Одна из важнейших задач, стоящих перед органами местного самоуправления Российской Федерации на современном этапе, заключается в создании условий для интенсификации экономического роста, а также улучшения качества жизни населения.
Управление инвестиционными процессами органами местного самоуправления должно быть целенаправленной деятельностью как по созданию условий для привлечения и удержания инвестиций на территории, так и по воздействию на инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов и на инвестиции, осуществляемые непосредственно органами местного самоуправления, за счет средств местного бюджета и иных источников, с целью обеспечения комплексного и устойчивого развития территории.
Основной задачей привлечения инвестиций в экономику города является оценка участия муниципального образования город Волгоград в процессе инвестиционной деятельности, организации взаимоувязанного сочетания производств и видов деятельности, которое обеспечит усиление конкурентных преимуществ и улучшение финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, рост количества, ассортимента и качества, предоставляемых на территории города экономических благ, увеличение реальных доходов населения, все то, что, в конечном итоге, будет способствовать повышению качества жизни людей.
Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития города. В связи с этим важнейшей задачей органов местного самоуправления является создание целостной концепции инвестиционной политики, предусматривающей практику налогового стимулирования крупных инвесторов, обеспечение инвесторам гарантий от некоммерческих рисков, создание необходимой инфраструктуры, другие меры по поддержке инвестиционной деятельности.
В рамках данной статьи проанализированы нормативные и правовые акты Волгограда, а также Волгоградской области, Российской Федерации, регулирующие инвестиционную деятельность, выявлены проблемы, имеющиеся в правовом поле, а также проанализирован объем инвестиций, в том числе, по отраслям, как в Волгограде, так и в других регионах.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2013 – 2015 годах» [1] отмечается, что бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. За счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Наоборот, бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.
Сформированная на сегодняшний момент система межбюджетных отношений привела к тому, что большинство городов Российской Федерации (в том числе и крупных) не располагают достаточными средствами для развития реального сектора экономики. Привлекаемые кредитные ресурсы используются на покрытие дефицитов бюджетов, а не на развитие городов. Сложившаяся ситуация не позволяет планировать в бюджетах муниципальных образований значительный объем средств на реализацию инвестиционных проектов. Это приводит к износу основных фондов, в том числе износу инженерной инфраструктуры, зданий. Решить указанные городские проблемы возможно путем привлечения внебюджетных инвестиций.
Главными составляющими инвестиционного климата являются инвестиционный потенциал и инвестиционный риск, управление которыми формируют, в конечном итоге, инвестиционную привлекательность городов.
Анализ геополитических, экономико-географических факторов развития Волгограда показал, что узловое, приграничное положение города на Юге России предопределяет его стратегическую роль в Прикаспийском регионе и делает привлекательным с точки зрения инвестора.
Современный Волгоград занимает 85,9 тыс. гектаров.
Сегодня Волгоград — крупный многоотраслевой промышленный центр с преобладанием отраслей тяжелой индустрии. Доля объема промышленной продукции Волгограда в общем объеме производства Волгоградской области составляет 66%. В Едином государственном реестре юридических лиц по Волгограду на 1 января 2015 года зарегистрировано 2805 промышленных предприятий (или 55% от промышленных предприятий региона), что на 1,8% больше по сравнению с уровнем 2013 года [3, с. 3].
За 2014 год объем производства промышленной продукции по городу Волгограду составил 405 719,5 млн. руб. рост относительно 2010 года составил 30,8% (в 2010 году – 280 128,4 млн. руб.).
Информация об объеме производства продукции в Волгограде представлена на рисунке 1.
Представленные данные показывают, что в Волгограде начиная с 2006 года, идет рост объемов производства промышленной продукции (исключение 2009 и 2013 годы). Начиная с 2010 года уровень роста объемов промышленной продукции (в денежном эквиваленте) превысил уровень докризисного 2008 года.
Рисунок 1. Объем промышленного производства в Волгограде (млн. руб.)
Анализ роста физического объема производства в 2014 году по сравнению с 2013 году в Волгограде и других городах-миллионерах показал, что Волгоград (108,6%) находится на четвертом месте после Самары (126,7%), Екатеринбурга (126,1%) и Новосибирска (112,4%).
Рисунок 2. Рост объема промышленного производства по крупным и средним предприятиям в 2014 году относительно 2013 года (%)
Несмотря на значительный рост объемов производства промышленной продукции, темп роста инвестиций в Волгограде значительно ниже, чем рост производства.
Рисунок 3. Объем инвестиций в Волгограде (млн. руб.)
Представленные данные показывают, что рост объема инвестиций в 2013-2014 годы относительно 2012 года составил 24,1% и 55,8% соответственно, что в основном обусловлено включением города Волгограда в число городов-организаторов проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году и выделением целевых бюджетных средств из вышестоящих бюджетов на возведение объектов спортивной инфраструктуры, с учетом софинансирования частных инвесторов.
Однако анализ объемов инвестиций в основной капитал в других городах Российской Федерации показывают, что Волгоград имеет один из самых низких показателей по привлечению инвестиций. Рост объемов инвестиций на территории Волгограда на протяжении ряда лет не приближает его к другим анализируемым городам. Низкая доля инвестиций при высоком объеме производства промышленной продукции свидетельствует о нежелании инвесторов вкладывать финансовые ресурсы на территории Волгограда.
Инвестиции, привлекаемые в Волгоград, большей частью направлены на приобретение транспортных средств и оборудования (установка дополнительного оборудования), частичную модернизацию основных фондов, а также строительство новых зданий и не предполагают значительного создания рабочих мест и как следствие увеличение доходов бюджета Волгограда.
В видовой структуре инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций Волгограда в 2013 году преобладали приобретение машин, оборудования и транспортных средств – 46,3%, инвестиции в строительство зданий и сооружений (за исключением жилых) – 39,3%.
В 2011-2013 годы практически отсутствовали инвестиции в социальные объекты. Доля инвестиций на строительство жилья также незначительна (в общем объеме инвестиций).
При сохранении сложившейся тенденции (отсутствие инвестиций в новые производства, строительство и социальную сферу), Волгоград так и сохранит положение аутсайдера среди крупных городов.
Устойчивое развитие города должно быть направлено не на простое увеличение темпов роста количественных показателей, а на стабильное социально-экономическое развитие, построенное на рациональном использовании имеющихся ресурсов.
Сравнительный анализ основных социально-экономических показателей крупных городов Российской Федерации показывает, что из 10 городов (с населением свыше 1 миллиона человек), Волгоград занимает третье место по производству промышленной продукции на душу населения. При этом находится на 10-м (последнем) месте по объему инвестиций, объему строительных работ и введенной общей площади жилых домов.
По обороту розничной торговли Волгоград находится на 9 месте из 10 городов, опережая только Омск. Оборот общественного питания в Волгограде значительно ниже, чем в других сопоставляемых крупных городах.
Все это подтверждает ранее высказанную мысль о нежелании инвесторов вкладывать средства на территории Волгограда в инфраструктурные и социальные проекты, а также о неразвитости такой отрасли как «туризм».
Анализ структуры инвестиций показал, что основным источником финансирования инвестиций в основной капитал в 2013 году являются собственные средства организаций 61%, доля которых, по сравнению с 2012 годом, увеличилась на 16%.
В настоящее время крупными и средними промышленными предприятиями Волгограда реализуется ряд инвестиционных проектов.
Стоит отметить, что инвестиционные проекты, реализуемые на территории Волгограда коммерческими структурами, не пересекаются с инвестиционными проектами, реализуемыми муниципалитетом с привлечением бюджетных средств.
Помимо экономических показателей на инвестиционную активность влияет также имеющаяся нормативная база и выстроенная долгосрочная стратегия развития города, которая обозначает приоритетные направления, куда в первую очередь необходимо привлекать инвестиции.
С этой целью целесообразно использовать показатели эффективности инвестиционных вложений.
Экономистам известен закон Харрода-Домара, согласно которому темп экономического роста прямо пропорционален объему инвестиций и обратно пропорционален капиталоемкости продукции. Каждый процент экономического роста имеет свою инвестиционную цену [4].
Повышение инвестиционной цены роста приводит к отставанию темпов экономического развития в целом и, в частности, к снижению доходов бюджета. При изыскании источников покрытия дефицита бюджета рассматриваются возможности увеличения долга, приватизации имущества и т.д. Однако, не менее важно, реализовать преимущества инвестиционной экономики. Увеличение вложений в основной капитал или в инновации не должно сопровождаться ростом капиталоемкости продукции. От эффективности инвестиций зависит не только темп, но и самое главное, качество экономического роста.
Уровень инвестиционной привлекательности оценивается во многих рейтингах по критериям стоимости и качества рабочей силы, доступности финансовых ресурсов, развития торговли, транспорта, рынка недвижимости. Но нельзя недооценивать усилия местных властей.
Согласно данным исследования, проводимого Казанским (Приволжским) федеральным университетом, о комплексной оценке деятельности органов местного самоуправления в инвестиционной сфере в крупнейших городах, получены следующие результаты [2].
Волгоград относится к категории городов, где участие органов местного самоуправления в инвестиционных процессах низкое. При этом относительно активна политика по созданию благоприятных условий на территории города для инвестиционной деятельности, но отсутствует прямое участие органов местного самоуправления в реализации инвестиционных проектов.
Для определения набора современных управленческих инструментов, использование которых обеспечит повышение инвестиционной привлекательности городов, были присвоены индексы управляющего воздействия крупнейшим городам с целью выявления лидеров. Так, Волгоград получил следующие значения по следующим параметрам:
— определение долгосрочных приоритетов — 0,42;
— организационная и методическая помощь — 0,85;
— снижение уровня административных барьеров — 0,3;
— информационное и нормативно-правовое обеспечение инвестиционного процесса — 0,83;
— финансовая поддержка — 0,8;
— прямое участие в инвестиционном процессе — 0,23.
Каждый параметр оценивался по шкале от 0 до 1 (1 — максимально достижимое значение; 0,5 — среднее допустимое значение; 0 – минимальное из возможных значений).
Представленные данные показывают, что Волгоград имеет высокие коэффициенты только по таким показателям, как «наличие правовых и нормативных документов» и «организационная и методическая помощь». По показателям «участие в инвестиционном процессе» и «уровень административных барьеров» индекс Волгограда ниже, чем у других городов. Несмотря на довольно высокую оценку Волгограда по такому показателю как «финансовая помощь» данный механизм применяется слабо и не приводит к значительному увеличению инвесторов.
С целью увеличения инвестиционных потоков целесообразно, так называемое «прямое участие» органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности. Рассматривать бюджетные инвестиции через призму софинансирования частных проектов с целью модернизации инфраструктуры города и строительства новых объектов.
Таким образом, привлечение дополнительных инвестиций в экономику города Волгограда возможно при условии:
— реализации инвестиционных проектов на территории Волгограда за счет средств бюджетов всех уровней с инвестиционными проектами, реализуемыми коммерческими структурами (предприятиями);
— привлечения бюджетных инвестиций в город в рамках федеральных и областных целевых программ, что поможет решать текущие задачи, и приведет к значительным вложениям в инфраструктуру города;
— использования включение Волгограда в перечень городов-участников проведения Чемпионата мира по футболу 2018 для привлечения максимально возможного объема средств в развитие города;
— размещения на территории Волгограда конкретных производственных мощностей, а также ряд перерабатывающих производств с целью развития городской экономики в заданном направлении, а также увеличения в дальнейшем налогового и неналогового потенциала;
— развития внутреннего и въездного туризма в Волгограде, который предусматривает значительный объем капиталовложений в инфраструктурные проекты города.
Список литературы:
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах [Электронный ресурс]. — URL: .
- Газизова А.А. Оценка системы муниципального управления инвестиционным процессом в крупнейших городах Приволжского федерального округа [Электронный ресурс]. — URL: documents/2012/05/23/14.docx.
- Итоги социально-экономического развития Волгограда за 2014 год [Электронный ресурс]. — URL: https://www.volgadmin.ru/ru /MPEconomy/Economics/Files/Отчет%20%202014%20год.doc
- 4. Domar, E. Essays in the Theory of Economic Growth, Oxford University Press, 1957, p. 236.[schema type=»book» name=»ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ ГОРОДА: БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА)» description=»В статье с позиции взаимосвязи структурно-функциональной экономической специфики города и органов системы управления проанализирована роль и выявлено значение инвестиций для социально-экономического развития потенциала Волгограда. Представлены меры, направленные на привлечение дополнительных инвестиций в экономику города.» author=»Клюсов Максим Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]