Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Развитие в последние десятилетия научно-технического прогресса, колоссальный социальный бум, развитие информационно-коммуникационных технологий, все это затронуло общемировую тенденцию реорганизации системы образования. Все тенденции приобретают характер общеконтинентальных, а зачастую даже общемировых. Изменения политического строя, неизбежно повлекли за собой изменения и всех направлений, включая систему образования. Так, Карманова Д.А. отмечает, что сегодня на первый план вышли умение работать с информацией (добывать, обрабатывать, использовать), а также способность реагировать и эффективно использовать стремительно возникающие и развивающиеся инновации. При этом традиционная система образования, основанная на принципах просвещения, направленная на трансляцию знаний, сохранение и воспроизводство духовного опыта, социализацию личности, определяемая состоянием общества и отвечающая «социальному заказу», становится неэффективной в условиях возрастающей информационной динамики, глобализации и модернизации общества[2].

Реформа европейских национальных систем высшего образования осуществляется в рамках Болонской декларации (1999 г.), что предусматривает создание единого европейского образовательного пространства, в частности направленного на высшее образование. Данная декларация и ряд других нормативных документов выступают, так называемым «Болонским процессом». Поскольку Европейские страны консолидируют все направления на одной единой платформе, то одной из таких платформ выступает система образования. Именно система образования во много отвечает за формирование социальной адаптированности и сокращению социальной раздробленности.

Концептуально, «Болонская система» заключается в придании «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»)[3]. Для достижения этой цели, реализуются задачи по переходу на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура), использованию единой системы оценки трудоемкости в виде зачетных единиц, взаимное признание квалификаций, и одним из важных направлений — повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном).

Для реализации данной концепции в отечественной системе образования 19 сентября 2003 г. Россией была подписана Болонская декларация и Россия официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства. Как известно, дальнейшее совершенствование высшего профессионального образования в России связано с реализацией идей этого документа[5]. После подписания данной декларации последовали внедрения «Федеральных целевых программ развития образования» [6;7;8;9].Так, согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы, подписанной Дмитрием Медведевым,  все высшие и средние профессиональные учебные заведения должны будут работать в соответствии с требованиями Болонского и Туринского процессов. Туринский процесс, не столь широкоизвестен, как Болонский процесс, но тем не менее Туринский процесс представляет собой целостный и документированный анализ состояния реформирования профессионального образования и обучения в целом ряде стран, не включенных в Копенгагенский процесс, куда допущены только страны-члены Европейского Союза, и являющихся традиционными партнерами ETF[11]. В Туринском процессе участвуют страны Северной Африки, Ближнего Востока, Западных Балкан, Восточной Европы и Центральной Азии.

 В целях реализации перехода согласно конвенциям и программам, подготовлены соответствующие «дорожные карты» по их выполнению, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29.12.2012 г., Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы и другие документы Правительства Российской Федерации. Так, на данном этапе внедряются к реализации: переход на компетентностно-ориентированные федеральные государственные образовательные стандарты, модульные программы (ФГОС 3+); законодательная база позволяет внедрять сетевое взаимодействие, как механизм государственно-частного партнерства; — развитие системы внутреннего менеджмента качества образовательных организаций во взаимосвязи с процессом создания и развития системы независимой оценки качества образования[10], а именно — уровень качества программ бакалавриата и их соответствие требованиям рынка труда может быть установлено с учетом профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и тд. Также, ведущее место в реализации перехода занимает механизм инновационного развития образования, за счет применения электронных технологий. Новые электронные технологии обучения, обеспечивают эффект социального обучения, характеризуются открытым информационно-коммуникативным пространством, опосредованы новым дизайном, прежде всего — через опору на мультимедийные средства обучения и гипермедиа[4].

Таким образом, с использованием информационно-коммуникационных технологий, применение которых возможно в образовательном процессе, возможна реализация различных вариаций сетевого обучения, а также широкое применение дистанционных образовательных технологий.

Как справедливо отмечает Акопов Г.Л., тотальная информатизация социума значительно модернизирует социопрофессиональные потребности общества. Меняются требования к квалификации, образованию кадров с учетом изменения особенностей труда человека. Творческая, интеллектуальная деятельность постепенно заменяет физический труд. В информационном обществе на первое место выходит производство информационных товаров и услуг. Информатизация социума существенно меняет систему общественного устройства. За счет развитой информационной инфраструктуры глобальные знания, аккумулированные в информационно-коммуникационных сетях, становятся доступны повсеместно и в любое время[1].

Подытоживая вышеизложенное, следует заметить, что процесс изменения системы образования неразрывно связан с внедрением общемировой тенденции – использованию информационно-коммуникационных технологий, которые имеют ряд преимуществ, к основным из которых целесообразно отнести повсеместную возможность использования и доступность. Сама по себе интеграция, преследует цель общей доступности образования и активации мобильности обучающихся, а также единой платформы для формирования и внедрения стандартов.

 

Литература:

  1. Акопов Г.Л. Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации общества. Современное образование. 2014. № 3. С. 81-91.
  2. Карманова Д.А. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации. Лабиринт – журнал социально-гуманитарных исследования. https://journal-labirint.com/?p=522
  3. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.А. Болонский процесс в вопросах и ответах.  Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 108 с.
  4. Международный инновационный университет: от разработки новой методологический платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания.
    Берулава Г.А., Яковлева-Чернышева А.Ю., Тординава И.К., Беляева Е.В., Довгаль Л.С., Дружинина А.В., Гулянова Л.П., Барагунова И.К.Высшее образование сегодня. 2014. № 11. С. 51-56.
  5. Морозова В. С. К вопросу о присоединении России к Болонскому процессу (правовой аспект). Международное публичное и частное право, 2008, N 1
  6. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 (ред. от 5 мая 2007 г.) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 — 2010 годы» // СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 186;
  7. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы»;
  8. Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р «О концепции Федеральной программы развития образования на 2006 — 2010 годы»;
  9. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2765-р Об утверждении концепции ФЦП развития образования на 2016–2020 годы
  10. Туринский процесс 2014. Российская Федерация. file:///C:/Users/PC1/Downloads/turinskij_process_2014_rossijskaja_federacija.pdf
  11. type=»book» name=»ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ» description=»На современном этапе развития прослеживается общемировая тенденция повсеместного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий. Безусловно, рост использования инновационных технологий во всех сферах жизни неразрывно связан с научно-техническим и информационным прогрессом. В настоящее время, выстроен принципиально новый подход к уровню подготовки и квалификации кадров. Все эти тенденции стали факторами, обуславливающими изменения в системе образования, внедрение инновационных подходов.» author=»Пашинская В.В.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found