В российской экономике окончательно не сформировалась тенденция инновационного поведения бизнеса. При этом интенсивность затрат на технологические инновации крайне низкая — 1,9% (аналогичный показатель в Швеции — 5,5%, в Германии — 4,7%). Важную роль в создании инноваций и их продвижении на рынок играют малые и средние предприятия. Поэтому в последние годы в Российской Федерации большое внимание уделяется формированию комплекса мер стимулирования развития инновационного малого бизнеса.
В настоящее время формируется тенденция активизации механизмов интеграции различных сфер экономической деятельности, таких как финансово-технологические и инновационно-инвестиционные в крупные структуры.
Объединение двух сфер деятельности в единый комплекс позволяет принимать более эффективные решения и увеличить скорость их реализации, так как разрывы в цепочке между инвестиционными средствами и инновационными продуктами ведут к нарушению процесса расширения производства, но и внедрению более современных и эффективных методов. Структуры на основе подобных объединений способствуют формированию инновационного рынка, включающем в себя условия и механизмы по взаимодействию финансовых и промышленных ресурсов в сфере инновационной деятельности.
По своей сути такие объединения соответствуют кластерным технологическим объединениям, наукоемким комплексам, предназначенных для повышения эффективной деятельности научных и образовательных организаций, внедренческих и промышленных предприятий, обладающих необходимыми компетенциями и инновационным потенциалом, путем их интеграции на национальном и международном уровне в виртуальные метакорпоративные бизнес-структурыс целью производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Современные корпорации превращаются в сочетание организационно слабо связанных, но тесно переплетающихся между собой экономически активных бизнес-единиц (мелких и средних инновационных и сервисных компаний, отдельных производств), обладающих разнообразными профессиональными навыками и выполняющими различные функций, которые избирательно объединяются в интегрированные производственные системы на метакорпоративном уровне в виде сетевых и/или оболочечных (виртуальных) креативных фирм и отраслевых промышленных кластеров. В условиях широкого распространения аутсорсинга и возросшего уровня информационно-коммуникационных технологий, они получают возможность передавать научно-производственные и коммерческие функции специализированным предприятиям, оставляя за собой функции маркетинга, координации и контроля. Это позволяет креативным компаниям относиться к функциям и операциям специализированных предприятий как отдельным элементам глобально интегрированных производственных систем, с которыми можно производить различные структурные комбинации (например, исходя из стратегической оценки того, какие операции позволят данной компании добиться необходимых результатов самостоятельно, а какие она предпочтет передоверить своим партнерам).
Образуется своего рода распределенная организационно-технологическая среда, по подобию многомерной матрицы, на базе которой разворачиваются процессы самоорганизации надкорпоративных образований в форме интегрированных производственных систем – научно-производственных комплексов и/или межотраслевых технологических кластеров путем избирательного вовлечения интеллектуальных экономических агентов в различные бизнес-процессы/проекты для достижения оптимального результата с наименьшими затратами ресурсов и времени.
Развитие кооперационных связей внутри многомерных интегрированных бизнес-структур на внутреннем и межкластерном уровне является основной методологической проблемой организации управления даннымимежду многочисленными участниками хозяйственной деятельности для объединения реализуемых ими отдельных операций и бизнес-процессов в инновационную цепочку создания ценности. Однако на практике большая часть негативных последствий минимизируется, либо полностью нейтрализуется за счет синергетического эффекта корпоративной интеграции. Некоторые отрицательные последствия могут быть решены посредством избирательного вмешательства или невмешательства в деятельность соответствующих подразделений.
Метакорпоративная бизнес-структура по характеру взаимодействия с внешней средойосуществляется через группу функций:
- Общие (производство товаров и услуг);
- Специфические:
- Явные — оптимальное комбинирование факторов производства, образование общественного продукта и содействие распределению национального дохода, организационная, инновационная и т.п.;
- Скрытые — функции внешнеэкономического представительства национальной экономики, осуществления объективной реальной хозяйственной власти в стране и т.п.[1, с.34].
Как форма сетевого взаимодействия между МИП метакорпоративная бизнес-структура выбрана по ряду причин:
- Представляет собой перспективную форму организации и регулирования хозяйственной деятельности преимущественно в информационном и наукоемком секторах экономики.
- Позволяет установить связь между МИП, находящихся в разных кластерах с использованием современных информационных технологий.
- Самостоятельная постановка научно-технических задач стекхолдерами, способа их решения и выбором ресурсов.
- Координация и кооперирование совместной работы с промышленными корпорациями при осуществлении контрактного производства наукоемких изделий по индивидуальным заказам.
- Высокие темпы коммерциализации инновационных разработок, масштабный объем выпуска конкурентоспособной продукции на мировых рынках, благоприятные условия для привлечения инвестиций, высокие темпы развития компетенций инновационных компаний-лидеров.
Участники кластерных бизнес-образований метакорпорации смогут самостоятельно определять направление инновационного развития исходя из их результативности, развивать свой потенциал и гармонизировать кластерные взаимодействия с целью получения конкурентных преимуществ/синергетического эффекта.
Менеджмент в данной метаорганизации будет осуществляться с использованием агентно-ориентированной модели управления кластерным взаимодействием, разработанным на ее основе мультиагентных информационно-управляющих систем, коммерческих и социальных сетей телекоммуникации. Применении интеллектуальных информационных технологий позволит управляющей компании организовать эффективные кластерные взаимодействия между научными организациями, стартовыми компаниями, малыми и средними инновационными предприятиями, государственными фондами поддержки инновационной деятельности, частными инвесторами и промышленными предприятиями, а также успешно выполнять организационно-правовые, координационные, патентно-лицензионные, финансовые, производственно-технологические, маркетинговые, сбытовые, сервисные и др. функции на каждом этапе базового инновационного цикла.
В качестве примера управляющей компании можно рассмотреть научный системный интегратор (НСИ). Сущность концепции НСИ заключается в формированииинновационной инфраструктуры и интеллектуального потенциаламирового уровня, научных компетенций в области технологий мировогомасштаба и привлечении инвестиций, обеспечивающих созданиемасштабного выпуска конкурентоспособной продукции.[2]
Предпринимательские структуры, которые функционируют в качестве участников инновационных региональных или отраслевых кластеров, более конкурентоспособны по сравнению с теми, которые развиваются самостоятельно и не в рамках кооперации.[3]
Опыт производственной интеграции зарубежных компаний позволяет сделать экспертное заключение о том, что применение принципов регулятивного управления интегрированным производством обеспечивает достижение существенных результатов по отношению к существующим формам, методам и технологиям организационного управления крупными предприятиями, корпорациями и научно-техническими комплексами промышленности. В совокупности это создает условия для кратного сокращения сроков коммерциализации и промышленного освоения инновационных разработок, организации масштабного выпуска и сбыта конкурентоспособной наукоемкой продукции на внутреннем и внешнем рынках, привлечения иностранных инвестиций и полноправной интеграции отечественных компаний в мировую хозяйственную систему. [4]
Список литературы:
- Голикова Ю.А. Метакорпорации: природа их образования и роль в современной мировой экономике // Корпоративные финансы. — 2011. — №2(18). — С. 34.
- Леонтьев А.В. Управление инновационным развитием на основе научных системных интеграторов и кластерных взаимодействий: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 2009. — 30 с.
- Решетов К. Ю. Обеспечение конкурентоспособности средних инновационных предпринимательских структур через процесс кластеризации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 1(21). С. 43–49.
- Мизюн В.А. Основы регулятивного управления интегриро¬ванным наукоемким производством / В.А. Мизюн // Аудит и финансовый анализ. – 2013. — № 5.– С. 294 — 311[schema type=»book» name=»Развитие управления малыми инновационными предприятиями через сеть взаимодействия» description=»Современные корпорации превращаются в сочетание организационно слабо связанных, но тесно переплетающихся между собой экономически активных бизнес-единиц.В условиях широкого распространения аутсорсинга и возросшего уровня информационно-коммуникационных технологий позволило креативным компаниям относиться к функциям и операциям специализированных предприятий как отдельным элементам глобально интегрированных производственных систем, с которыми можно производить различные структурные комбинации.» author=»ШаховскийР.А. » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]