области от 22.08.2012 №1031/299-V-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере содействия занятости населения в Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 15августа 2012 года №1031). // СПС «Консультант Плюс»
  4. Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2011 г. № 844-пп «Об областной целевой программе содействия занятости населения Оренбургской области на 2012 – 2014 годы» // СПС «Консультант Плюс»
  5. Постановление Правительства Оренбургской области от 14 октября 2013 г.  №836-пп «Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014 — 2020 годах». // СПС «Консультант Плюс»
  6. Артемов О.Ю. Кадровый менеджмент: практическое руководство для руководителей и специалистов кадровых служб / О.Ю. Артемов — М.: Приор, 2012. — 411с.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ» description=»Основной целью данной статьи является изучение ситуации на молодежном рынке труда Оренбургской области, а также выявление основных проблем и основные направления деятельности государственных органов в содействие молодым специалистам. » author=»Викулова Наталья Сергеевна, Смотрина Ольга Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found