Становление экономики знаний как новой формы социально-экономического развития требует пересмотра представлений о наращивании интеллектуального капитала организации и эффективного использования ее человеческих ресурсов. В связи с этим такие понятия, как «внешняя среда организации» и «внутренняя организационная среда» дополняются понятием «пространство развития». Они выстраиваются в определенной иерархии: в основании лежит понятие «среда», т.к. среда представляет собой совокупность объективных факторов, которые вне зависимости от желания оказывают влияние на работников; понятие «пространство» надстраивается выше, т.к. выступает совокупностью факторов более высокого порядка.
Что касается среды, то далеко не все объективные факторы позволяют использовать интеллектуальные ресурсы и создавать новые решения для удовлетворения человеческих потребностей, то есть являются средой для каждой отдельной личности, а лишь те, которые она воспринимает, на которые реагирует. Мы понимаем под средой организации совокупность значимых для субъекта отношений, знаний, действий, технологий деятельности. Среда существенно влияет на людей. В свою очередь, люди ее организовывают, создают, оказывают на нее определенное воздействие. В широкое понимание этого термина включается как внешняя среда организации, так и внутренняя обстановка, в которой происходит интериоризация внешних влияний. Именно личность, способная к свободному выбору направлений профессиональной жизни и жизнетворчества находится в центре как внутренней, так и внешней среды организации.
Внутренняя среда, как наиболее приближенная к личности работника, в первую очередь должна удовлетворять интересы, обеспечивать общение и взаимопонимание с сотрудниками, условия для развития интеллектуального капитала, творческого потенциала. Эта среда формируется от коммерческого результата, в работе по достижению которого объединяются усилия всех участников бизнес процесса. Интегральные эффекты, возникающие в системе «среда — субъект», выражаются в появлении новообразований в психофизиологической и нравственной системе работника, позволяющих ему решать новые задачи и оптимизировать способы решения старых.
Внимание к интерактивным возможностям внутренней среды организации, повышение требований к ней в условиях перехода к экономике знаний подводят нас к понятию «пространства развития интеллектуального капитала организации». Исследователи неоднократно обращались к выявлению факторов развития интеллектуального потенциала работников. Задача нахождения путей направления индивидуальных творческих импульсов в общее организационное русло обусловливала появление таких дефиниций, как «сверхорганизм» [6], «коллективный мозг» [5], «коллективный интеллект» [3, с. 239-241.] для обозначения того пространства, в котором это развитие происходит.
Различные аспекты взаимодействия человека со средой, ее влияние на развитие интеллектуального потенциала определяют средовый подход к понятию «пространство развития», а открытие возможностей построения творческой личности, траектории ее развития, обретения нового смысла деятельности – пространственный. Пространство дает всю меру свободы и меру ответственности, что позволяет раскрыться субъектности работника. По мнению Г.И. Герасимова и Л.Н. Павленко, – «место действия» личности, место осмысления и проживания объективных условий, «взятых в целостности в конкретном социальном времени как единстве Прошлого, Настоящего и Будущего» и есть «пространство» [1, с. 33 – 36.]. Пространство представляет собой иерархически выстроенную систему нескольких измерений: социальное, познавательное, эмоциональное, технологическое и пр. Их сочетание позволяет создать социальную систему, культивирующую и поддерживающую творческие процессы, обмен знаниями, рождение новых идей. Основными составляющими являются: границы исследуемого объекта; функциональное назначение организации, а также ее структурные подразделения; критерии и принципы функционирования вплоть до механизма развития; виды и разновидности разделения труда, специализации исполнителей, условия кооперации структурных подразделений и так далее; управленческие воздействия и потоки информации на каждом уровне руководства; системы входных материальных потоков и регуляторов их преобразования; выходные материальные потоки; коммуникации и обратные связи между субъектом и объектом управления [2, с. 61-64].
Под развитием интеллектуального капитала мы понимаем способность как организации в целом, так и ее отдельных структур генерировать новые знания. Этот процесс подразумевает поступление из внешней среды в организацию определенной информации и ее непредсказуемую трансформацию. Понимание пространства как пересечения физического и духовного измерения позволяет нам уйти от презентации пространства развития интеллектуального капитала организации как множества предметов объективной реальности и раскрыть его связь со знанием, инновационной деятельностью.
Наша модель пространства развития интеллектуального капитала интегрирует пространственную теорию Г.Д. Костинского [4, с. 16–31]. На этом основании пространство развития интеллектуального капитала представляется в пересечении двух стержней: регулятивного и творческого (рис.1). Стержень регуляции составляет множество систем разного уровня, занимающих определенное место в физическом пространстве. Они упорядочены и выстроены в определенной последовательности, но сами по себе не создают пространства развития. Экономическая система превращается из совокупности элементов в целостное пространство развития интеллектуального капитала благодаря стержню творчества.
Рисунок 1. Модель пространства развития интеллектуального капитала организации
Верхний элемент на стрежне творчества – экономическая система – выполняет организационно-управленческую функцию, поскольку описывает экономическое пространство в целом, задает системные требования, регламентирует деятельность субъектов производственного процесса. По отношению к пространству развития он играет роль основного генератора структурности. В нем определены ценности и цели экономической деятельности, нормы, формы и методы взаимодействия. Он описывает экономику в целом, задает основные параметры деятельности, обеспечивает согласованное функционирование частей.
Интеллектуальный капитал является ключевым ресурсом социально-экономического прогресса. Создание пространства развития интеллектуального капитала, где происходит обмен знаниями между людьми за счет актуализации механизмов их внутренней активности, определяет устойчивые конкурентные преимущества организации.
Список литературы:
- Герасимов Г.И., Павленко Л.Н. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления. – Ростов-на-Дону, 2003. С. 33 – 36.
- Гриненко С.В., Седова Т.В. Развитие интеллектуального капитала организации в системе управления знаниями. Сборник научных трудов XVI Международной научно-практической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении», г. Санкт-Петербург. 2012. С.61-64
- Корсакова Т.В. Системный подход к управлению персоналом предприятия / В сборнике: Системный анализ в проектировании и управлении. Сборник научных трудов XVIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет, Дом ученых (в Лесном), 2014. С. 239-241.
- Костинский Г.Д. Географическая матрица пространственности // Изв. РАН. Сер. геогр. 1997. № 5. С. 16–31
- Леонард Д., Страус С. Управление знаниями, Серия «Классика Harvard Business Review» — M.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 208 с.
- Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте, М.: КНОРУС, 2007. 304 с.[schema type=»book» name=»ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ» description=»Статья посвящена проблеме развития интеллектуального капитала организации, которая обусловлена изменениями в современной социально-экономической ситуации. Обосновано понятие «пространство развития интеллектуального капитала» организации в современной парадигме управления знаниями. Представлена система измерений такого пространства, культивирующая и поддерживающая творческие процессы, обмен знаниями, рождение новых идей. Предложена модель пространства развития интеллектуального капитала организации, представленная как пересечение физического и духовного измерения.» author=»Корсакова Татьяна Владимировна, Седова Татьяна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-26″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]