Интеграционные процессы в рамках Таможенного союза набирают обороты. В июле 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс ТС, а в июле 2011 года был отменен контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. В настоящее время государства-члены Таможенного союза ступили на новый этап интеграции в виде Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), созданного для укрепления экономик стран-участниц, а также модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке [4].
Задача ближайшей перспективы для стран ЕАЭС – создание передовой качественной экономики, которая в минимальной степени будет страдать от кризисных экономических проявлений. При этом возрастает роль работы по унификации подходов к осуществлению таможенного контроля, информационному взаимодействию, формированию единых оценок в системе управления рисками, а также о проблемах, с которыми сталкиваются таможенные органы как Российской Федерации, так и государств-участниц ЕАЭС.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью оптимизации информационно-технического обеспечения внешнеторговой деятельности Российской Федерации с учетом требований участия в интеграционных объединениях.
В рамках основных направлений деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации одной из стратегических целей является повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций и проведения таможенного контроля.
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [1] (далее — Стратегия) является частью общегосударственных программ по совершенствованию деятельности государства во всех областях, с учетом тех целей, которые ставит перед собой государство в области внешней торговли.
Для их реализации Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее – ФТС России) определяет и выполняет ряд тактических задач в рамках Стратегии, при этом цепь их введения и внедрения четко прослеживается в рамках основных направлениях деятельности ФТС России на каждый год. К таким направлениям относится стабильный и повторяющийся перечень задач, меняется только уровень внедрения и качество исполнения, например:
- Упрощение таможенных процедур и ускорение таможенных операций при декларировании и таможенном контроле товаров, что предполагает организацию и проведение мер, направленных на:
а) расширение применения таможенными органами Российской Федерации специальных упрощенных процедур и использование прогрессивных таможенных технологий;
б) совершенствование структуры таможенных органов и оптимизацию расположения пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Показателями решения данной задачи является доля таможенных деклараций, срок выпуска которых максимально мал, а также пропускная способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска.
Пути решения:
- Повышение информатизации и информационной прозрачности деятельности таможенных органов. Решение этой задачи предполагает организацию и проведение мер, направленных на обеспечение информационной безопасности таможенных органов в рамках реализации Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации, а также совершенствование информационно-технического и программного обеспечения таможенных органов Российской Федерации.
- Расширение применения электронного декларирования товаров и транспортных средств.
- Создание благоприятных условий для осуществления транзита товаров через территорию Российской Федерации.
- Внедрение выборочных методов таможенного контроля на основе применения системы управления рисками, применение категорирования при выборе объектов контроля, уменьшение субъективизма при принятии решений о выпуске товаров.
Решение этой задачи предполагает организацию и проведение мер, направленных на внедрение полнофункциональной модели системы управления рисками в таможенную службу Российской Федерации с созданием комплекса автоматизированных информационно-аналитических систем и организационной системы управления рисками, а также обеспечение автоматизированного и автоматического выявления при таможенном декларировании и таможенном контроле изданных ФТС России профилей рисков в электронном виде.
В качестве основных профилактических мероприятий на ближайшие годы следует выделить:
а) содействие развитию крупных логистических и мультимодальных транспортных центров обработки внешнеторговых грузов с созданием на их территориях таможенной инфраструктуры и применением современных таможенных технологий;
б) содействие привлечению иностранных инвестиций в промышленные предприятия путем создания таможенных органов непосредственно на территориях предприятий-производителей;
в) оптимизацию структуры и штатной численности таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска (перераспределение штатной численности).
На сегодняшний день совершенствование таможенными органами системы управления информационно-технической инфраструктурой внешнеторговой деятельности в рамках происходящих интеграционных процессов соответствует основным функциям ФТС России.
Степень достижения таможенными органами Российской Федерации оптимального информационно-технического обеспечения характеризуется следующими основными показателями ее деятельности:
- Снижение временных затрат на выполнение таможенных формальностей в пунктах пропуска.
- Увеличение суммарной пропускной способности пунктов пропуска за счет ввода в эксплуатацию новых пунктов пропуска и модернизации существующих.
- Обеспечение заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности оперативной и достоверной информацией о юридически значимых фактах, связанных с движением товаров [2, с.209]. Коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью.
- Объем таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет.
- Коэффициент внедрения новых технологий и процент автоматизированных процессов обработки процессов.
- Доля импортных товаров, выведенных из нелегального сектора экономики в легальный.
Важно отметить, что в целях оптимизации информационно-технического обеспечения внешнеторговой деятельности Российской Федерации происходит смещение таможенного контроля товаров с этапа основного таможенного декларирования на этап, предшествующий прибытию товаров на таможенную территорию, а также на этап после выпуска товаров в свободное
обращение. [3, с. 329]
В условиях функционирования ЕАЭС механизм реализации и эффективность, с которой осуществляется таможенный контроль, необходимо совершенствовать до достижения уровня, который бы удовлетворял потребности общества. Таможенные службы стран-участниц должны иметь такой набор инструментов и механизмов, который позволил бы менять акценты в деятельности в зависимости от тех задач, которые ставит руководство, в зависимости от меняющейся внешней и внутренней конъюнктуры развития каждой страны и других факторов.
Ряд поставленных задач невозможно решить без действенных механизмов взаимодействия с бизнесом, учета его интересов, обсуждение с бизнес-собществом наиболее актуальных проблем развития таможенного дела, безусловно, является частью работы над развитием оптимального информационно-технического обеспечения работы таможенных органов. Важно, чтобы обсуждение различных проблем в области таможенного дела велось с учетом интересов государства и бизнеса таким образом, чтобы и государство было уверено в безопасности и легитимности внешней торговли и бизнес, соответственно, не видел в таможне административных преград для осуществления своей деятельности.
Таким образом, совершенствование деятельности таможенных органов, направленное на сокращение времени прохождения таможенного контроля, является главным вектором на пути к оптимальному информационно-технического обеспечения внешнеторговой деятельности Российской Федерации. На сегодняшний день в условиях повышения интенсивности международного товарообмена необходимо формирование рациональных и действенных мер по совершенствованию таможенного контроля, влияющих на качество предоставления государственных услуг таможенными органами и способствующих развитию внешней торговли Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза.
Список использованной литературы
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2575-р «Об утверждении Стратегии Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
- Лямкина А.Ю. Применение субъектно-ориентированного подхода системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации/ Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции 31 августа 2014 г.: в 2 частях. Часть I/ Под общ. ред. М.Г. Петровой. – Белгород: ИП Петрова М.Г., 2014. – С. 203 — 209.
- Лямкина А.Ю., Афонин П.Н. Управление качеством таможенных услуг по созданию благоприятных условий ведения внешнеторговой деятельности/ Экономика, социология и право в современном мире: проблемы и поиски решений. 17-я Международная научно-практическая конференция, часть 1, г. Пятигорск, 7-8 июня 2013 г./ Международная академия финансовых технологий; Отв. за вып. А.Е. Медовый.- Пятигорск: Издательство МАФТ, 2013. — С. 327-333.
- Евразийский экономический союз [Электрон. ресурс]: Сетевое издание «РИА Новости». М.: RIA.RU, 2015. Режим доступа: World Wide Web. URL: https://ria.ru/tags/organization_Evrazijjskijj_ehkonomicheskijj_sojuz[schema type=»book» name=»ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА » author=»Лямкина Анна Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]