Актуальность исследования определяется тем, что в последние два десятилетия проблемам развития субъектов малого предпринимательства уделялось недостаточное внимание. Меры поддержки, в том числе государственной, в большинстве своем носители формальный характер. Такая ситуация связана с неустойчивым состоянием российской экономики, кризисными явлениями, существовавшим вплоть до недавнего времени, внушительным внешним долгом государства, привязкой отечественной валюты к доллару и европейской валюте, доминированием сырьевой составляющей экономики.
Вопрос развития малого предпринимательства должен рассматриваться системно. Поскольку малый бизнес потенциально может вносить более 50% в валовой внутренний продукт страны, в том числе и за счет его легализации, несет в себе резервы для развития отраслей реального сектора экономики, так как возможность мобилизации ресурсов, переоснащения оборудования, совершенствования материально-технической базы, внедрения инноваций, диверсификации хозяйственной деятельности значительно выше, чем на предприятиях крупного бизнеса. Малый бизнес выступает регулятором социально-экономической ситуации в стране в виду решения проблем занятости населения, предоставления дополнительных рабочих мест, в случае его динамического развития. Неоспоримым преимуществом малого бизнеса перед крупным и средним является незначительная рисковая составляющая вследствие более низкой потребности в инвестициях.
Экономический потенциал малых предприятий в большей мере является нереализованным. Причиной являются многочисленные правовые, бюрократические, экономические и прочие препятствия. Меры государственной политики, зачастую необдуманные, ухудшают и без того нестабильное положение малого бизнеса, подталкивают к переходу в «теневой сектор». По мнению ряда исследователей к неформальному сектору в большей или меньшей степени имеют отношение до 90% субъектов малого предпринимательства [1].
Малое предпринимательство в состоянии выступать как адекватный участник хозяйственных отношений, обеспечивать высокую оборачиваемость капитальных вложений при минимальных затратах собственных средств. В современных условиях хозяйствования мелкий собственник не имеет серьезных преимуществ в кредитно-финансовой, налоговой системах, в таможенной политике, ощущает препятствия в развитии бизнеса, работает в нестабильной экономической ситуации, в условиях риска и неопределенности. В результате предпринимательская деятельность, ориентированная на производство товаров, является невыгодной.
Стремление достичь максимальной эффективности и быстрой оборачиваемости вложенных средств в краткосрочном периоде, определяет желание утвердиться в торговой и посреднической сфере, отраслях обслуживания населения. В этой связи актуальным для малого предпринимательства России является перераспределение капитала из сферы обращения в сферу производства.
В современных условиях хозяйствования происходит рост привлекательности малого бизнеса, все большее количество граждан РФ принимают решение заняться предпринимательской деятельностью. Собственный бизнес – представляет собой уникальную возможность проявить свои предпринимательские, творческие способности, инициативность, возможность самостоятельно планировать деятельность хозяйственной единицы, определять направления расходования ресурсов, направления и масштабы деятельности, расширять рынки сбыта продукции. Таким образом, можно говорить о создании независимого общественного слоя предпринимателей, создающих благоприятные условия для развития различных отраслей экономики страны, в том числе реального сектора, проявляющих интерес к социально-экономическим проблемам современной экономики, политическим преобразованиям, правовым реформам, глобальным внешнеэкономическим преобразованиям.
О недостаточности развития малого бизнеса в России свидетельствует вклад в валовой внутренний продукт (ВВП), который по состоянию на конец декабря 2014 г. составил порядка 21%, тогда как в развитых странах данных показатель составляет более 50%. По планам российского правительства, легализация российского малого бизнеса позволит увеличить долю в ВВП до 50%. Согласно прогнозам Министерства экономического развития, плановая доля малого предпринимательства в структуре ВВП страны к 2020 г. должна увеличиться в 2,7-3,2 раза [3].
Согласно статистическим данным, в малом бизнесе более 88 % предприятий – это предприятия со среднесписочной численностью работников не превышающей 25 человек и объемом выручки от реализации – не более 60 млн. руб. [2].
По прогнозам специалистов, нестабильная экономическая ситуация в стране может привести к росту теневой экономики до 22%, тогда как в сейчас этот показатель составляет не более 17%. Отрасли экономики, имеющие заметный теневой сектор – торговля, персональные услуги, строительство, сельское хозяйство. В результате, сокращение количества малых предприятий подстегивает рост неформального сектора экономики.
За период 2013-2014 гг. число индивидуальных предпринимателей (ИП) снизилось на 600 тыс., причем прогнозы таковы, что в ближайшие два года порядка 300 тыс. чел. могут прекратить свое существование. Причиной тому является жесткая фискальная, монетарная политика, неустойчивая внешнеполитическая ситуация в стране [5].
По опросу представителей ООО МСП «Опора России», в котором приняло участие около 500 компаний, 28% малых компаний произвели сокращение штата работников, заработной платы по причине сложной экономической ситуации. Наибольшее число занятых в экономике приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 57,8%, гостиницы и рестораны – 53,5%, строительство – 51,4%, сфера операций с недвижимостью, аренда и предоставление услуг – 45,9%, рыболовство и рыбоводство – 38,5%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 30,3%, обрабатывающие производства – 20,8%, транспорт и связь – 16,2% занятых соответственно.
Согласно проведенному анализу, предприятия малого предпринимательства осуществляют незначительные капитальные вложения. Размер вложений в основной капитал в 5 раз меньше, чем в среднем бизнесе, и в 12 раз меньше, чем в крупном. Отношение оборота средств к их инвестициям в основной капитал в период 2011-2013 гг. снизилось с 52,39 до 43,11, что свидетельствует о том, что пока прерогативой малого бизнеса является торговля и сфера услуг. Эксперты высшей школы экономики усматривают причины в росте ключевой ставки.
За период, начиная с 2011 г. в секторе малого предпринимательства в целом увеличилась доля убыточных предприятий с 18,7% до 19,5%. Причем наибольшее число убыточных предприятий наблюдается в добыче полезных ископаемых – 30,4%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 31,7%, рыболовстве и рыбоводстве – 28,4%. Наибольший прирост убыточных предприятий зафиксирован в отраслях «Научные исследования и разработки», а также «Образование».
Исследования социологического характера, проводимые в России, позволили определить основные факторы, ограничивающие развития малого предпринимательства в России. В качестве основных препятствий субъекты малого предпринимательства называют недостаток собственных финансовых ресурсов для инвестиционной деятельности (49% от числа опрошенных), высокий процент коммерческого риска (28% от числа опрошенных), недостаточных спрос на продукцию (24% от числа опрошенных), неопределенность в экономической ситуации (24% от числа респондентов) сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов (14% респондентов), инвестиционные риски (11% респондентов).
В силу влияния финансово-экономических факторов возросло число предпринимателей, указывающих в качестве значимой причины, ограничивающей инвестиционную активность – недостаточный спрос на продукцию, низкую прибыльность инвестиций в основной капитал, несовершенство нормативно-правовой базы, что объясняется ростом конкуренции на рынке, снижением потребительской активности, влиянием нестабильной экономической ситуации в стране.
В ближайшие 5-10 лет на функционирование малого бизнеса могут оказать влияние институциональные трансформации. Речь идет о планируемых реформах в социально ориентированных секторах экономики, монополизированных государством – это реформы образования, здравоохранения и медицины, в частности жилищно-коммунального хозяйства, по которому государственное финансирование может прекратиться. Рост глобализации в экономике России будет способствовать развитию IT–технологий, средств коммуникаций, интернет. Стимулирование спроса на малый бизнес будет способствовать его развитию.
Анализ мировой практики подтверждает, что государственная поддержка является весомым рычагом развития малого предпринимательства. Государственная поддержка субъектов малого бизнеса представляет собой систему мер, способствующих повышению доступности кредитно-финансовых ресурсов для малых предприятий. Инструментами государственной поддержки являются различного рода гарантии, льготное кредитование и налогообложение, программы финансовой помощи на всех уровнях управления.
Экономика России, ее реальный сектор имеют серьезные резервы роста за счет развития сектора малого бизнеса. Отмечается необходимость целенаправленного развития малого предпринимательства на региональном уровне, в особенности в тех отраслях, которые учитывают уникальный потенциал территории. Продвижение малого бизнеса требуется во всех отраслях экономики, за исключением естественных монополий.
Важно чтобы отраслевая структура малого бизнеса была оптимальной, ориентированной на отрасли реального сектора экономики, и в меньшей степени – на торговлю и сферу услуг. В нынешний условиях структура малого бизнеса имеет существенный перевес в отраслях посреднической сферы и обслуживания населения, которые дают возможность быстрой окупаемости вкладываемых средств за счет их скорой оборачиваемости. Безусловно, такие сферы наиболее интересны для начинающих предпринимателей с точки зрения низкой рискованности, высокой эффективности, быстрой окупаемости. Иначе складывается экономическая ситуация в производственной сфере, сельском хозяйстве, которые на первом этапе создания требуют большого вливания средств, высоких инвестиций в развитие материально-технической базы, внесения постоянного инновационного компонента, кроме того риск банкротства здесь крайне велик. В этой связи, меры государственной помощи должны носить целевой характер и направляться, в первую очередь, в те отрасли экономики, которые менее популярны среди современных предпринимателей [4].
Таким образом, обозначим основные приоритеты развития субъектов малого предпринимательства в соответствии с действующими программами развития:
- Поддержка предприятий, разрабатывающих, производящих и внедряющих инновационные продукты и технологии, в частности речь идет о грантах, целевых субсидиях на совершенствование материально-технической базы и производственных мощностей инновационных предприятий, программы обучения, переобучения и повышения квалификации работников.
- Финансовая помощь в получении льготного лизинга оборудования, поддержка в виде грантов на погашения первого взноса и т.д.
- Целевая поддержка в виде предоставления грантов на развития малого бизнеса предпринимателям, являющимся на данный момент безработными, военным, уволенным в запас.
- Помощь в организации предпринимательской деятельности, ориентированной на решение социальных проблем, то есть «социальное предпринимательство» (предприятия по работе с инвалидами, реабилитационные центры по лечению алкоголизма, наркомании, патронажное дело, благотворительные фонды).
- Капитализация инфраструктурных объектов малого предпринимательства, осуществляющих микрофинансирование, прямые инвестиции, создание специальных гарантированных фондов.
- Соблюдение приоритета в предоставлении грантов начинающим предпринимателям, ориентированным на внешнеэкономическую деятельность, то есть формирование Центров поддержки экспорта.
- Создание специальных центров предпринимательства – технопарков, центров коллективного доступа к оборудованию, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию, бизнес-инкубаторов, промышленных парков и т.д.
- Инвестирование менее популярных среди современных предпринимателей отраслей экономики – производственная сфера, сельское хозяйство, создание продуктов с длительным производственным циклом и т.д.
Список литературы:
- Алешин, А.В. Стимулы и ограничения в развитии взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе //Инновационные технологии в экономике и управлении – №9, 2010
- Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: Стат.сб./ Росстат. – M., 2014. – 86 с.
- Смирнов, А. Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства / А. Смирнов. – М., 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа:
- Тачкова, И.А. Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России //Экономические системы современной России: теоретические и практические проблемы развития: Коллективная монография /Под ред. А.Д. Шафронова, Ю.Н. Каткова – Брянск: Изд-во ООО «Новый проект», 2015 г. – 500 с.
- «Неформальный» сектор экономики России вырос на 3 млн. человек. [Электронный ресурс] Режим доступа: 562949994141346.[schema type=»book» name=»ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТРЕНДЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ» description=»В статье проведена оценка экономического потенциала, проблем развития малого предпринимательства в современных экономических условиях. Рассмотрены правовые, бюрократические, экономические препятствия функционирования. Выявлены перспективные отрасли малого предпринимательства. Определены меры поддержки и приоритеты развития субъектов малого бизнеса.» author=»Тачкова Инна Александровна, Икусова Юлия Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]