Прежним земельным законодательством 90-х годов гражданам Республики Казахстан, работавшим в реорганизованных совхозах и колхозах, а также пенсионерам и лицам, занятым в социальной и производственной сфере по обслуживанию, проживающим на территории села, предусмотрено право на условную земельную долю. Ее размер определяется путем деления общей площади хозяйства (по видам сельскохозяйственных угодий) на число лиц, имеющих право на условную земельную долю.
Обладателям права на условную земельную долю, которые ранее передали право в аренду обязаны были до 1 января 2005 года реализовать это право путем совершения одного из действий:
— выкупить земельный участок в частную собственность; получить во временное пользование общее или раздельное землепользование земельный участок для ведения самостоятельного ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного сельхозпроизводства;
— передать в качестве вклада в уставной капитал хозяйствующего товарищества, в оплату акций акционерного общества или в качестве взноса в производственный кооператив. Часть чистой прибыли получаемой сельскохозяйственным предприятием, соответствующая доле общего вклада участников в уставной капитал распределяется между ними пропорционально размеру их земельного участка (земельной доли). Все споры связанные с условными земельными долями рассматривались в судебном порядке.
При этом выделение земельного участка в счет условных земельных долей означает проектное определение границ условных земельных долей в составе общего землепользования для последующего получения земельного участка и совершения сделок. А натуральная их персонификация являлась отправным моментом реформирования сельскохозяйственных предприятий и формирования собственника на земле, функционирования рынка земли. Неопределенность же местоположения и границ условных земельных долей, а также долей, переданных в условные капиталы предприятий, в значительной мере сдерживало инициативу граждан по распоряжению своими земельными долями.
Программой «Об обеспечении прав на землю в Республике Казахстан на 2000-2003 годы», утвержденной Правительством 16.02.2000 г., в целях формирования реальных собственников земли и землепользователей предусматривалось завершить натурную персонификацию условных земельных долей в 2000 году.
Раздел землепользований реорганизованных хозяйств на условную земельную долю первоначально замышлялся, главным образом, с целью образования КФХ. Землеустроительной службой были выданы свидетельства на условную земельную долю 2,3 млн. граждан. Однако фактически к концу прошлого века и в текущем реализовали свое право, т.е. персонифицировали свои УЗД путем образования КФХ, лишь около 120 тыс. семей. Дальнейшая судьба условных земельных долей определяется статьей учредительными документами (уставами) товариществ и кооперативов [1].
Исходной методологической основой всего замысла разделения землепользований приватизированных негосударственных сельскохозяйственных предприятий на условные земельные доли служил экономический закон: труд собственника-хозяина земли более производительный, чем труд наемного рабочего. Проф. М.А. Гендельман придерживался мнения: «вместо поспешного лишения условных земельных долей юридической силы, наоборот придать им большую силу, законодательно превратив обладателей их прав в совладельцев сельскохозяйственного предприятия». Для этого следовало законодательно определить обязанности товариществ, в уставной капитал которых переданы условные земельные доли, куда внесены условные земельные доли граждан, предусматривать дивиденды с учетом количества и качества гектаров (баллогектаров). По такому варианту, исходя из такой методологической позиции, обладатели права на условную земельную долю стали бы совладельцами, столь же материально заинтересованными в результатах производительного труда, как и независимый фермер [2, 3].
Перераспределения земель производилось без научно обоснованных рекомендаций и особенностей землеустройства, что повлияло на неустойчивость различных форм хозяйствования. Все политические, социальные и экономические перемены отражают постоянное движение общества и влияют на размеры и формы хозяйствования сельскохозяйственных предприятий. На деле выходит, что некоторые товаропроизводители имеют хорошую прибыль, а у некоторых таковой прибыли нет. Укрупнение или разукрупнение сельскохозяйственных предприятий зависит от его вида деятельности. Для предприятий в степной зоне, которые занимаются растениеводством целесообразнее осуществлять свою деятельность в виде крупных зернопроизводящих товариществ. Для отрасли животноводства в степных районах рациональнее и рентабельнее использовать более мелкую форму самостоятельного управления в виде крестьянского фермерского хозяйства.
Список литературы:
- Республика Казахстан. Правительство. Постановление. О программе обеспечения прав на землю в Республике Казахстан на 2000 – 2003 годы. [Электронный ресурс]: [Текст]: офиц. текст: Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 февраля 2000 года № 253 (ред. от 13.12.2002) //
- Гендельман М.А., Ж.К. Крыкбаев Научные основы землеустройства и кадастра: учебник. – Астана: Фолиант, 2004.- 172 с.
- Курманова, Г.К. Земельная реформа в Казахстане: теория, практика и пути развития: Монография. — Астана, Типография КАТУ им. С. Сейфуллина, 2010. – 235с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В КАЗАХСТАНЕ» description=»статья посвящена обзору земельной реформы на начальном периоде в Республике Казахстан, а так же путям реализации права обладателям условных земельных долей.» author=»Секенова Жадыра Ержановна, Бейсембаева Алия Бакытовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]