В 2013 году исследовательской консалтинговой компанией IFORS по инициативе Российской Ассоциации по связям с общественностью, в партнерстве с Ассоциацией корпоративных медиа и директоров по коммуникациям России и компанией «Издания Максимова» было проведено социологическое исследование о роли PR-инструментария в формировании конкурентных преимуществ современных компаний в производственном секторе [1]. Ставились вопросы о влиянии топ-менеджмента на возможности развития предприятий и их конкурентной привлекательности в условиях глобализации экономики.
В исследовании приняли участие топ-менеджеры почти 600 компаний, ответственные за PR-деятельность в восьми ключевых отраслях российской экономики [1]. По итогам исследования было выявлено, что в указанном периоде российские предприниматели потратили на PR-деятельность более 1,66 млрд. $, а в 2015 году планируется увеличение цифры на 37%. Это связано с тем, что PR-деятельность и ее активизация и развитие набирают обороты и становятся популярными по ряду причин для компаний.
Ведущей причиной для топ-менеджеров является тот факт, что PR-деятельность рассматривается как некий управленческий проект, который направлен на формирование проектной компетентности топ-менеджеров и на формирование кадрового потенциала в условиях инновационного развития. С чем связан данный феномен, объяснить пока достаточно трудно. Многие считают, что PR-инструменты, в первую очередь, помогают компаниям формировать и усиливать свою конкурентные преимущества в борьбе за лидерские позиции. Лидерство в сознании потребителя позволяет компании формировать необходимый позитивный имидж. Топ-менеджмент отслеживает динамику тенденций в формировании имиджа конкурентов, чтобы проектировать собственные преимущества.
Разрабатываются специальные проекты по развитию имиджа и формированию бренда. Такие навыки способствуют и развитию проектной компетентности руководства компаний [1]. Для многих предприятий создание PR-службы является одним из ключевых проектов в формировании конкурентных преимуществ компании.
Именно PR-службы ориентированы на то, чтобы создать правильный имидж компании для удачного продвижения продукции на рынке. В этом случае деятельность PR-менеджера направлена на создание благоприятного образа как фирмы в целом, так и отдельной торговой марки, в отличие от деятельности специалиста по рекламе, чья работа — это продвижение товаров и услуг с целью увеличения покупок.
Специалисты PR сегодня владеют не только техникой коммуникаций (умения писать, редактировать, размещать статьи, производить печатные и видеоматериалы), но и являются менеджерами.
Специалисты PR решают конкретные вопросы управления деятельностью компаний. Роль топ-менеджмента в этом процессе заключается в том, чтобы спланировать и организовать условия и возможности для специалистов в эффективном использовании PR-инструментария.
В стандартные обязанности топ-менеджмента, в этом случае, входит формирование плана PR-активности компании; работа со СМИ; проведение пресс-конференций.
Задача топ-менеджмента заключается именно в грамотной организации всех процессов. Основной фронт работы PR-специалиста, конечно же, составляет подготовка и рассылка пресс-релизов в СМИ, а также публикация пресс-релизов на корпоративном сайте, который был разработан отделом по связям с общественностью и графическими дизайнерами. Благодаря отличному дизайну и очень удобному продуманному интерфейсу сайта, можно оформить заявку онлайн и получить всю необходимую информацию о компании и продукции. Посещения корпоративных сайтов год от года растут.
Мы видим, что появляются отклики, появляется интерес из внешней среды, а значит. Появляются дополнительная конкурентная привлекательность, нарабатываются уникальные конкурентные преимущества, которые основательно входят в сознание потребителя.
В настоящее время, правильно воздействуя на общество через информационное поле, можно оказывать на него необходимое влияние. Именно PR-менеджмент позволяет не просто проинформировать потребителей о компании и товарах, которые она производит, но и сформировать выгодное общественное мнение.
Компании разрабатывают проекты по активизации внимания со стороны потребителя, в которых параллельно развиваются и социальные проекты партнерства, спонсорства и поддержки.
Специалисты по связям с общественностью формируют такое общественное мнение о компании, которое позволит продвинуть данную организацию на рынке. Создается определенный имидж и репутация организации, что плодотворно влияет на общее развитие компании.
Конечной целью налаживания связей с общественностью для коммерческих структур является удержание (расширение) спроса на предлагаемые фирмой товары и услуги, изменение их качества, номенклатуры и т. п. в соответствии с запросами покупателя.
Фирма преследует, таким образом, прежде всего, свои частные интересы. То, что она стремится при этом не нарушать интересы клиента принципиально не меняет существа дела. Не изменяет принципиально существа дела и то обстоятельство, что партнером службы по связям с общественностью коммерческой организации могут быть как клиенты, представляющие исключительно частные интересы, так и общественные или государственные организации. В любом случае, представление интересов идет от частного интереса организации (фирмы), равно как и согласование интересов.
Немаловажную роль PR-деятельность играет во внутрифирменном управлении организацией. На этапе формирования бизнеса особенно актуальной становится комплексная PR-работа, включающая в себя меры по разъяснению, как потребителям, так и сотрудникам, миссии, задач, менталитета фирмы, влияющих на становление общественного мнения и профессионального авторитета. Здесь снова на ведущую роль выходит топ-менеджмент, цель которого заявить цель совместных стратегических проектов, указать на роль и место всех подразделений в реализации данных проектов.
В совместной реализации проектов менеджеры высшего звена и менеджеры низового уровня совместно формируют конкурентные преимущества продукта, компании, отрасли. Роль топ-менеджмента в данном случае заключается в том, чтобы определить стратегические перспективы реализации проекта и определить PR-инструментарий для ключевых подразделений компании – маркетологов, PR-специалистов, менеджеров по продажам.
Таким образом, роль топ-менеджмента в формировании конкурентных преимуществ современных компаний с помощью PR-инструментов достаточно существенна. Главной задачей в данном направлении является правильное определение ориентиров в формировании в сознании потребителя, которое определяет их лояльность к продукту компании и выделяет в их сознание четкое понимание конкурентной привлекательности при выборе того или иного продукта или услуги.
Список литературы:
- Романов А.А. Маркетинговые коммуникации: учебник. М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2011 – 384с.
- Перевозова О.В. Проектная компетентность менеджеров как фактор кадрового потенциала современных компаний в условиях инновационного развития региона // Организационно-экономические аспекты управления инновационным потенциалом региона: сборник статей и тезисов докладов XVII международной научно-практической конференции (12 апреля 2013 года) / Челябинский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. Челябинск, 2013. – 316.[schema type=»book» name=»РОЛЬ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ С ПОМОЩЬЮ PR-ИНСТРУМЕНТОВ » author=»Перевозова Ольга Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]