Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОДЕЖДЫ В РОССИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОДЕЖДЫ В РОССИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Швейная промышленность — это важнейший вид промышленности, предприятия которой обеспечивают экономическую и социальную безопасности страны, содействует решению социальных проблем. Одежда, являясь базовым товаром народного потребления, играет важную социальную роль в жизни человека. Так по данным опроса исследовательского холдинга «Ромир» абсолютное большинство граждан России до 20% своей заработанной платы тратят на одежду и обувь. Порядка 22% опрошенных респондентов — от 20 до 30% зарплаты, а 8% россиян – регулярно расходуют больше трети своего дохода на продукцию швейной и обувной промышленности. Только 28% потребителей рынка уделяют меньше 10% своего дохода на одежду и обувь [5].

Согласно «Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года» от 3 июля 2008 года, разработанной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, доля российской продукции швейной промышленности на розничном рынке к 2020 году должна увеличиться с текущих 25 до 50% [1, с. 58]. В обеспечении такого базового и массового товара страна не должна нуждаться в большой доли импорта, Россия должна иметь национальную швейную промышленность, способную обеспечить стране независимость от стран-импортеров.

Для повышения производительности и эффективности работы зарубежных странах необходимо четко понимать проблемы функционирования таких предприятий и факторы — причины возникновения, которые отрицательно влияют на экономический результат деятельности и отрасль в целом. При инвестировании в новое предприятие или стремлении повысить эффективность ныне действующего — необходимо выявлять факторы возникновения экономических рисков и оптимизировать их.

Проблемы, отрицательно влияющими на экономический рост и финансовую устойчивость предприятий-производителей одежды, а также их причины их возникновения представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Проблемы российских предприятий-производителей одежды и их причины возникновения

 

Проблема

Причины возникновения

1 Высокая доля импортной конкурентной продукции — значительные конкурентные преимущества иностранных производителей (дизайн, качество, цена)

— отставание отечественных производителей от модных тенденций, изменяющейся конъюнктуры мирового рынка одежды

— высокий удельный вес контрафактной нелегальной продукции

2 Присутствие нелегального импорта — пробелы в законодательстве в отношении таможенного и налогового регулирования международных перевозок, карго-перевозок

— использование «серых» и «черных» схем провоза товара на территорию страны

— коррумпированность таможенных служб

3 Технологическая и техническая отсталость — моральный и физический износ основных производственных фондов, оставшихся от советских предприятий

— неразвитость отечественно машиностроения в сфере производства оборудования и комплектации для швейных предприятий

— высокая стоимость иностранного высокотехнологичного оборудования

— недостаток научно-исследовательской базы для совершенствования технологий производства

— низкая инвестиционная привлекательность страны, повышенные ставки по кредитам

4 Низкий уровень научной и инновационной детальности в отрасли — незначительный уровень инновационной деятельности из-за отставания от мировых тенденций и высоких цен на ее ведение

— отсутствие научно-исследовательской отраслевой деятельности из-за снижения государственного бюджетного финансирования научных и инновационных разработок

5 Кадровая проблема — снижение имиджа труда производственного рабочего в отрасли и культуры производства

— отсутствие условий для привлечения новых молодых высококвалифицированных специалистов и профессиональных рабочих кадров

— дефицит опытных специалистов высокой квалификации — маркетологов и менеджеров, специалистов в отрасли производства и продвижения одежды управленческих кадров

6 Неразвитость кластерной системы построения бизнеса — разрозненность производств, представляющих звенья цепочки одного производственного цикла в силу исторического неэффективного советского территориального планирования

— большие расстояния между потенциальными частями кластера

— необходимость крупного объема инвестиций в построение новых кластерных систем производства одежды

7 Отсутствие сырьевой базы и комплектующих — высокий уровень необходимых инвестиций в развитие наукоемких современных технологий производств натуральных и синтетических тканей, постановку новых предприятий по производству синтетических материалов

— ориентация российских производителей на сырье натурального происхождения по технологиям и на производствах, введенных в советское время тогда, когда значительную долю и больший ежегодный прирост в потреблении имеют более дешевые синтетические материалы

8 Неразвитость системы эффективного продвижения и позиционирования товара — значительная доля неорганизованного формата розницы

— низкий уровень благосостояния населения, отсутствие стремления к модным тенденциям и популярным брендам

— отсутствие опыта раскрутки брендов, эффективного маркетингового продвижения, построения коммуникаций с потребителями, правильного позиционирования товара на отечественном и зарубежном рынке одежды

9 Низкая инвестиционная привлекательность — общегосударственный низкий рейтинг инвестиционный привлекательности, связанный с высокими процентными ставками кредитования, экономическими и политическими кризисами, высокими рисками инвестирования

Источник: составлено автором.

Высокая доля импортной конкурентной продукции, в том числе присутствие нелегального импорта является одной из самых значительных проблем. Нелегальный импорт и подпольное производство вдвое превышает уровень легального производства и импорта в России [2, с. 29].

Технологическая и техническая отсталость отечественных предприятий швейной промышленности также в значительной мере отрицательно влияет на неразвитость отечественного рынка одежды. Одной из причин такой отсталости является моральный и физический износ основных производственных фондов, оставшихся от советских предприятий, и низкая доля современного технологичного оборудования. Так доля оборудования в легкой промышленности в сфере переработки сырья и производства готовой продукции, которая эксплуатируется более 15 лет, составляет 60% [4]. В результате изношенности и морального устаревания оборудования, отсутствия автоматизированных систем управления производством вырастает предельная трудоемкость производственного процесса, что значительно сказывается на уровне цен конечных изделий.

Низкий уровень научной и инновационной детальности в отрасли также является причиной существенного отставания предприятий швейной промышленности России от мирового уровня производства. На аналогичных зарубежных производствах в бюджет компании закладывается 5-7 процентов средств от оборота продукции на развитие науки и ее экспериментальной базы, в России такой институт практически отсутствует.

Кадровая проблема также в значительной степени влияет на уровень развития отечественных предприятий по производству одежды. За последние 20 с лишним лет занятость в отрасли существенно снизилась и продолжает снижаться на 3-4% в год [1, с. 42]. Сокращение рабочей силы происходит из-за ухудшения ситуации в профессиональной подготовке рабочих, низкой оплаты труда и непрестижности профессии. Зарплата на швейных предприятиях составляет около половины от общероссийского уровня из-за низкой рентабельности [7].

Неразвитость кластерной системы построения бизнеса также в значительной мере создает проблемы для развития швейного бизнеса в России из-за разрозненности производств, представляющих звенья цепочки одного производственного цикла в силу исторического неэффективного советского территориального планирования. Кластер как система является неотъемлемым залогом успеха любого производства, конечной стоимость выпускаемой продукции которой в большой степени зависит от затрат на рабочую силу, материалы, транспорт и поставку на рынок сбыта. В производстве одежды конкурентоспособность складывается из трех составляющих:

— доступность сырья и материалов (до 50% себестоимости);

— доступность дешевой и производительной рабочей силы (до 20% себестоимости);

— скорость поставки товара;

— доступность рынков сбыта.

Отсутствие сырьевой базы и комплектующих также является одной из причин значительного отставания российских производителей одежды от мировых, так как д 50% себестоимости изделия может приходиться именно на сырье и комплектующие материалы. В настоящее время зависимость швейных предприятий России от импорта сырья достигла критического уровня — 80% [3].

Неразвитость системы эффективного продвижения и позиционирования товара — причина неэффективности работы действующих производителей, которые в значительное мере отстают от мировых модных тенденций и изменений конъюнктуры рынка модной одежды. Предприятия, производящие одежду среднего и высшего ценовых сегментов (способные конкурировать по цене с иностранными аналогами), теряют своих потенциальных клиентов в России и за рубежом именно из-за проблемы правильного продвижения и позиционирования товара, из-за отставания от модных мировых тенденций. Российские производители в результате отстают по качеству, дизайну и ассортименту — главным составляющим успеха бренда одежды. Доля товаров, соответствующих новым структурным изменениям мирового рынка и изменениям модного дизайна, в ассортименте продукции российских фабрик пока незначительна.

В значительной мере такого отставания в мировых тенденциях объясняется отсутствием подобного опыта и отсутствием необходимых кадров — специалистов по брэндингу, эффективному маркетинговому продвижению, построению коммуникаций с потребителями, правильного позиционирования товара на отечественном и зарубежном рынке одежды.  Также все большему развитию этой проблемы способствует наличие большого количества нецивилизованных каналов продаж одежды без бренда, неорганизованный формат розницы и низкий располагаемый доход населения в регионах. Согласно «Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2025 года», с помощью мер государственной поддержки и развития самих производств — ожидаемая доля брендовой одежды к 2025 г. может достичь 50%. При этом половина покупаемого объема одежды может приходиться на российские, чему во многом должен поспособствовать экономический кризис, повышенные курсы валют и желание российского покупателя покупать российский конкурентоспособный товар. Для поддержания российских производителей в рамках плана реализации этой стратегии основной из-за задач стоит борьба с теневым сегментом рынка.

В экономический кризис 2014-2015 года значительно сократились объемы производства и продажи одежды в России. По данным Росстата за первое полугодие 2015 года падение индекса производства в отечественной швейной промышленности составил 28,1 %, что отразилось на всех товарных группах — производство пальто снизилось на 25,3 %, курток на 42,5 %, костюмов на 10,1 %, платьев на 69,5 %, рубашек на 74,7 %, брюк на 59,9 % [8]. Продажи одежды в России снизятся к концу 2015 г. не менее чем на 20-22 % в рублях, прогнозирует Fashion Consulting Group. Аналитики Y-Сonsulting прогнозируют сокращение рынка одежды в штуках до 25-35 %, но в денежном выражении рост на 3,5–4% примерно [9]. Такие процессы происходят из-за того, что значительную долю рынка занимают товары иностранного производства, цены на которые повысились из-за роста курса валют к рублю, а также потому что кризисные явления значительно влияют на уровень дохода и размеры потребления всего населения. Поэтому на данном этапе так важно повышать объемы отечественного производства такого значимого вида товара как одежда, чтобы происходило замещение импорта, а соответственно, снижение зависимости от иностранных поставщиков и цен на продукцию.

Российское производство одежды, так же как и другие перерабатывающие отрасли, должна получить свое развитие в ближайшем будущем, чтобы вывести страну от зависимости от импорта и чтобы существовала возможность заниматься экспортом товаров с добавленной стоимостью, которая будет оседать в российской экономике и стимулировать экономику страны. Рынок дистрибуции одежды и обуви в России масштабен — он составляет около 1.2 трлн рублей, из которых 90% приходится на российских поставщиков иностранных брендов — таким образом часть добавленной стоимости покидает российскую экономику [2]. В дальнейшей перспективе российский рынок одежды остается привлекательным для ведения бизнеса, так как он до кризиса и сейчас остается ненасыщенным в сравнении с потреблением в Европе и Америке. По данным за 2014 год среднестатистический покупатель в Европе тратил на одежду и обувь 640 евро, в США – 775 евро, а в России всего 360 евро [6, с. 29]. То сеть российский потребитель является перспективным для российских и иностранных производителей в будущем.

Список использованной литературы:

  1. Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации: [приказ Минпромторга Российской Федерации: принят Минпромторгом Российской Федерации 24.09.2009] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» Проф. Версия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92737/ (дата обращения: 13.10.2015).
  2. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2025 года (проект) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: !strategiya_razvitiya_legkoy_promyshlennosti_rossii_na_period_do_2025_goda (дата обращения: 04.10.2015)
  3. Радаев В.В. и др. Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России: докл. к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 1–4 апр. 2014 г. / В. В. Радаев (рук. исслед. кол.), В. Н. Данилина, З. В. Котельникова, Е. А. Назарбаева // Изд. дом Высшей школы экономики. — М., 2014. — С. 333.
  4. Знак качества появится в следующем году [Электронный ресурс]: Коммерсант.ru. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2625595 (дата обращения: 17.10.2015)
  5. Модные россияне-2 [Электронный ресурс]: Исследовательский холдинг Ромир. — Режим доступа: (дата обращения 12.10.2014)
  6. Мурогова О. На виражах российской модной розницы [Электронный ресурс]: Fashion United. — Режим доступа: https://fashionunited.ru/novostee/beeznyes/na-virazhakh-rossii-skoi-modnoi-roznitsy/2015082013158 (дата обращения 01.11.2015)
  7. Российскую легкую промышленность спасет глобализация [Электронный ресурс]: OPEC.ru Экспертный сайт Высшей школы экономики. — Режим доступа: (дата обращения: 19.10.2015)
  8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (дата обращения: 30.10.2015)
  9. Fashion Consulting Group [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (дата обращения: 23.09.2015)[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОДЕЖДЫ В РОССИИ» description=»В статье проанализировано современное состояние предприятий по производству одежды в России. Дано описание проблем функционирования предприятий по производству одежды и факторов их возникновения. В статье сделан вывод о стратегической важности повышения эффективности работы швейных предприятий, замещения импортной продукции на отечественную в период экономического кризиса в России.» author=»Астанаева Мария Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found