Центральной проблемой федеральных и региональных органов власти в современных условиях является проблема повышения уровня социально-экономического развития республик Северного Кавказа, обеспечение их устойчивого роста. Тяжелое наследие, полученное Россией в результате развала СССР, нарушение экономических связей, а также последствия финансового кризиса, привели к дальнейшему ослаблению социально-экономического положения регионов.
В этих условиях требуется особый подход в реализации социально-экономической политики России, в выборе стратегии регионального развития и новых методов государственного регулирования регионов и их территорий.
Проблема роста социально-экономического развития республик Северного Кавказа в целях обеспечения их наилучшего функционирования и постепенного, но устойчивого развития является одной из ведущих проблем, стоящих перед федеральными и региональными органами власти. Это требует стратегически проверенного подхода к выбору приемлемых методов государственного регулирования и стимулирования развития регионов.
На наш взгляд, современная проблема развития системы государственного регулирования субъектами РФ имеет противоречивый характер. Если посмотреть, то с одной стороны в нашей стране, к сожалению, отсутствует единая политика в отношении социально-экономического развития регионов России, а с другой стороны у нас сегодня нет реальных инструментов решения этих проблем, особенно в республиках Северного Кавказа.
Актуальность проблемы определения стратегии регионального развития рассматривается различными учеными и политическими деятелями, например, авторы Ю.И. Смоляков и А.В. Резвяков замечают, что стратегия должна «учитывать как многообразие региональных особенностей, так и изменившиеся современные условия, требующие соответствующего реагирования для обеспечения динамичного повышения жизненного уровня населения. Такая необходимость была вызвана обострением целого ряда проблем, так как существующим порядком вещей сегодня являются: инфляция, коррупция, научно-техническая отсталость, значительно превосходящее западные пропорции, неразвитость транспортной, информационной и рыночной инфраструктур, неэффективность многих программных мероприятий правительства» [5, с. 67-71].
Огромная зависимость нашей страны от изменения цен на мировых рынках сырьевых ресурсов, а именно, нефти и газа, призывают к радикальному трансформированию внутренней региональной политики руководства страны к новым изменившимся условиям. Основу этого трансформирования должно составить трансформирования определение новых точек экономического роста в регионах, формирование которых обеспечит новые преимущества в условиях усиления конкурентной борьбы на мировом уровне в условиях интеграции, глобализации, регионализации и т.д.
Северный Кавказ всегда представлял для Российской империи, а сейчас для России особую территорию своих владений. Издавна население этого региона славились не только своим кавказским долголетием и гостеприимством, но и воинственным нравом, о чем свидетельствуют военные конфликты время от времени вспыхивающие в этом регионе. Поэтому политика в отношении этих народов должна быть не однозначной. Сегодня не для кого не секрет, что президент РФ В.В. Путин тратит очень много сил и средств на восстановление соседней Ингушетии республики, а именно, Чеченской республики.
Давайте попробуем немного разобраться, откуда возникла республика Ингушетия и когда. После распада Советского Союза, когда у нас вместо одного мощного государства возникло несколько, и появился СНГ, бывшие, на тот момент, автономные советские республики тоже решили «попытать счастье» и обрести независимость, а именно, Чеченская республика. На момент распада СССР существовала Чечено-Ингушская автономная советская социалистическая республика (ЧИАССР), которая образовалась 9 января 1957 году после. Итак, когда в Чечне в 1992 году объявился так называемый «лидер чеченского народа», генерал-лейтенант советской армии Джохар Дудаев и объявил о независимости Чеченской республики «Ичкерия», тогда и возникла республика Ингушетия. Ненужные чеченцам ингуши решили создать свою республику, естественно, в составе России.
Территория современной Ингушетии представляла собой лишь «придаток» ЧИАССР, которая, к сожалению, не представляла собой ни в экономическом, ни в социальном развитии, ни по развитой инфраструктуре практически ничего. Все крупные заводы, фабрики, объекты строительства, здравоохранения, водоснабжения, электроснабжения были сосредоточены лишь в Грозном (столица ЧИАССР) и его окрестностях. Потому, когда в 1994 году неминуемо возник военный конфликт на территории сегодняшней Чеченской республики, Ингушетию захлестнул поток вынужденных переселенцев и беженцев. Только, только начавшая свое развитие республика вместо решения проблем развития социальной сферы стала заниматься проблемами размещения беженцев, их устройством и т.д. Поэтому сегодня требовать от этой республики многого не представляется возможным, но вместе с тем этой республике необходимо развиваться и совершенствоваться. Сейчас кроме показателей высокой безработицы и дотационности Ингушетии похвастаться пока особо нечем, вместе с тем налицо большие преобразования и старания руководства республики Ингушетия в отношении повышения инвестиционной привлекательности и уровня занятости населения.
Употребляемые в системе государственного управления приемы реализации региональной политики на федеральном уровне работают не всегда эффективно, ставя под сомнение однородность в социально-экономическом развитии отдельного региона и страны в целом. Несмотря на это, тотальное социально-экономическое напряжение, и в частности, в Республике Ингушетия ослабляет потенциал для решения очень важной задачи, а именно, сохранения целостности нашей страны.
Поэтому используемая сегодня совокупность приемов и методов государственного регулирования региональной политики должна быть обстоятельно перестроена в сторону значительного увеличения участия центра в развитии отсталых (депрессивных) регионов, что позволит обеспечить устойчивые условия для закрепления единства региона и его территорий.
К методам государственного регулирования и стимулирования развития региона (по мнению ученого С.С Решиева) следует отнести: институциональный; инфраструктурный; программно-целевой; политико-правовой; нормативно-правовой; информационный; фискальный; бюджетный и антикоррупционный. [4, с. 9-17.]
Используя совокупность методов государственного регулирования и стимулирования развития региона, предложенную С.С. Решиевым, проведем их практическое обобщение, сосредоточив основное внимание на особенностях их осуществления применительно к реальным проблемам развития республик Северного Кавказа, а именно, республики Ингушетия.
Политико-правовой и нормативно-правовой метод государственного регулирования и стимулирования развития СКФО. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что все северокавказские республики показывают полную лояльность федеральному центру. Примером этого является тот факт, что 8 мая 2013 года Народное Собрание Республики Ингушетия внесло в республиканскую конституцию поправки об избрании главы региона — выбирать его будут депутаты, а не рядовые избиратели. Глава республики избирается депутатами в ходе тайного голосования из числа трех кандидатов, представленных президентом РФ. Ингушетия стала вторым после Дагестана субъектом Российской Федерации, который отказался от прямых выборов.
Институциональный метод регулирования и стимулирования развития республик Северного Кавказа. В настоящее время создание на федеральном уровне системы институционального развития республик Северного Кавказа просто обязана быть в наибольшей степени приближена к реальным потребностям региона. Рахаев М.Х., М. Энеева считают, что «Северному Кавказу необходимы не столько финансовые средства, сколько условия, которые формулируют стимулы к развитию, то есть институты, которые раскрепостили бы имеющиеся ресурсы и энергию и превратили бы их в реальное развитие» [3, с. 184-199] и с этим трудно не согласится. Если говорить непосредственно о республике Ингушетия, небольшой уровень качества институционализации в экономике региона приводит к снижению его инвестиционной привлекательности, остановке деловой активности, что, в конечном итоге, отрицательно влияет на динамику валового регионального продукта, структуру бюджета, уровень жизни и уровень безработицы населения. Ингушетия который год находится в пятерке лидеров по уровню безработицы, что является просто недопустимым, так как учитывая сложную напряженную обстановку связанную с нахождением на территории республики незаконных вооруженных формирований и постоянным пополнением их рядов за счет безработных и ничем незанятых жителей республики.
Программно-целевой метод регулирования развития республик Северного Кавказа. Сегодня программный метод является практически ведущим компонентом среди методов реализации региональной политики федерального центра по непосредственному регулированию развития региона и его территорий. Однако, как показывает, практика осуществления федеральных целевых программ (ФЦП) развития на территории республики Ингушетия, система используемых в них критериев не является адекватной задачам, для решения которых она была разработана. Финансирование ФЦП в республике Ингушетия не обеспечивает полноценного решения установленных в них задач, концентрируя лишь декларативный характер этих программных документов.
Инфраструктурный метод регулирования развития республик Северного Кавказа.
Сегодня, когда повсеместно говорят о глобализации мировой экономики, увеличения доступности и открытости внутренних рынков большого количества разных стран, именно обновление инфраструктуры представляет собой самый действенный фактор управления конкурентоспособностью отдельных регионов. Направление реализации инфраструктурного метода в перспективе должно быть ориентировано на создание адекватного потребностям территорий Северокавказских республик уровня элементов инфраструктуры, соответствующего требованиям аналогов зарубежных стран.
Информационный метод регулирования развития республик Северного Кавказа.
Одно из ведущих мест среди методов регулирования развития республик Северного Кавказа принадлежит информационному методу.
С развитием и широким распространением средств массовой информации, а также сети Интернет практически повсеместно все чаще мы слышим такое выражение как «информационная война», и это словосочетание применимо по отношению к республикам Северного Кавказа. Когда по телевидению, радио, в газетах, журналах в социальных сетях только и говорят и пишут о негативных явлениях, творящихся в этих республиках, естественно, что любой здравомыслящий человек не то, чтобы вложить свои свободные денежные средства в развитие этого региона, да и смотреть в эту сторону не захочет. Поэтому здесь необходимо что-то менять, многие местные жители сами удивляются как они живут в столь опасных условиях для жизни.
Фискальный метод регулирования развития республик Северного Кавказа.
Известнейшие мировые экономисты, такие как Макконел К.Р., Брю С.Л. считают, что «решение основных задач фискального прицела государственной экономической политики (повышение благосостояния большинства населения, снижение уровней безработицы и инфляции) в современных развитых странах достигается посредством эффективного использования фискального метода в регулировании развитии страны и ее регионов» [2, с. 242-559].
Постоянное увеличение уровня инфляции в России означает необходимость использования сдерживающей фискальной политики, что отвечает ее базовым теоретическим положениям, но в большинстве своем эти динамические поступательные изменения уровня цен связано с наличием в нашей стране естественных монополий. Этот факт фискальная политика используемая в настоящее время в нашей стране не учитывает, а как результат слабый уровень использования стимулирующих мер как на уровне субъектов федерации, так и на уровне всей страны. Однако, как отмечают авторы Балацкий Е и Екимова Н., «объем государственных расходов для целей развития федеральных округов должен быть дифференцированным в зависимости от социально-экономического, геополитического и геоэкономического положения того или иного региона» [1, с. 101-106].
В целом, реализация фискального метода регулирования развития республик Северного Кавказа обеспечит адекватную направленность финансирования этих территорий с учетом их экономической направленности, природных и климатических преимуществ, а также конкурентного потенциала.
Бюджетный метод регулирования развития республик Северного Кавказа.
К сожалению, использование бюджетного метода регулирования социально-экономического развития регионов не является 100% эффективным. Во многом это определяется несоразмерностью потребностей региона возможностям и желаниям центра, не использования положительного опыта развитых стран.
Если говорить о республиках Северного Кавказа, многие из которых представляют собой почти 100% дотационность, то на наш взгляд, нужно не только не снижать поток субсидий из федерального бюджета, но, наоборот, увеличивать их, с тем чтобы показатели развития региона были близки к среднероссийским, но при этом нужно максимально эффективно усилить контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств.
Инвестиционный метод регулирования развития республик Северного Кавказа.
Вообще применение инвестиционного метода развития региона является с одной стороны самым популярным в использовании, с другой стороны весьма сложным в использовании, так как привлечение дополнительных инвестиций подразумевает, что в регионе есть что-то, во что нужно и можно вкладывать без опаски потери денежных средств.
Антикоррупционный метод регулирования развития республик Северного Кавказа.
Сегодня, когда то и дело слышишь о громких коррупционных разоблачениях чиновников высшего уровня власти, понимаешь, что коррупция это бич не только федерального центра, но и всех регионов огромной территории России. Поэтому необходимо сделать все, чтобы свести к минимуму возможности злоупотреблений.
Применение данной совокупности методов регулирования развития республик Северного Кавказа даст возможность обеспечить единое и комплексное преобразование социально-экономического пространства этого региона, и в частности, Республики Ингушетия. Приведенные системы мер и мероприятий обеспечат необходимый уровень адекватности регулятивных механизмов и самой стратегии развития территорий округа. Это позволит сформировать устойчивые предпосылки к полноценной интеграции республик Северного Кавказа в единое социально-экономическое пространство России.
Список использованной литературы:
- Балацкий Е, Екимова Н. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений// Общество и экономика. – М.,2010. №7-8.
- Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2х т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 1. – М: Республика, 1992.
- Рахаев Х.М., М.Энеева. Северному Кавказу нужны не деньги, а институциональные реформы //Общество и экономика.2010. № 10-11.
- Решиев С.С. Выбор адекватных методов государственного регулирования и стимулирования развития макрорегиона // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №11 (1040).
- Смоляков Ю.И., Резвяков. А.В. Проблемные аспекты формирования стратегии социально-экономического развития региона// Региональная экономика: теория и практика. 2010. №7 (142).[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА» author=»Бекботова Лидия Ахмедовна, Зурабов Мурат Алиханович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]