Государственная политика Краснодарского края в сфере поддержки предпринимательства характеризуется комплексным охватом всего спектра деятельности бизнеса при создании благоприятных условий его развития, включая совершенствование региональной нормативной правовой базы, формирование разветвленной и многоуровневой инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, применение прозрачных и доступных кредитно-финансовых механизмов, а также поддержку внешнеэкономической и инновационной деятельности субъектов предпринимательства.
Подтверждением приоритетов государственной политики на Кубани в сфере развития малого бизнеса свидетельствует завершение в 2012г. долгосрочной краевой целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае», после чего вступила в силу программа, рассчитанная на период 2013 — 2017 гг., (утв. Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04 июня 2012 г. № 606).
Основной целью краевой целевой программы является совершенствование правовых и экономических условий дальнейшего развития малого предпринимательства, обеспечивающих [3]:
— повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства (рост численности занятых в сфере малого предпринимательства, рост средних доходов и повышение уровня социальной защищенности работников малых предприятий);
— повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития края;
— увеличение доли участия субъектов малого предпринимательства в формировании всех составляющих валового регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги).
Следует отметить положительные результаты реализованной государственной программы. Действующие предприниматели имеют возможность получить возмещение части затрат на проценты по кредитам, на приобретение технологического оборудования, льготы получают предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, а также предприятия, реализующие инвестиционные проекты. Однако стоит уделять особое внимание малым предприятиям на их старте, так как основной проблемой малых предприятий является нехватка или отсутствие первоначального капитала.
На первом этапе проанализируем эффективность программ государственной поддержки субъектов предпринимательства в Краснодарском крае, сопоставив объемы финансирования на поддержку предпринимательства, плановые и фактические показатели развития МП. Так, исходя из данных ежегодных отчетов о выполнении программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» определим общие объемы финансовой поддержки, которая осуществлялась из средств федерального и регионального бюджетов (таблица 1).
Данные таблицы наглядно демонстрируют ежегодный рост объемов финансирования краевой целевой программы как за счет федеральных, так и за счет региональных источников.
Таблица 1
Показатели объемов финансирования краевой целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» в 2010-2012гг.
Год
|
Показатель
|
Объем бюджетного финансирования программы | ||
всего | в том числе из | |||
федерального
бюджета |
краевого
бюджета |
|||
2010г
|
план, тыс. руб. | 116150 | 67000 | 49150 |
факт, тыс. руб. | 116094 | 67000 | 49094 | |
% выполнения | 99,95 | 100,00 | 99,89 | |
2011г
|
план, тыс. руб. | 372650 | 260000 | 112650 |
факт, тыс. руб. | 372650 | 260000 | 112650 | |
% выполнения | 100 | 100 | 100 | |
2012г
|
план, тыс. руб. | 763266 | 569116 | 194150 |
факт, тыс. руб. | 761727 | 568398 | 193329 | |
% выполнения | 99,80 | 99,87 | 99,58 |
Более того, сопоставляя плановые и фактические показатели за исследуемый период видно, что только в 2011г. все выделенные средства были использованы по назначению, а в 2010г и в 2012г. кассовый расход на реализацию Программы не достигает 100%, т.е. выделенные средства были недоиспользованы.
А теперь посмотрим, как изменились за этот же период показатели развития МП (таблица 2).
На фоне впечатляющей динамики финансовой поддержки субъектов МСП из федерального и регионального бюджетов (в 2011г. объемы финансовой поддержки выросли более чем в 3,2 раза, а в 2012г еще в 2 раза), достижения малого предпринимательства Краснодарского края растут более низкими темпами. С 2010 по 2012 гг. количество субъектов МП сокращается с 6,7 тыс. единиц в 2010г. до 5,9 тыс. единиц в 2012г.
Таблица 2
Показатели объемов бюджетного финансирования и основных показателей развития МП Краснодарского края
Показатель |
Период |
||
2010г | 2011г | 2012г | |
Объем бюджетного финансирования, тыс. руб. | 116094 | 372650 | 761727 |
Изменение (+,-), тыс. руб. | х | +256556 | +389077 |
Темп роста, % | х | 321 | 204,4 |
Количество малых предприятий Краснодарского края, тыс. ед. | 6,7 | 6 | 5,9 |
Изменение (+,-), тыс. ед. | х | -0,7 | -0,1 |
Темп роста, % | х | 89,6 | 98,3 |
Оборот малых предприятий, млрд. руб. | 355 | 447 | 493 |
Изменение (+,-), млрд. руб. | х | +92 | +46 |
Темп роста, % | х | 125,9 | 110,3 |
Относительно медленно растет и объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) – прирост в 25,9 % зафиксирован в 2011г, и только на 10,3% — по итогам 2012г.
Данные таблицы 3 отражают официальные данные о показателях социально-экономической эффективности программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» за 2010-2012гг.
Несмотря на то, что на протяжении 2010-2012гг. фактические показатели динамики развития превышают запланированные, можно наблюдать резкое сокращение темпов роста в динамике. Так, рост количества предприятий по отношению к базовому периоду (таковым является 2008г) снижается со 108,7% в 2010г. до 105,1% в 2012г. Число занятых в малом и среднем предпринимательстве по итогам 2012г. также не достигло показателя 2010г (104,2% против 104,5% в 2010г).
Таблица 3
Показатели социально-экономической эффективности программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» за 2010-2012гг. (темп роста по сравнению с показателем 2008г), %.
Показатель (критерий) |
2010г | 2011г | 2012г | |||
план | факт | план | факт | план | факт | |
Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства | 101,2 | 108,7 | 102 | 104,4 | 103 | 105,1 |
Рост численности занятых в малом и среднем предпринимательстве | 100,9 | 104,5 | 101,5 | 105,4 | 102,2 | 104,2 |
Рост оборота малых и средних предприятий | 104,5 | 129,3 | 105,3 | 153,9 | 106,2 | 153,3 |
Рост объема производства товаров и оказываемых услуг предпринимателями без образования юридического лица | 103,2 | 121,4 | 104 | 132 | 104,9 | 141,5 |
Рост объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий | 102,5 | 107,6 | 105 | 114 | 107,5 | 116,3 |
Положительную динамику развития можно отметить лишь по количественным показателям:
— оборот малых и средних предприятий вырос со 129,3% в 2010г. до 153,3% в 2012г.
— объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий возрос со 107,6% до 116,3%.
Статистика отчетов по финансированию мероприятий по поддержке предпринимательства в Краснодарском крае, представленная на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ (таблица 4) свидетельствует о еще более низких показателях освоения выделенных финансовых ресурсов.
Таблица 4
Сведения о финансировании мероприятий по поддержке предпринимательства в Краснодарском крае*
Показатель |
2010 г | 2011 г | 2012 г | |
Средства федерального бюджета | выделенные,
тыс. руб. |
576 102,80 | 308 200,00 | 644 776,36 |
израсходованные, тыс. руб. | 0 | 24 423,09 | 186 042,82 | |
% освоения | 0,0 | 7,9 | 28,9 | |
Средства регионального бюджета | выделенные, тыс. руб. | 144 025,70 | 77 050,00 | 161 194,09 |
израсходованные, тыс. руб. | 69 525,70 | 68 725,25 | 41 865,00 | |
% освоения | 48,3 | 89,2 | 26,0 |
*по данным Федерального портала малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ
Так, выделенные в 2010 году средства федерального бюджета не были использованы по назначению, в 2011 году процент освоения средств ФБ составил 7,9%, а в 2012г – 28,9%.
Разнонаправленной является динамика освоения средств, выделенных из регионального бюджета – в 2010 году почти половина (48,3%) средств были израсходованы на программы поддержки предпринимательства. Самым «продуктивным» стал 2011 год – процент освоения средств составил 89,2%, а по итогам работы в 2012 году показатель резко сократился, составив минимальное значение (26%) за весь период исследования. Что же касается абсолютных показателей – налицо отрицательная динамика использования финансовых ресурсов на всем протяжении периода.
Показатели эффективности реализации государственных программ поддержки предпринимательства в Краснодарском крае (таблица 5), также представленные на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ, свидетельствуют о:
— отсутствии четкого перечня критериев, характеризующих эффективность реализации государственных программ поддержки предпринимательства;
Таблица 5
Показатели эффективности реализации государственных программ поддержки предпринимательства в Краснодарском крае *
Период | Показатель эффективности | План | Факт | Процент выполнения |
2011 | Количество поручительств, ед. | 45 | 11 | 24,4 |
Количество молодых людей, принявших участие в проекте, чел. | 2440 | 1200 | 49,2 | |
Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства из числа участников проекта, ед. | 60 | 60 | 100,0 | |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, ед. | 17 | 2 | 11,8 | |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку в ЭксЦентрах, ед. | 30 | 120 | 400,0 | |
Количество заключенных договоров лизинга, ед. | 10 | 22 | 220,0 | |
Количество выданных грантов, ед. | 34 | 35 | 102,9 | |
Количество лизинг-грантов, ед. | 5 | 0 | 0,0 | |
Количество созданных рабочих мест, ед. | 40 | 96 | 240,0 | |
Продолжение таблицы 5 | ||||
Период | Показатель эффективности | План | Факт | Процент выполнения |
2012 | Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, ед. | 1991 | 834 | 41,9 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % | 79,6 | 44,1 | 55,4 | |
Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта, % | 40,8 | 22,5 | 55,1 | |
Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации, ед. | 18276 | 16978 | 92,9 | |
Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тысячу существующих субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. | 624 | 572,6 | 91,8 |
*по данным Федерального портала малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ
— переходе от количественных критериев (в 2011 году) к качественным, характеризующим вклад МСП в развитие региона;
— невыполнении запланированных показателей развития предпринимательства в регионе.
Проведенный анализ эффективности государственной финансовой поддержки предпринимательства на региональном уровне в 2010-2012 гг. на примере Краснодарского края позволил сформулировать следующие выводы:
— на фоне ежегодного роста выделяемых на поддержку и развитие предпринимательства финансовых ресурсов, фактические показатели развития МСП замедляются;
— применяемые показатели оценки эффективности госпрограмм преимущественно количественные, что свидетельствует лишь о наличии факта существования МСП в регионе, но не характеризует качество его развития;
— выделяемые на финансирование госпрограмм финансовые ресурсы не используются в полном объеме и, как следствие, не доходят до реального сектора экономики, который остро нуждается в этих дополнительных ресурсах.
Список литературы:
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 06.07.2007. (ред. от 06.12.2011) // СПС: Консультант плюс.
- Закон Краснодарского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» от 4 апреля 2008г. N 1448-КЗ. Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 26.03.2008. (в ред. от 01.11.2013) // СПС: Консультант плюс.
- Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 — 2017 годы» от 04 июня 2012 г. № 606 (в ред. от 16.07.2013) // СПС: Гарант.
- Ермакова Ю.С., Петровская А.В. Финансовые аспекты развития малого бизнеса в России // Сфера услуг: инновации и качество, Выпуск №13.- Краснодар: КФ РГТЭУ, 2013.[schema type=»book» name=»ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ» author=»Петровская Анна Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]