В Российской Федерации существует два вида систем налогообложения – общая и специальная (применение специальных налоговых режимов). Вторая система была создана для субъектов малого предпринимательства. Популярность этих налоговых режимов для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в легальный бизнес.
Согласно ст.18 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) специальные налоговые режимы (далее СПР) могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов [1].
К специальным налоговым режимам относятся:
— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее ЕСХН) – была введена в действие Налоговым кодексом РФ с 2002 г. в связи с необходимостью учета особенностей сельскохозяйственного производства, стимулирования товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий;
— упрощённая система налогообложения (далее УСН) – была введена Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ;
— система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (далее ЕНВД) – была введена 1 января 2003 года главой 26.3 НК РФ;
— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Введена Федеральным законом № 65-ФЗ от 06.06.2003 г.;
— патентная система налогообложения (далее ПСН) – была введена 1 января 2013 г. Федеральным законом № 94-ФЗ от 25.06.2012 г.
Теперь проведем анализ каждого из представленных выше налоговых режимов.
Единый сельскохозяйственный налог – это специальный налоговый режим, который разработан и введен исключительно для производителей сельскохозяйственной продукции.
В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов. Налогоплательщиками признаются — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию. Рыбохозяйственные организации также являются налогоплательщиками ЕСХН [2]. Объект налогообложения доходы минус расходы. Налоговая ставка — 6 %.
Упрощенная система налогообложения – это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта. Когда объектом налогообложения являются только доходы, налоговая ставка — 6 %, а при объекте налогообложения — доходы минус расходы, налоговая ставка может устанавливаться – от 5 % до 15 %.
УСН, применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые хотят упростить налоговый учет и сократить объем отчетности по налогам. Переход на УСН и уход с этой системы на основной режим осуществляется добровольно, путем подачи заявления в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия или ИП. Однако применение УСН имеет как плюсы, так и минусы: совсем не обязательно, что налоги при упрощённом режиме обложения станут меньше. Все зависит от того, какие доходы и расходы имеет организация или частный предприниматель, и часто получается так, что платить налог по основной системе бывает выгоднее, хотя и сложнее [3].
Единый налог на вменённый доход – это система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем – то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас (и за вас) чиновниками. Налоговая ставка 15 % величины вмененного дохода.
До 2013 г. налог был обязательным, с 1 января 2013 г. он добровольный.
ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности:
— розничная торговля;
— общественное питание;
— бытовые, ветеринарные услуги;
— услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
— распространение и (или) размещение рекламы;
— услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков;
— услуги по временному размещению и проживанию;
— услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом;
— услуги стоянок и т.д.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции является особенной системой. Особенностью данного специального налогового режима является то, что его применение не предусматривает введения какого-либо налога и установления его элементов. Нормы главы 26.4 НК РФ определяют лишь особый порядок учета доходов и расходов при уплате налогов и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения.
Патентная система налогообложения введена с 2013 г. и заменила действующую ранее Упрощенную систему налогообложения на основе патента.
ПСН является разновидностью специального налогового режима, виды деятельности практически как у ЕНВД, ей посвящена глава 26.5 НК РФ.
Применять ПСН могут исключительно индивидуальные предприни-матели. При этом, если средняя численность работников по всем видам деятельности за налоговый период (включая работников по договорам гражданско-правового характера) более 15 человек, ИП применять ПСН не имеет права.
Далее в таблице 1 рассмотрим объем налоговых поступлений, в совокупности, от организаций в РФ, находящихся на специальных налоговых режимах за 2013-2015 гг.:
Таблица 1
Налоговые поступления по Российской Федерации за 2013-2015 гг. [2]
Годы | Начислено к уплате, тыс. руб | Поступило всего, тыс. руб | Поступило в
консолидированный бюджет, тыс. руб |
Поступило в местный бюджет, тыс. руб |
2013 г. | 309 676 207 | 451 838 261 | 310 774 135 | 120 122 269 |
2014 г. | 461 293 905 | 476 565 968 | 476 562 332 | 117 856 820 |
2015 г. | 495 412 698 | 522 671 027 | 472 823 271 | 127 318 971 |
Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать выводы:
- С каждым годом сумма начислений к уплате повышается, но и поступления увеличиваются, превышая сумму начислений. Такой стабильный рост объясняется тем, что из-за санкций, применённых к России западными странами, более быстрыми темпами стали развиваться российские предприятия в сфере агропромышленного комплекса (АПК), что принесло хороший доход производителям и увеличило объем налоговых поступлений в государственный бюджет.
- Самые большие отчисления поступают в консолидированный бюджет РФ.
- Местный бюджет то уменьшался, то увеличивался, что связано с закрытием многих предприятий из-за нестабильного состояния внутренней экономики. Развитие произошло только в сфере АПК, но вот по остальным направлениям произошёл спад, особенно после того как были увеличены ставки по кредиту.
Внимательно рассмотрев данную таблицу и представленный выше материал о специальных налоговых режимах, можно сделать следующий вывод – CНР необходимы экономике Российской Федерации, так как если их убрать, то закроется слишком много малых предприятий, которые не смогут работать на общей системе налогообложения. Об этом уже велись разговоры в 2014 г., когда Министерство экономического развития предложило отменить специальные налоговые режимы, однако экономисты смогли доказать, что это делать нецелесообразно. При отмене специальных налоговых режимов многие предприятия малого и среднего бизнеса закрылись бы, что вызвало бы уменьшение количества налоговых поступлений в федеральный бюджет, а отсюда у государства уменьшились бы возможности осуществлять различные программы, в том числе и социальные.
Подводя итоги данной работы, можно сделать вывод о том, что:
— специальные налоговые режимы помогают развиваться малому и среднему бизнесу, а также АПК за счёт уменьшения суммы налоговых отчислений, снижению налогового бремени, в связи с взиманием только единого налога, а не нескольких;
— как и у любого налога у специальных налоговых режимов есть свои достоинства и недостатки;
— динамика налоговых поступлений по специальным налоговым режимам стабильно возрастает, что помогает государству решать многие свои задачи.
Список использованных источников
1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 15.02.2016) [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: Информационный банк.- М.: Консультант плюс, 2016.
2.Федеральная налоговая служба – Официальный сайт – Электронный ресурс: https://www.nalog.ru/rn23/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.
3.Center- YF Центр Управления Финансами – Электронный ресурс – type=»book» name=»ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» description=»Цель данной работы – рассказать о важности применения специальных налоговых режимов и их динамики в Российской Федерации. Методы – метод функционального анализа и метод кабинетных исследований. Результат – в результате проведённого исследования было выявлено, что специальные налоговые режимы приносят ощутимый вклад в стабилизацию экономики Российской Федерации. Выводы – специальные налоговые режимы необходимы для поддержки малого и среднего бизнеса и их отмена может привести к недопоступлению налоговых платежей в бюджет.» author=»Рип Ксения Игоревна, Александрова Жанна Павловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]