Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Оценка влияния групп факторов макро и микроуровня на развитие малого предпринимательства



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Оценка влияния групп факторов макро и микроуровня на развитие малого предпринимательства // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Одной из наиболее важной задачи в исследовании средовой обстановки бизнеса является выявление наиболее значимых факторов бизнес среды малого и среднего предпринимательства. Многие отечественные и зарубежные консалтинговые компании, общественные организации, высшие учебные заведения создавали свои рейтинговые агентства или проводили исследования для изучения предпринимательской среды в той или иной стране. Выделяя при этом наиболее значимые факторы воздействия на бизнес среду. Одним из наиболее известных и авторитетных рейтинговых агентств в мире является всемирный банк, который является создателем оценки бизнес регулирования под названием doing business. Всем известно, что достойное место в этом рейтинге может оказать положительное влияние на приток инвестиций в Российскую экономику.

Напрашивается вывод, что от уровня рейтинга в определенной степени зависит развитие малого и среднего предпринимательства. Так ли все однозначно?

По данным того же всемирного банка Российская Федерация в 2015 году занимает 62 место в рейтинге эффективности бизнес регулирования. Стоит заметить, что Россия сделала определенный рывок по данному показателю. Еще двумя годами ранее РФ не входила в сотню лучших стран мира. ФРГ занимает 13 место в этом рейтинге, что предполагает наиболее развитый сектор малого и среднего бизнеса чем РФ. Действительно общая доля в ВВП Германии малого бизнеса составляет 50-55%, тогда как в России она составляет 20%. Общее число малых предприятий с количеством персонала менее 20 человек (в обрабатывающей промышленности) в Германии составляет 173тыс., в России 95тыс. предприятий. [1,с.116] Все довольно закономерно. Рассмотрим теперь экономику таких стран как Италия и Польша. Италия в рейтинге бизнес регулирования занимает 56-ое место. Стоит заметить, что Италия соседствует с РФ по уровню рейтинга. Но, в обрабатывающей промышленности Италии количество малых предприятий с численностью менее 20 человек составляет 395тыс. В Польше, которая занимает 32 место в рейтинге, таких предприятий насчитывается 161тыс. предприятий. [1,с.116]

В рейтинге оцениваются основные факторы бизнес среды, которые не могут не влиять на предпринимательскую активность. Почему Италия, которая занимает место чуть выше России, но настолько опережает развитие малого предпринимательства, как в РФ, так и в других развитых странах. Рассмотрим, в отдельности какое место по каждому фактору занимает Россия среди четырех упомянутых стран.

                                                                                      Таблица 1

Регистрация предприятий

Россия 34 место в рейтинге 5 процедур 13 дней 1,2 % стоимость от дохода на душу населения
Германия 144 9 процедур 14,5 8,8%
Польша 85 4 процедуры 30 дней 12.9%
Италия 46 5 процедур 5 дней 14%

                                                                                                        Таблицы 2

Получение разрешения на строительство

Россия 156 место в рейтинге 21 процедура 239 дней 2,0 % от средне душевого дохода
Германия 8 8 процедур 96 дней 1.1 %
Польша 137 19 процедур 212 дней 0,3 %
Италия 116 10 процедур 233 дня 3,7%

                                                                                                       Таблица 3

Присоединение к электросетям

Россия 143 место в рейтинге 5 процедур 162 дня 270% процент от дохода на душу населения в стране
Германия 3 3 процедуры 28 дней 44 %
Польша 64 3 процедуры 161 день 20%
Италия 102 5 процедур 124 дня 212%

                                                                                                          Таблица 4

Регистрация собственности

Россия 12 место в рейтинге 3 процедуры 19 дней 0,1 % от стоимости собственности
Германия 89 5 процедур 40 дней 6,7%
Польша 39 6 процедур 33 дня 0,3%
Италия 41 4 процедуры 16 дней 4,4%

                                                                                                                                    Таблица 5

Налогообложение

Россия 49 место в рейтинге 7 количество выплат 168 часов 8% налог на прибыль
Германия 68 9 218 23%
Польша 87 18 286 13%
Италия 141 15 269 19%

                                                                                                          Таблица 6

Экспорт

Россия 155 место в рейтинге 9 документов для экспорта 22 дня 2 705 $ за контейнер
Германия 18 4 9дней 1 015 $
Польша 41 5 15дней 1 050 $
Италия 37 3 19дней 1 195 $

                                                                                                          Таблица 7

Импорт

Россия 155 место в рейтинге 10 документов 20 дней 2 920 $
Германия 18 4 7 1 050$
Польша 41 4 14 1 025$
Италия 37 3 18 1 145$

                                                                                                                                                Таблица 8

Обеспечение исполнения контрактов

Россия 14 место в рейтинге 270 дней на разрешения спора с подачи иска 13 % от стоимости иска 35 процедур
Германия 13 394 14% 31
Польша 52 685 19% 33
Италия 147 1 185 23% 37

Проанализировав местонахождение стран в рейтинге по факторам в отдельности видно, что средовая обстановка в разных странах имеет свою специфику. Россия по ряду показателей многих процедур занимает достойное место, опережая Германию, Польшу и Италию. Однако, международная торговля (экспорт, импорт), подключение к электросетям, разрешение на строительство по показателям рейтинга находится на самом низком уровне.  Можно предположить, что, снизив временные и стоимостные издержки данных процедур предпринимательство в РФ будет развиваться более динамично, к сожалению, это только предположение. Возможно, что воздействие на эти негативные факторы дадут определенный результат, но уверенности в том, что это так и произойдет нет. Об этом свидетельствует анализ влияние этих факторов на бизнес представленные выше. Никакой корреляционной зависимости между местом занимаемой страной в рейтинге и развитием предпринимательства в стране нет. Для наглядности построим кривую развития предпринимательства в зависимости показателей эффективности рисунок 1 и рисунок 2.

Рисунок 1. Зависимость между рейтингом Doing business и количеством малых предприятий

Где: RDB – рейтинг doing business; Ger.-Германия; Pol- Польша Ita.-Италия Rus.-Россия

Конечно, можно сказать, что чем выше рейтинг, тем больше малых предприятий задействовано в экономике страны. Тем не менее, угол кривой у каждой страны разный. Если в одной стране предпринимательская среда генерирует такое количество предпринимателей, то в другой стране, даже если ее предпринимательский климат в разы лучше, генерирует совсем другое.

Рисунок 2. Зависимость между рейтингом Doing business и количеством малых предприятий в относительном выражении

Где: RDB – рейтинг doing business; Ger-Германия; Pol- Польша Ita.- Италия Rus.-Россия

Что именно определяет угол кривой? В первую очередь нужно понимать, что не все факторы бизнес среды отображены в рейтинге doing business. Такие факторы как государственная бюджетная политика, денежно-кредитная политика (стоимость кредитования), темп инфляции и кадровый потенциал страны, производительность труда. Именно эти факторы являются общими чертами, которые объединяют европейские страны. Доля государственных закупок в странах Европы значительно выше, чем в РФ. Более 30% процентов государственных закупок в этих странах приходится на малый бизнес тогда, как в России только собираются увеличить с 10 до 20%. [5] Темп инфляции в странах, например, в Польше и Италии за последние десять лет составляет не более 4.5%. [6] Это дает некоторые основания для того, чтобы полагать, что развитие малого бизнеса во многом зависит от макроэкономических факторов и сложившийся модели экономического развития сраны.

Великий экономист, основоположник макроэкономики Джон Мейнард Кейнс в своей работе «общая теория занятости процента и денег» писал, что массовая безработица в 1930-х г. годах могла быть предотвращена, если бы правительство вмешалось в экономику для управления спросом в целях достижения желаемого уровня занятости. [4, с. 360]     Государственное участие в экономике как утверждал Джон М. Кейнс имеет огромное значение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Рассмотрим, как бюджетная политика, денежно-кредитная политика, кадровый потенциал могут влиять на бизнес среду и какое место занимает в этом процессе инфляция, импорта-зависимость и производительность труда.

Предположим правительство осуществляет государственные закупки на 10 млрд долларов заключая контракт с компанией РОСАТОМ. Эта закупка имеет различные последствия при разных обстоятельствах. Увеличение спроса со стороны государства проявится в росте прибылей машиностроительной компании так как РОСАТОМ в свою очередь закупает у нее оборудование. Так же машиностроительная компания для осуществления заказа должна будет приобретать ресурсы у других субъектов бизнеса и поэтому последних так же будет рост заказов. Поскольку каждая денежная единица, потраченная государством, может увеличить спрос на товары и услуги больше, чем на эту денежную единицу то создается эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора — это добавочный сдвиг кривой совокупного спроса, возникающий в случаях, когда экспансионистская бюджетная политика приводит к увеличению доходов субъектов экономики, а, следовательно, и возрастанию расходов. [4, с. 361]

Но эффект мультипликатора от государственных закупок разный. Даже если малый бизнес в России будет получать государственные закупки в более широком объеме, часть этих денег будет уходить на импорт, так как активы Российских предприятий во многом являются продуктом импортного производства. Получается, что эффект мультипликатора распространяется и на иностранные компании тем самым увеличивая спрос в странах Европы и других партнеров по международной торговле. Стоит вспомнить что эффект мультипликатора зависит от маржинальной склонности к потреблению (MPC) и маржинальной склонности к сбережению (MPS) Получается, что при условии высокой инфляции ЦБ осуществляет жесткую денежно кредитную политику для ее ослабления увеличивая процентные ставки. Вследствие, чего увеличивается предложение денег на рынке заемных средств, но деньги становятся слишком дорогими для предпринимателей и потребителей. В условиях, когда процентные ставки высоки маржинальная склонность к сбережению (MPS) возрастает (Рис. 3), что приводит к еще более низкому эффекту мультипликатора. В такой предпринимательской среде на много выгоднее не инвестировать, а сберегать свои средства.  Получается, что государственные закупки Российского правительства значительно менее эффективны по причине зависимости от импорта и высокой инфляции. Особенно это актуально в 2015 году.

 

Рисунок 3. Маржинальная склонность к сбережению

Где: MPS – маржинальная склонность к сбережению.

Можно прийти к некоторым выводам, государственные закупки имеют, возможно, определяющее значении в развитие малого и среднего бизнеса при условии, когда денежно-кредитная политика направленна не на борьбу с инфляцией, а на стимулирование инвестиционной деятельности. Импорта-зависимость также не позволяет использовать бюджетную политику в полной мере, так как дополнительная денежная единица будет увеличивать совокупный спрос не у отечественных компаний, а у зарубежных.

Выше было упомянуто, что одной из общих черт экономики Италии, Польши и Германии – является не высокая степень остроты проблем с наличием высококвалифицированных кадров. В России ситуация совершенно иная. В исследованиях общественной организации «Опоры России», Академия народного хозяйства и других институтов, в научных работах молодых ученых например, аспирантки АНХ Имаевой Г.Р. убедительно доказано, что нехватка кадров в российском предпринимательстве является одной из острых проблем развития бизнеса. [1,с.116] В современной экономической методологии ученые экономисты человеческий капитал ставят в ряд наиважнейших условий роста для любой страны. Предпримем попытку, хотя бы в общих чертах изложить основные причины дефицита кадров. По официальным источникам в России безработица в 2014 составила 5.6%. [7] Уровень безработицы невелик, и мы не можем рассматривать как один из резервов для малого бизнеса. Наиболее весомым резервом поступления кадров в малый бизнес является низкая производительность труда в крупных предприятиях и транснациональных компаниях. Если у крупного предприятия не высокая производительность труда значит, на обеспечение объемов производства тратится больше затрат труда. В этих условиях, предложение на рынке труда остается неизменным, при этом продолжается увеличение разрыва заработной платы работников высоко оплачиваемых работников к среднему уровню заработной платы работников фирмы. Сейчас стало очевидным, что конкурировать малым и средним предприятиям с крупным бизнесом практически невозможно уровень средней заработной во многих отраслях, где главными игроками являются крупные корпорации значительно выше чем в малом и среднем бизнесе.

Малые предприятия не в состоянии платить заработную плату выше среднего уровня крупных корпораций и как следствие этого происходит переток кадрового потенциала в крупные предприятия. От сюда наблюдается дисбаланс кадровых ресурсов. На это еще накладывается снижение количества трудоспособного населения по демографическим причинам. В ситуации, когда количество трудоспособного населения снижается из-за демографической ямы, в которой России будет находиться, довольно продолжительное время фактором роста экономики и ликвидации дисбаланса является рост производительности труда крупных корпораций. Ниже приведен график зависимости производительности труда и заработной платы. Свидетельствующий, что при равном предложении на рынке труда всегда будет проигрывать малый и средний бизнес.

Рисунок 4. Взаимосвязь заработной платы и производительности труда при равном уровне предложения на рынке труда

Производительность труда так же влияет на уровень импорта-зависимости в стране. Предположим, что из-за низкой технологической базы наши предприятия не могут нарастить такой объем производства, чтобы удовлетворить спрос на отечественном рынке сбыта. Спрос оказывается выше предложения отечественных предприятий, что приводит к увеличению спроса на иностранные товары. Если в России увеличивается спрос на иностранную продукцию, значит увеличивается спрос валюты иностранных производителей. Как следствие создаются девальвационные и инфляционные риски. Выше упоминалось, что инфляция на прямую влияет на денежно-кредитную политику, а денежно-кредитная политика на мультипликативный эффект. Что бы взаимосвязь между факторами бизнес среды была более наглядна продемонстрируем это на рисунке 5.

Рисунок 5. Взаимодействие факторов бизнес среды

Заключение

Осуществляя предварительные итоги можно сказать, что такие факторы бизнес среды как налогообложение, регистрация предприятия, исполнение контрактов, подключение к энергоресурсам и т.д.  безусловно имеют важное значение в развитие малого предпринимательства в стране. Однако, такие макроэкономические факторы как инфляция, производительность труда, импорта-зависимость, денежно-кредитная политика, бюджетная политика имеют определяющее значение не только для всей экономики в целом, но и бизнес среды малого и среднего предпринимательства. В России еще не сформировались условия для стремительного развития малого и среднего бизнеса. Это возможно только в случае если такие факторы как инфляция, производительность труда в крупном бизнесе и низкая импорта-зависимость будут положительно влиять на предпринимательский климат не по отдельности, а все сразу. Это позволит увеличить мультипликативный эффект от государственных закупок и денежно-кредитной политики, а также увеличить предложение высоко квалифицированных кадров для малого бизнеса. В этих условиях важнейшей составляющей является: разработка и внедрение современных инновационных технологий в крупный бизнес. Думается, что эту проблему лучше всего решать на основе государственно-частного партнерства. При чем роль государственного регулятора должна быть значимой и действенной в части осуществления контроля за темпами ростом производительности труда в транснациональных корпорациях.

Следует так же отметить, что рейтинговое агентство всемирного банка хоть и является авторитетным учреждением, однако, (по мнению авторов) не отражает объективно картину состояния предпринимательского климата в странах мира.

Данные исследования ставят под сомнения общепринятый постулат, что повышения показателей эффективности процедур могут дать существенный прирост количества средних и малых предприятий и увеличить занятость в микроэкономике.

Библиографический список

  1. Имаева Г.Р. Предпринимательский климат в России и формирующие его факторы: социологический анализ// Мониторинг. 2013. №2 (114).
  2. Кейнс Дж. М.Общая теория занятости, процента и денег / Пер. проф. Н. Н. Любимова. — М.: Гелиос АРВ, 2012. — 352 с
  3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Стат. сб./ Росстат. — М., 2013. — 118 с.
  4. Мэнкью Г., Тейлор М. Макроэкономика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 560 с.
  5. https://ec.europa.eu/eurostat/web/government-finance-statistics/statistics-illustrated
  6. https://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=italy&table=inecia
  7. https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/36.htm[schema type=»book» name=»Оценка влияния групп факторов макро и микроуровня на развитие малого предпринимательства» author=»Соловьев Александр Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found