Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Себестоимость образовательных услуг и результативность расходов бюджета на оказание образовательных услуг



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Себестоимость образовательных услуг и результативность расходов бюджета на оказание образовательных услуг // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Образовательная услуга — это «продукт производства» образования. Некоторые ученые считают, что образовательные услуги представляют собой «совокупность знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных потребностей личности, общества, государства».

Оценка результативности бюджетных расходов на оказание государственных услуг – необходимый инструмент управления механизмом финансового обеспечения государственных учреждений, направленный на повышение доступности и качества услуг, увеличение эффективности использования бюджетных средств. В современных условиях оценка результативности расходов на оказание государственных услуг независимо от их содержания сопряжена рядом ограничений.

Во-первых, это специфика результатов оказания государственных услуг, связываемых с достижением общественно полезных целей. В результатах государственных услуг присутствуют внешние экстерналии, которые лишены количественной характеристики. Оценка их эффективности сводится к определению того, насколько результаты, полученные в ходе осуществления бюджетных затрат, соответствуют поставленным целям развития отрасли (сферы).

Во-вторых, отсутствие открытой информационной базы, содержащей сводные сведения об объемах государственных услуг, оказываемых учреждениями, и величине соответствующего финансового обеспечения.

В-третьих, практика включения в состав расходов на оказание государственных услуг затрат на иные цели, традиционно обеспечиваемые в рамках сметного финансирования государственного учреждений, но не связанные непосредственно с соответствующей услугой.

В настоящее время увеличение результативности государственных расходов на оказание образовательных услуг связывается с мерами по совершенствованию инструментов финансового обеспечения образования, упорядочению нормативной правовой основы бюджетного финансирования государственных образовательных учреждений.

За 2012 – 2014 гг. ассигнования федерального бюджета на обеспечение федеральных государственных образовательных учреждений возросли более чем на 22%. При этом наиболее значима динамика расходов на финансовое обеспечение государственных услуг, оказываемых федеральными бюджетными и автономными учреждениями. (табл.1)

Таблица 1

Динамика ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение государственных услуг в сфере образования, оказываемых федеральными государственными учреждениями, %

Организация 2013 г. 2014 г.
Федеральные государственные образовательные учреждения, всего 118,6 103,1
В том числе:

— бюджетные учреждения образования

— автономные учреждения образования

 

121,5

166,4

 

103,7

103,1

За 2012 – 2014 гг. индекс роста субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание государственных услуг федеральными бюджетными учреждениями составил около 26%, федеральными автономными учреждениями образования – более 70%.

Высокие темпы роста ассигнования федерального бюджета на образование обеспечены преимущественно за счет динамики средств на реализацию образовательных программ высшего профессионального образования и основных профессиональных программ послевузовского профессионального образования (табл.2). За период с 2012 – 2014 г. рост бюджетных средств, направляемых на оказание услуг высшего и послевузовского профессионального образования, составил 123,6%.

Позитивная динамика расходов федерального бюджета на оказание государственных образовательных услуг создает благоприятные условия для мер по улучшению их качества и условий реализации. Между тем увеличение бюджетного финансирования сопровождается тенденциями, вносящими коррективы в оценку результативности бюджетных расходов. Например, сокращение объема государственных услуг оп основным профессиональным образовательным программам и, как следствие, рост среднего уровня расходов в расчете на одного студента. (табл. 3)

Таблица 2

Динамика ассигнований федерального бюджета на образование, %

Образование 2013 г. 2014 г.
Дошкольное 101,0 110,8
Общее 107,3 101,6
Среднее 82,5 120,0
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 87,7 112,8
Высшее и послевузовское профессиональное 120,1 102,9

Таблица 3

Динамика государственных услуг, оказываемых федеральными государственными учреждениями в сфере образования, %

Вид услуги 2013 г. 2014 г.
Реализация общеобразовательных программ дошкольного образования 102,9 101,9
Реализация основных общеобразовательных программ основного, среднего (полного) общего образования 100,0 100,6
Реализация основных общеобразовательных программ среднего профессионального образования 98,9 97,6
Реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования (специалитет, бакалавры, магистры) 98 99,2
Реализация основных общеобразовательных программ послевузовского профессионального образования 99,1 104,5
Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ 98,5 100,5

В существующих условиях хозяйствования руководство вузов должно принимать управленческие решения на основе данных, формируемых в бухгалтерском учете. С затратами тесно связан такой показатель, как себестоимость продукции (работ, услуг).

Формирование себестоимости какой-либо услуги — определение цены использованных в процессе ее оказания материальных, трудовых ресурсов, а также других затрат, которые могут финансироваться за счет средств от приносящей доход деятельности.

Формирование себестоимости состоит из следующих операций:

  • классификация затрат на производственные затраты и управленческие затраты;
  • отнесение производственных затрат по соответствующим статьям (подстатьям) классификации операций сектора государственного управления;
  • распределение управленческих затрат по соответствующим статьям классификации операций сектора государственного управления.

Существуют следующие методики калькулирования себестоимости образовательных услуг.

1.Наименование метода Расчет на основе распределения затрат с помощью коэффициентов приведения
Авторы Жамин В.М., Иванов А.П., Калинина В.П., Воробьева Р.А., Лоповок Г.Б., Моисеев С.Г., Санеева А.Ф., Костатян С.А.
Объект калькулирования и единица калькулирования Объект калькулирования – форма обучения, единица калькулирования – один обучающийся определенной формы обучения.
База распределения затрат Приведенная численность обучающихся в j-ом году (Кприв j)
Расчет базы исчисления затрат , где γv – коэффициент приведения численности обучающихся по v-й форме обучения к дневному обучению, Кv – среднегодовая численность обучающихся по v-му виду обучения, x – количество видов обучения.
Себестоимость оказания образовательных услуг одному студенту а)  (Жамин В.М., Костатян С.А.)

б)  (Калинина В.П., Лоповок Г.Б., Моисеев С.Г., Воробьева Р.А.)

в)  (Жамин В.М.)

г)  (Калинина В.П.)

где Сг – годовая себестоимость, З – суммарные годовые затраты на содержание учебного заведения, Сп – полная себестоимость (за полный период обучения), Q– количество лет обучения, В – суммарный годовой выпуск специалистов, н- первый год обучения, к – последний год обучения

 
Примечание Представленная методика позволяет определить затраты на обучение одного студента определенной формы обучения. Недостатком методики является невозможность расчета себестоимости в разрезе специальностей, а также то, что затраты распределяются между формами обучения пропорционально численности обучаемых, такая база распределения, на наш взгляд, является экономически необоснованной и значительно снижает точность расчетов.
2.Наименование метода На основе стандартных баз распределения затрат
Автор Власов А. В.
Объект калькулирования и единица калькулирования Объект калькулирования – форма обучения, специальность, единица калькулирования – один обучающийся определенной формы и специальности.
База распределения затрат База 1 – среднее число студентов; База 2 – количество явочных дней; База 3 – учебная нагрузка.
Расчет базы исчисления затрат База 1. По данным о численности обучающихся на 1-е число каждого месяца соответствующего календарного года рассчитываются средние хронологические значения; База 2. Определяется как сумма составляющих, исчисленных раздельно по факультетам, курсам, видам обучения; База 3. Определяется как сумма составляющих, исчисляемых раздельно по кафедрам и объектам калькулирования.
Себестоимость оказания образовательных услуг одному студенту , где З1 – общехозяйственные затраты (зарплата административно-управленческого персонала, отопление, легковой автотранспорт, капитальные затраты и т.д.), распределяемые между видами специальностей и формами обучения пропорционально базе 1, З2 – затраты на текущий ремонт зданий и инвентаря, аренду помещений, на приобретение мебели и инвентаря, зарплата обслуживающего персонала и др., распределяемые между видами специальностей и формами обучения пропорционально базе 2, З3 – затраты на заработную плату профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, канцелярские расходы кафедр, затраты на приобретение техники, капитальные затраты, кроме капитальных затрат на здания, сооружения, распределяемые между видами специальностей и формами обучения пропорционально базе 3.
Примечание Представленная методика позволяет определить затраты на обучение одного специалиста определенной специальности и формы обучения, но точность расчетов невысока в связи с тем, что все затраты подлежат распределению пропорционально выбранным базам и не выделены прямые затраты, относимые непосредственно на себестоимость образовательных услуг.
3.Наименование метода На основе штатных нормативов
Автор Тульчинский Л.И.
Объект калькулирования и единица калькулирования Объект калькулирования – форма обучения, единица калькулирования – один обучающийся определенной формы и специальности
База распределения затрат База 1 – штатные нормативы; База 2 – приведенная численность обучающихся
Расчет базы исчисления затрат База 1. Усредненные значения количества обучающихся той или иной категории, приходящееся на одного преподавателя; База 2. Численность обучающихся различных категорий, с помощью коэффициентов приведения приводится к одной категории.
Себестоимость оказания образовательных услуг одному студенту , где Зппс – затраты на заработную плату, относящуюся к обучению студентов определенной формы обучения пропорционально численности ППС (Чппс), З – остальные затраты, распределяемые между формами обучения пропорционально базе 2, а – численность обучающихся полный год, b – численность обучающихся 4 месяца в году (приняты в новом учебном году), c – численность обучающихся 7 месяцев в календарном году (выпускники)
Примечание Недостатки приведенной методики: себестоимость рассчитывается только в разрезе форм обучения; используются научно необоснованные штатные нормативы, которые обычно применяются на уровне министерств; все затраты, за исключением зарплаты ППС, распределяются пропорционально численности студентов определенной формы обучения. Указанная база распределения, по мнению автора диссертационного исследования, является экономически необоснованной.

Цель калькулирования себестоимости образовательных услуг в настоящее время диктуется особенностями деятельности вузов на рынке образовательных услуг. Информация о себестоимости специальностей в разрезе их видов и форм обучения необходима для осуществления эффективной ассортиментной политики, определения достаточности размера установленной платы за обучение по каждой специальности, принятия решений о начале обучения по новым специальностям.

Список литературы

  1. Министерство финансов Российской Федерации. https://www.minfin.ru/ru/
  2. О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов: Федеральный закон от 30.11.11 №371- ФЗ.
  3. О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов: Федеральный закон от 03.12.2012 №216-ФЗ.
  4. Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-р.[schema type=»book» name=»Себестоимость образовательных услуг и результативность расходов бюджета на оказание образовательных услуг» description=»В статье рассматриваются методы калькулирования себестоимости образовательных услуг, а также проводится анализ результативности расходов федерального бюджета на оказание государственных образовательных услуг.» author=»Эвиева Ангира Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found