Современной состояние национальной экономики можно охарактеризовать как кризисное. В период введение экономических санкций странами Европейского союза и США экономика нашей страны претерпела ряд структурных изменений. Прежде всего, это связано с ограничением доступа на ряд традиционных рынков, как следствие поиск новых сегментов глобального рынка. В соответствии с данными ФСГС по Российской Федерации падение уровня индекса производства за январь-апрель к соответствующему периоду прошлого года составило 1,5 %. Внешнеторговый оборот России по итогам 2014 года сократился на 5,7% по сравнению с 2013 годом и составил $793 млрд. Падение ВВП на 0,2% сопровождается кризисными явлениями, существенно снижающими инвестиционную привлекательность основных отраслей экономики нашей страны. Согласно прогнозу Минэкономразвития, снижение ВВП в 2015 году составит 3%.[2] Рецессия российской экономики сопровождается падением реальных доходов населения, которые за 2014 год снизились на 1% в реальном выражении по сравнению с 2013 годом. В современных условиях негативные явления в экономике затронули и детальность субъектов Российской Федерации, и отдельных предприятий, которые в конечном итоге вынуждены пересматривать свою инвестиционную политику.
Инвестиционная политика — это часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. [5]
На основе инвестиционной политики организация определяет формы инвестирования, обеспечивающие достижение целей организации. Необходимость инвестиционной политики на предприятии связана с обеспечением устойчивого функционирования предприятий, финансовой стабильности, рентабельности и максимизации стоимости бизнеса.[3]
Обеспечение инвестициями в кризисных условиях играет важную роль. В условиях ухода с рынка многих традиционных партнёров, как следствие сокращение объёма инвестиций в реальный сектор экономики, государство и предприятия вынуждены разрабатывать новые инвестиционные проекты, которые позволят запустить процесс оздоровления. На данном этапе развития российской экономики инвестиционные проекты могут быть направлены на техническое перевооружение производства и реструктуризацию бизнеса предприятий, что позволит предприятием эффективно развивать производство продукции, в условиях ограничения ввоза продукции из стран ЕС и США. Выбор и реализация наиболее рациональных направлений расширения и обновления активов – важный аспект реализации инвестиционной политики, тем более в условиях кризиса. Обеспечение инвестиционными ресурсами позволит предприятиям улучшить своё финансовое положение, повысить уровень рентабельности и стоимость бизнеса, а также обеспечить устойчивое функционирование предприятия, и как следствие, что особо необходимо для российской экономики, позволит реализовывать инновационные проекты.
В кризисных условиях формирование эффективной инвестиционной политики предполагает соблюдения ряда принципов:
- Учет различной стоимости денег во времени;
- Рассмотрение процесса инвестирования как совокупности денежных потоков;
- Учет темпов инфляции при расчете ставки доходности, т.е. рентабельность инвестиций должна быть выше уровня инфляции;
- Учет внутренних и внешних ограничений финансирования проекта, т.е. рентабельность активов должна быть выше стоимости привлеченного капитала и не ниже предельной ставки доходности проекта;
- Разработка многовариационных прогнозов с учетом уровня рисков и доходности. [3]
Руководствуясь вышеперечисленными принципами в процессе разработки инвестиционной политики предприятий в кризисных условиях необходимо руководствоваться алгоритмом, приведённым на рисунке 1.
Рис.1 Алгоритм разработки инвестиционной политики
В условиях кризиса предприятиям необходимо определится с источниками финансирования инвестиций, среди которых выделяют:
- Внутренние источники:
- собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб, и т.п.);
- иные виды активов (объекты основных средств, земельные участки, промышленная собственность и т.п.).
- Внешние источники:
- привлеченные средства (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе);
- ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;
- иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а так же в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц;
- Заемные источники:
- кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, кредиты банков и других институциональных инвесторов: инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов, а так же векселя и другие средства.[4]
Стоит отметить, что в условиях кризиса доступ к ряду источников существенно затруднён. Это связано с ограничением со стороны государства и увеличением стоимости кредитов для бизнеса.
В существующих условиях государственная инвестиционная политика должна строится на следующих основных принципах:
- снижение процентных ставок путем предоставления сбалансированного бюджета и снижения инфляции;
- последовательное проведение налоговых реформ;
- изменение амортизационной политики;
- последовательное увеличение инвестиционной привлекательности предприятий и субъектов РФ, а также экономики в целом;
- снижение инвестиционных рисков внутренних и внешних инвесторов;
- контроль за реализацией государственных инвестиционных проектов;
- повышения уровня эффективности бюджетных инвестиций.
Крупнейшим «игроком» на инвестиционном рынке нашей страны по-прежнему остаётся государство, от стратегии инвестиционной политики, которого, на сегодня зависит, в том числе, и обеспечение инвестициями предприятий. Разработка и реализация инвестиционной политики в современных условиях санкций должна включать в себя следующее:
- Создание условий для обеспечения эффективной экономической реструктуризации экономики;
- Привлечение инвестиций из различных источников, в том числе привлечение иностранных инвесторов;
- Поддержка и поощрение институтов малого и среднего предпринимательства, и привлечение частных инвестиций;
- Привлечение и денежных сбережений населения в инвестиционных целях, в том числе для создания негосударственных субъектов;
- Стимулирование и предоставления льготных условий для повышения эффективности инвестиционного процесса;
- Создание новых рабочих мест;
- Создание условий для поощрения инвестиций в венчурный капитал.
Соблюдение данных принципов, а также привлечение дополнительных инвестиций из Кита и стран БРИКС, позволит повысить темпы роста ВВП, финансово оздоровить экономику и реализовать стратегически важные инвестиционные проекты и программы.
Список литературы
- – сайт Федеральной службы государственной статистики.
- — Информационное агентство «Финмаркет»
- Болдырев В.Н. Особенности механизма инвестиционной политики предприятия в условиях кризиса — https://www.lerc.ru/ — ЦИРЭ: Центр исследования региональной экономики.
- Мальщукова О.М. Проблемы разработки инвестиционной политики предприятия. Журнал «Вопросы инновационной экономики» № 4 (4) за 2011 год, cтр. 29-38.
- Райзберг Б.А., Современный экономический словарь. 2005.[schema type=»book» name=»ПОИСК НОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ» description=» Проводится анализ современного состояния национальной экономики. Рассматриваются основные аспекты и принципы инвестиционной политики в кризисных условиях. Исследуется алгоритм разработки инвестиционной политики. Анализируются основные источники инвестиций для предприятий. Предлагается механизм разработки и реализации инвестиционной политики в современных условиях.» author=»Костин Максим Александрович, Арсеньева Наталья Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]