В условиях необходимости встраивания стратегий развития муниципалитетов, в общую региональную стратегию, снижения диспропорциональности территориального развития в рамках региона все больше возрастает потребность в разработке единого методологического подхода и сводной оценке потенциальных возможностей каждого муниципального образования.
Для обобщенной (агрегированной) оценки потенциальных возможностей муниципальных образований, включающей всю совокупность воспроизводственных процессов, протекающих на территории, на наш взгляд в наибольшей мере подходит оценка их воспроизводственного потенциала.
Как показывает проведенный анализ проблема оценки воспроизводственного потенциала на муниципальном уровне пока должного подхода в научной литературе и практике работы органов местного самоуправления не получила, имеющиеся данные носят разрозненный характер.
В экономической литературе имеется немало дискуссионных вопросов по проблемам оценки воспроизводственного потенциала, определению направлений его развития, поэтому данная проблематика привлекает внимание научного сообщества.
На основании анализа подходов к определению данного понятия, а также учета объемного исследовательского материала по проблемам воспроизводства на разных уровнях территориальной организации, автором данной работы предлагается следующее определение воспроизводственного потенциала муниципального образования.
Воспроизводственный потенциал муниципального образования — это способность к воспроизводству муниципального продукта и достижению поставленных стратегических целей, реализуемая посредством использования комплекса базовых и приобретенных ресурсов, условий их использования и достигнутых результатов функционирования воспроизводственной системы муниципального образования.
Предлагаемое автором понятие включает в себя все переменные, участвующие в процессе воспроизводства муниципального продукта: ресурсы, условия их использования и результат, достигнутый муниципальной воспроизводственной системой.
Таким образом, воспроизводственный потенциал, с одной стороны, отражает сложившиеся в процессе воспроизводства муниципального продукта соотношения между всеми структурными элементами потенциала. Его состояние, величина, структура, качественные характеристики представляют собой результат функционирования воспроизводственной системы. С другой стороны, воспроизводственный потенциал является одним из основных факторов для следующего цикла воспроизводства и во многом определяет дальнейшее социально-экономическое развитие муниципальных воспроизводственных систем.
Несомненная взаимосвязь и взаимозависимость этих двух глобальных сфер требуют исследования воспроизводственного потенциала муниципальных образований с позиции системного подхода.
Для дальнейшего формирования методологии оценки воспроизводственного потенциала на муниципальном уровне, считаем необходимым выделить основные свойства воспроизводственного потенциала муниципальных образований, которые необходимо учитывать при разработке математической модели его преобразования и оценки.
В рамках концепции анализа воспроизводственного потенциала региона представителями школы региональной экономики республики Башкортостан выделены четыре свойства воспроизводственного потенциала экономической системы, в том числе [4]:
- объективность возникновения;
- регулируемость;
- способность к наращиванию;
- наличие в потенциале субъектной и объектной составляющей.
Считаем возможным рассматривать указанные свойства применительно и к муниципальному уровню экономики.
Кроме того, с точки зрения системного подхода к рассмотрению воспроизводственного потенциала муниципального образования, считаем необходимым указанные выше свойства дополнить свойствами целостности, структурированности, иерархичности, функциональности и целенаправленности.
Рассмотрим выделенные свойства более подробно.
В качестве первого свойства выступает объективность возникновения, которая проявляется в том, что воспроизводственный потенциал как объект существовал и в период плановой экономики, существует и в условиях рыночной экономики.
Необходимость исследования воспроизводственного потенциала предопределяет, с одной стороны, возникновение конкурентной борьбы, необходимость выявления и реализации потенциальных возможностей в обеспечении вклада региона (муниципального образования) в потенциал национальной (региональной) экономики, с другой стороны, — всестороннее удовлетворение внутренних потребностей, самостоятельное комплексное социально-экономическое развитие [4].
Второе свойство – регулируемость. На современном этапе обращает на себя особое внимание категория управления воспроизводственным потенциалом [4], которая может стать базовой для регулирования механизмов управления воспроизводственной системы.
Это подтверждается многими публикациями, в которых говорится о преимущественном потреблении имеющегося потенциала без рассмотрения вопросов его формирования, увеличения и эффективного использования [4].
При этом под управлением воспроизводственным потенциалом на муниципальном уровне нами подразумеваются процессы:
— принятия и реализации стратегических решений, основанных на сопоставлении потенциала территории с возможностями и угрозами внешней среды, в которой она действует; оценке уровня использования потенциальных возможностей; оценки эффекта от вкладываемых инвестиций в воспроизводственный процесс;
— создания и поддержки способностей, достаточных для выполнения обязательств, устойчивого развития, осуществления изменений и создания необходимых стратегических резервов.
Мы согласны с мнением Янгирова А.В., что управленческое воздействие будет эффективным лишь при условии осуществления комплексных мер и в области формирования, и в области использования воспроизводственного потенциала.
Третье свойство – способность к наращиванию [4]. При этом, выделяется два направления наращивания воспроизводственного потенциала экономической системы, движение по которым может привести к одному из трех вариантов ее дальнейшего развития.
Первый вариант развития экономической системы связан с преимущественным использованием имеющегося потенциала. В основном подобная ситуация возникает в случае преимущественно сырьевой направленности развития территорий, низким кадровым потенциалом, высокой изношенностью основных фондов, неразвитостью сектора личного потребления. Данный вариант предполагает траекторию экстенсивного экономического роста.
Совершенно противоположный вариант развития предполагает преимущественное формирование (увеличение) потенциала, характеризующееся обновлением основных фондов, накоплением инвестиционной базы, снижением уровня безработицы, ростом инновационного потенциала и т.д. Данный вариант способствует развитию по интенсивному пути.
Третий вариант – развитие в условиях сохранения потенциала на одном и том же уровне. В данном случае предполагается сбалансированное развитие воспроизводственной системы, в условиях своевременного реагирования на потребности экономической и социальной составляющих потенциала.
Общая задача управления воспроизводственным потенциалом на всех уровнях территориальной организации заключается в том, чтобы возникающие, предполагаемые обязательства территорий точно соответствовали имеющемуся потенциалу. Зная воспроизводственный потенциал территории на стратегический период, можно рассчитать обязательства на этот период.
Стратегически неверным является управление воспроизводственным потенциалом территории, направленное на его сохранение, без обеспечения его наращивания.
Поэтому, при принятии решений о разработке тех или иных проектов развития территории, необходимо выполнять качественную оценку существующего воспроизводственного потенциала и оценку влияния предлагаемых в проектах изменений на его сохранение и развитие.
Четвертое свойство воспроизводственного потенциала экономической системы является то, что его величина не является константой, а размеры и границы находятся в постоянном движении (динамике). Это свойство предопределяется наличием в потенциале субъектной и объектной составляющих [4].
По объективному содержанию потенциал – это результат, полученный воспроизводственной системой, ресурсы и условия их использования. Субъективное содержание потенциала – организационно-управленческие способности людей и инновационный подход к управлению и использованию объективной составляющей потенциала. При этом субъективное содержание во многом предопределяется имеющимися объективными условиями.
Учитывая данное свойство наращивание потенциала возможно за счет либо объектной, либо субъектной составляющей. То есть один и тот же ресурс при разных условиях его использования будет обладать разным потенциалом.
Пятое свойство целостности является основополагающим в теории систем и означает несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость свойств целого из свойств отдельных ее частей.
Система как целое порождает при своем делении элементы системы, и эти элементы существуют в силу наличия целого. Это свойство системы как целого определяет методологические проблемы, связанные с количественным описанием, измерением и моделированием систем [2].
В плане воспроизводственного потенциала экономической системы это свойство означает, что его функционирование и наращивание хотя и определяются составляющими элементами, но в то же время в количественной оценке не равны алгебраической сумме оценок входящих в него элементов.
Шестое свойство — структурированность воспроизводственного потенциала.
Под структурой понимается совокупность элементов, связей и отношений между элементами потенциала.
Структурированность системы неразрывно связано с понятием иерархичности, которое означает, что система как целое является многоуровневой организацией, при этом каждый ее элемент может рассматриваться как отдельная система, а сама исследуемая система является элементом системы более высокого уровня организации [2].
В отношении воспроизводственного потенциала это свойство означает, что воспроизводственный потенциал на муниципальном уровне является подсистемой воспроизводственного потенциала региона, который, в свою очередь, отражает состояние воспроизводственной системы всей национальной экономики.
Каждый из элементов воспроизводственного потенциала ‑ инвестиционный, трудовой, природно-ресурсный и инновационный потенциалы и др. ‑ являются отдельными системами, которые далее также структурируются на подсистемы и элементы.
Элементы воспроизводственного потенциала (локальные потенциалы) находятся во взаимосвязи и в совокупности определяют состояние всей системы.
Свойство функциональности системы в отношении воспроизводственного потенциала означает, что каждый его элемент действует и взаимодействует с другими элементами в соответствии со своим функциональным назначением [2]. Непрерывным функционированием отдельных элементов и системы в целом определяются структура и качественные характеристики воспроизводственного потенциала.
Важнейшим свойством любой системы является ее целенаправленность, которая означает, что система функционирует в соответствии с поставленными целями. Достижению этих целей подчинено организационное строение системы, когда каждый элемент ее функционирует в соответствии с основной целью системы, выполняя задачи по достижению этой цели [2].
Следовательно цели по управлению воспроизводственным потенциалом не должны противоречить общим целям социально-экономического развития территорий.
Вышеизложенные положения дают возможность представить изучаемый объект в виде системы, проанализировать процесс его формирования, условия функционирования и структуру. Рассмотренные свойства воспроизводственного потенциала муниципальных образований по нашему мнению должны учитываться при разработке модели оценки воспроизводственного потенциала на муниципальном уровне.
Список литературы:
- Авагян Г.Л., Саитова М.Ю., Саитов А.Б. Современные подходы к определению содержания экономической системы региона: элементы нового синтеза.
- Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М. Теоретические и методические основы моделирования экономического потенциала: Журнал «Российское предпринимательство» № 6 (66) за 2005 год, cтр. 54-57.
- Хомяков С.В. Моделирование воспроизводственных процессов в равновесных многоотраслевых экономических системах: Автореферат диссертации, Новочеркасск, 2003.
- Янгиров А.В. Методология анализа воспроизводственного потенциала региона: Монография. – Уфа: РИЦБашГУ, 2008.-178 с.[schema type=»book» name=»СТРУКТУРА И СВОЙСТВА ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ» description=»В статье предлагается авторское определение воспроизводственного потенциала муниципальных образований, обосновывается необходимость рассмотрения данной экономической категории с точки зрения системного подхода, выделены основные свойства воспроизводственного потенциала муниципальных образований, которые необходимо учитывать при разработке математической модели его преобразования и оценки.» author=»Улас Юлия Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]