Цели, задачи, принципы, а также полномочия органов государственной власти в сфере промышленной политики определены Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Основным принципом промышленной политики является программно-целевой метод формирования документов стратегического планирования — отраслевых стратегий, государственных программ, которые, наряду с другими мероприятиями, могут предусматривать создание государственных фондов развития промышленности.
Целедостижение в сфере промышленной политики, ориентированное на производство российскими предприятиями конкурентоспособной импортозамещающей продукции, базируется на применении органами государственной власти мер стимулирования путем предоставления субъектам промышленной деятельности различных видов поддержки, предусмотренных действующим законодательством, в том числе за счет средств государственных фондов развития промышленности (федеральных и региональных) [1, с. 39].
Предусмотренная законодательством возможность создания фондов развития промышленности реализована на федеральном уровне (распоряжение правительства Российской Федерации от 28.08.2014 № 1651-р о передаче ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (ФГАУ «РФТР») в ведение Минпромторга России в целях создания условий для формирования фонда развития промышленности), а также в ряде субъектов Российской Федерации [2, с. 110].
Анализ региональной практики позволил выявить два подхода к созданию региональных фондов развития промышленности (далее – РФРП), применяемых в зависимости от сложившейся в субъектах Российской Федерации инфраструктуры поддержки предпринимательства и практики межведомственного взаимодействия:
- создание новой организации в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения (Челябинская область, г. Санкт-Петербург, Тамбовская область, Ямало-Ненецкий автономный округ);
- наделение действующей организации, имеющей организационно-правовую форму фонда или автономного учреждения, функциями поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (Ульяновская область, Республика Татарстан).
К инфраструктуре поддержки предпринимательства относятся коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие меры стимулирования деятельности в сфере предпринимательства (в том числе малого и среднего, инновационного) путем предоставления его субъектам различных видов поддержки (финансовой, информационно-консультационной, научно-технической, внешнеэкономической деятельности, развития кадрового потенциала).
Действующие организации инфраструктуры поддержки предпринимательства могут быть использованы субъектом Российской Федерации для заключения соглашения о взаимодействии Фонда развития промышленности и РФРП в процессе совместного финансирования проектов по программе «Проекты развития» [3] при соблюдении следующих условий:
- соответствие организационно-правовой формы (фонд или автономное учреждение);
- внесение соответствующих изменений в уставы данных организаций;
- расширение перечня исполняемых функций мерами стимулирования, реализуемыми РФРП;
- наличие собственных источников финансирования в бюджете субъекта Российской Федерации, не связанных с целевой поддержкой (софинансированием) из федерального бюджета отдельных направлений предпринимательства, например, малого и среднего бизнеса, малых предприятий в научно-технической сфере.
РФРП может быть также учрежден субъектом Российской Федерации совместно с организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, в организационно-правовой форме фонда.
Организациями инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, которые в наибольшей степени соответствуют необходимым условиям для учреждения фонда развития промышленности, являются центры кластерного развития. Это специализированные региональные институты развития, которые реализуют многие из мер стимулирования, предусмотренных законодательством о промышленной политике, а также осуществляют отбор, экспертизу и информационно-консультационное сопровождение инвестиционных проектов предприятий промышленности, связанных с производством импортозамещающей продукции, для получения государственной поддержки. В условиях ограниченности бюджетных средств процедуру создания РФРП с использованием ресурсной, в первую очередь, кадровой базы центров кластерного развития следует считать оптимальной с точки зрения организации работы и контроля деятельности.
Список литературы:
- Дидикин А.Б., Юдкин А.В. Закон о промышленной политике в России. Экспертный комментарий // Москва: Фонд «СЭЦ «Модернизация», 2015. – 40 с.
- Пигунова М.В. Фонды развития промышленности: региональный уровень // Наука сегодня: опыт, традиции, инновации. Материалы международной научно-практической конференции. – Вологда: ООО «Маркер», 2016. – с. 110-111.
- Официальный сайт ФГАУ «РФТР» (Фонд развития промышленности) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: type=»book» name=»О роли государственных фондов развития промышленности в стимулировании импортозамещающей деятельности промышленных предприятий» description=»В статье рассмотрена роль государственных фондов развития промышленности в качестве инструментов стимулирования деятельности промышленных предприятий, связанной с производством импортозамещающей продукции. Проанализирована региональная практика создания фондов развития промышленности. Сделан вывод о зависимости применяемых подходов от сложившейся в субъектах Российской Федерации инфраструктуры поддержки предпринимательства. Предложен механизм создания фонда развития промышленности субъекта Российской Федерации, оптимальный с точки зрения организации работы и контроля деятельности.» author=»Пигунова Мария Владиировна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-08″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]