Мука является важнейшим продуктом переработки зерна, поскольку это сырье для производства незаменимых продуктов питания человека — хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий. Устойчивое обеспечение ими населения свидетельствует о стабильности социального положения в обществе, что ставит мукомольную отрасль в число стратегически важных отраслей агропромышленного производства. Особенно возросла ее роль при становлении рыночных отношений в связи с резким изменением структуры питания населения, повышением в ней доли хлебных продуктов как наиболее дешевых видов продовольствия.
Десятилетие рыночных преобразований негативно отразилось не только на развитии зернового хозяйства, но и на снижении качества производимой муки, трудностях ее сбыта. Одной из основных причин такого положения послужил уход государства от решения вопросов регулирования зернового рынка вообще и рынка муки в частности. Именно этим во многом объясняются недостатки в функционировании российского рынка муки, стихийный характер его развития в новых условиях хозяйствования.
Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных их видов. Такая взаимосвязь неизбежно возникает, поскольку одни цены зависят от других. Существует система цен, которая способствует поддержке доходов сельхозпроизводителей на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство.
К системе цен предъявляются такие требования, которые способствуют развитию рыночных отношений в АПК. Перечислим их.
- Основа экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – это рыночные (договорные) цены, которые складываются под влиянием спроса и предложения.
- Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие применяют тогда, когда средние рыночные цены ниже гарантированных или при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству, а также при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства.
- Гарантированная цена устанавливается органами государственной власти и рассчитывается на основе расчетной цены. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период.
- Расчетные цены (нормативные индикаторы) устанавливаются Правительством Российской Федерации для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.
- Расчетные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие используются в качестве основы для установления гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, залоговых ставок при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям [3, с. 98].
Гарантированные закупочные цены могли бы служить важным элементом в механизме стабилизации аграрного рынка. Но для этого нужно изменить идеологию подхода к ним. Это не цены, обеспечивающие всем товаропроизводителям потребности расширенного воспроизводства. Они являются последним рубежом, то есть нижним допустимым пределом рыночных цен. Пока что гарантированные закупочные цены, как правило, выше рыночных. Такие цены не могут быть элементом механизма стабилизации аграрного рынка.
Однако при разработке системы цен, которые выполняли бы и регулирующую, и стимулирующую производство роль необходимо подходить дифференцированно – с учетом специфики продуктовых подкомплексов АПК [2, с. 206-208].
Определим коэффициент удельного веса избыточного или дефицитного количества сырья по формуле:
Kdsj=(Dj-Sj):Dj и Kdsj=(Dj-Sj): Sj, (1)
где Kdsj – коэффициент удельного веса избыточного или дефицитного количества муки на определенный период;
Dj – уровень потребления населением мукомольной продукции;
Sj – количество выработанной муки на предприятии ОАО «Саратовмука».
Значение знаменателя формулы будет меняться в зависимости от того, что доминирует, потребление (D) или предложение (S).
Затем определим значение расчетной цены на мукомольную продукцию по формуле:
Pj=( KdsjС)+С, (2)
где Pj – расчетная цена;
С – среднегодовая себестоимость 1 т. муки на предприятии ОАО «Саратовмука».
Определим расчетную цену на мукомольную продукцию на перспективу (табл. 1).
Как видно из графы 7 таблицы 1 значения расчетной цены на муку увеличиваются. Это говорит о том, что с каждым годом потребление мукомольной продукции в Саратовской обл. выше, чем предложение на предприятии ОАО «Саратовмука». Кроме предприятия ОАО «Саратовмука» в Саратовской области функционируют и другие мукомольные предприятия, такие как: ЗАО «Энгельсский мукомольный завод», ОАО «Балашовский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Аткарский комбинат хлебопродуктов» и другие. Так что в Саратовской области полностью удовлетворяется потребность населения в мукомольной продукции и муке.
Таблица 1
Определение расчетной цены 1 т. мукомольной продукции на перспективу ОАО «Саратовмука»
Годы | S, т | D, т | (Dj-Sj), т. | Kdsj
(j/dj), (j/sj) |
KdsjC, руб.
|
Расчетная цена, руб.
Pj |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2014 | 60000 | 65470 | 5470 | 0,08 | 580,80 | 7840,80 |
2015 | 56000 | 59920 | 3920 | 0,07 | 539,00 | 8239,00 |
2016 | 53000 | 54855 | 1855 | 0,03 | 244,20 | 8384,20 |
2017 | 50000 | 52150 | 2150 | 0,04 | 343,20 | 8923,20 |
2018 | 48000 | 49680 | 1680 | 0,03 | 270,60 | 9290,60 |
Сумма | 267000 | 282075 | 15075 | — | — | — |
На основе расчетных цен нами рассчитаны гарантированные цены муки на перспективу предприятия ОАО «Саратовмука». В основу методики расчета положен принцип равной прибыли на равновеликие затраты (табл. 2).
Pg=S*(1+P,), (3)
где Pg – гарантированная цена муки;
S – затраты производителей;
P, – рентабельность.
Из расчетов видно, что расчетные цены на муку выше гарантированных цен. Так как расчетные цены на муку и продукцию, изготавливаемую на ее основе используются как основа для установления гарантированных цен, то переработчикам нужно учитывать коэффициент удельного веса избыточного или дефицитного количества продукции (муки) на определенный период. Коэффициент оказывает существенное влияние на формирование расчетных цен и чем выше его значение, тем выше значение расчетной цены. Это влияет на развитие рыночных отношений в агропромышленном комплексе. Уровень потребления населением муки и продукции, изготавливаемой на ее основе, при этом, существенно снизится.
Таблица 2
Расчет гарантированной цены 1 т. муки на предприятии
ОАО «Саратовмука» на перспективу
Показатели | 2014г. | 2015г. | 2016г. | 2017г. | 2018г. |
1. Выход муки с 1 т. зерна, % | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 |
2. Выход муки с 1 т. зерна, кг. | 850 | 850 | 850 | 850 | 850 |
3. Расчетная цена 1 кг. муки, руб. | 7,841 | 8,239 | 8,384 | 8,923 | 9,291 |
4. Выручка от реализации муки, руб. (стр.2*стр.3) | 6665 | 7003 | 7126 | 7585 | 7897 |
5. Затраты производителей зерна, руб. | 4600 | 4950 | 5300 | 5650 | 6000 |
6. Затраты переработчиков, руб. | 1044 | 1116 | 1188 | 1260 | 1332 |
7. Общие затраты на 1 т. муки, руб. (стр.5+стр.6) | 5644 | 6066 | 6488 | 6910 | 7332 |
8. Прибыль (+), убыток (-), руб. (стр.4-стр.7) | 1021 | 937 | 638 | 675 | 565 |
9. Рентабельность, % (стр.8:стр.7)*100 | 18,1 | 15,4 | 9,8 | 9,8 | 7,7 |
10. Гарантированная цена муки, руб. стр. 7*(1+стр.9) | 6665 | 7000 | 7124 | 7587 | 7897 |
На основе произведенных расчетов и имеющейся информации о поступлении зерна на переработку и уровне потребления его населением построим график колебания расчетных и гарантированных цен (рис. 1).
Из рисунка 1 видно, что количество потребления и предложения муки с каждым годом будет уменьшаться из-за сокращения численности населения Саратовской области. При этом цены на мукомольную продукцию будут увеличиваться из-за сокращения степени загрузки оборудования. При этом себестоимость зерна будет невелика, сельхозпроизводители понесут большие убытки, поэтому имеет смысл организовывать резервные фонды с целью продажи зерна по более высоким ценам в менее урожайные годы.
Рисунок 1. Колебания расчетных и гарантированных цен на муку по Саратовской области (перспектива)
Производство зерна всегда отличалось сезонностью. Для достижения равновесия между спросом и предложением можно использовать и другие методы. К их числу можно отнести луизвилльский план, широко распространенный в США. Согласно этому плану, полная цена продукции выплачивается поставщику осенью. Часть выплачиваемой суммы при этом удерживается с сельхозпроизводителей летом, в период сбора урожая и доплачивают эту сумму, когда уровень производства снижается.
Резервные фонды для дотаций на зерно необходимы. Однако создание резервного фонда за счет сельхозпроизводителей и разрыв во времени при перераспределении выручки в условиях инфляции экономически неэффективны. Бюджетный дефицит государства так же не позволяет сформировать резервный дотационный фонд. Сгруппируем направления государственного регулирования рынка следующим образом:
▪ оптимизация взаимоотношений между субъектами рынка;
▪ квотирование производства и поставок на внутренний и внешний рынки;
▪ осуществление гарантий сбыта и цен;
▪ создание рыночной системы оптовой торговли на внутреннем и внешнем рынках;
▪ формирование межотраслевой системы управления подкомплексом;
▪ разработка и принятие законодательных и нормативных документов, способствующих созданию регулируемого рынка; [1, с.38]
▪ создание экономических условий для стимулирования развития отечественного зернового производства;
▪ ограничение ввоза в страну различных видов зерна и хлебопродуктов;
▪ разработка и использование экономических мер по регулированию цен на зерно и продукты его переработки;
▪ управление балансом зерна;
▪ определение долгосрочной стратегии экспорта и импорта зерна;
▪ осуществление контроля над качеством и рациональным использованием зерна, муки, крупы, хлеба, заказ (установление) определенных стандартов на зерно, которые бы соответствовали требованиям международной торговой организации;
▪ организация информационного обеспечения зернового рынка.
Если расчетные цены не покрывают затрат сельхозпроизводителей, то государство должно обеспечить выдачу кредитов, освобождение от налогов прибыли, идущей на инвестиции; снижение налога на добавленную стоимость; освобождение от части местных налогов; уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приобретенного технологического оборудования; освобождение от налогов и таможенных пошлин ввозимого из-за рубежа нового оборудования, не имеющего отечественных аналогов, — эти и другие налоговые льготы, выполняющие стимулирующую для сельхозпроизводителей функцию, позволят предприятиям проводить инвестиционную политику, снижать издержки на производство, а, следовательно, и повышать свою конкурентоспособность.
Если же расчетные цены покрывают затраты сельхозпроизводителей и приносят им прибыль, достаточную для дальнейшего производства, государство должно установить уровень налогов и проценты на кредиты, позволяющий производителям успешно работать в данных экономических условиях.
Список литературы:
- Заверюха А.Х., Пешкетова О.В. Государственное регулирование рынка сахара / Пищевая промышленность. № 6. – 2010. – С. 74–75.
- Минаков И.А. Экономика сельского хозяйства / И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; под ред. И.А. Минакова – М.: КолосС, 2010.–328 с.
- Организационно-экономические основы аграрного рынка. Сборник статей.– М.: ВНИЭТУСХ, 2009.– 170 с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ МУКИ» author=»Перфилова Анастасия Владимировна, Тюрина Наталья Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]