В экономическую жизнь новой России управленческий учет вошел вместе с переходом к рыночной экономике. Данный вид экономики – это, прежде всего, конкуренция, а конкуренция — это постоянная борьба за рынок сбыта, за потребителя, как следствие, это борьба за соотношение высокого качества и низкой себестоимости. Поэтому современное предприятие должно обладать гибкостью производства, то есть уметь быстро перестраивать свою собственную организационную структуру. Все это требует от менеджмента организации принятия быстрых и эффективных решений, что невозможно без обеспечения высшего руководства соответствующей информацией.
Под управленческим учетом мы будем понимать систему сбора, организации и анализа учетных данных, направленную на решение конкретной управленческой задачи.
Следует отметить, что в современном развитии западных источников термина «управленческий учет» центр тяжести все более и более переносится на слово «управленческий», это связано с тем, что методика и технология организации учета все больше и больше определятся именно управленческой задачей, стоящей перед организацией. При этом нужно вспомнить, что именно учет и анализ издержек с целью их снижения и оптимизации является простейшей и самой очевидной формой организации управления коммерческой структурой.
Так как существует необходимость изменения учетной информации для целей управления на смену «нормативному или налоговому» учету вполне закономерно приходит учет управленческий, который в действительности существовал всегда даже в нашей коммерческой практике. Причем методика его использования точно соответствовала методике использования данных «управленческого учета»: на базе черных данных принимались решения, прогнозировались финансовые результаты, а затем на основании этих решений и результатов формировался «белый учет» [2, c. 19].
Создание системы управленческого учета может быть представлено в виде трех этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи:
- Формирование управленческого решения учетной задачи либо анализ и описание существующего решения.
При формировании управленческого решения присутствует следующая последовательность действий:
а) определить управленческую задачу и путь ее решения (управленческий);
б) определить какие данные нужны для ее решения, способы их сбора, и правила документооборота;
в) определить результаты, которые планируется достичь и ответственных за достижение этих результатов.
Необходимо, дабы все принятые в соответствии с вышеописанной схемой решения были письменно зафиксированы и утверждены управленцами соответствующего уровня. При наличии готового решения его следует так же письменно зафиксировать и подвергнуть тщательному анализу.
- На следующем этапе необходимо увязать принятые решения с существующими управленческими решениями, учетной политикой и бухгалтерской практикой и, наконец, уже существующими учетными технологиями. Все должно быть приведено в один стиль, документы не должны противоречить друг другу.
Вполне естественно согласовать полученные на первом этапе результаты с требованиями бухгалтерского, финансового и налогового учета. Важно связать данные управленческого учета с нормативным расчетом себестоимости, таким образом, чтобы «валовые» результаты за период при различных методах учета если и отличались, то прогнозируемым образом [1, c. 32].
Для разработанной технологии управленческого учета может потребоваться хранения специфических данных или введение новых функций в используемом программном обеспечении, вследствие чего при решении задач данного этапа согласования, особенно в отечественной практике, вполне могут возникнуть проблемы связанные с недостаточностью используемых программных продуктов или несовместимость с принятыми положениями учетной политики. Возможно потребуется изменить положения учетной политики или подумать о приобретении программного обеспечения, поддерживающего соответствующую функциональность. В свою очередь приобретение программного обеспечения, например западных производителей, также может потребовать корректировки отдельных положений учетной политики.
- Последним этапом работы является непосредственно внедрение учетных технологий.
Если все предыдущие этапы работы были проведены достаточно аккуратно, то на данном этапе особых проблем возникнуть не должно. Первым условием внедрения принятого решения является переобучение или подбор нового персонала. Под новые функциональные обязанности может потребоваться абсолютно другой уровень подготовки персонала. Важно поддержать процесс организационно-административными мерами (то есть необходимо назначить людей, отвечающих за сбор и анализ данных, разработать должностные инструкции для исполнителей, утвердить формы документов и правила документооборота).
На практике мы можем встретить ситуации, когда первые два этапа не проводятся должным образом, как следствие и последний не может быть выполнен (табуретка на двух ножках стоять не будет).
С другой стороны, распространенной ошибкой является отсутствие организационно-административной поддержки принятых решений, в результате чего они «повисают в воздухе» и так и остаются лишь на бумаге.
Список литературы:
- Карпова Т.П. Управленческий учет: учеб.пособие М.:Юнити-дана, 2004. – 351с.
- Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт: учеб. пособие для вузов. М.: ЗАО «Финстат-информ», 2006 – 576
- В.Ф.Палий «Организация управленческого учета» — 2003 г.
- К.Друри «Управленческий и производственный учет» — Москва 2002 г.
- «Бухгалтерский учет» 7`03 , 2003 г. «Управленческий учет: как его понимать » Я.В.Соколов, М.Л.Пятов – стр.53[schema type=»book» name=»Организация управленческого учета» author=»Семенков Вячеслав Петрович, Сутягина Александра Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]