Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Хотя как экономическая наука логистика появилась совсем недавно она имеет древние корни. Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции, где «logistike» (англ. – logistics) обозначало счетное искусство или искусство рассуждения, вычисления [6, с.8].

Исторически логистика связана с военным делом. Первым логистам надо было предусмотреть размеры потребности армии в продовольствии, транспортные средства доставки (в случае наступления или отступления армии), пути транспортировки, условия хранения провизии. В этом и состояло умение вычисления, чтобы  рассчитать оптимальные параметры обеспечения армии продовольствием в условиях многовариантности развития ситуации.

Изначально ведь трудно предугадать как сложится судьба того или иного военного сражения. Можно заготовить достаточно провизии и потерять войско. Тогда вся провизия достанется противнику. Можно заготовить меньше, чем обычно, но противник испугался и сдался в плен. А военнопленных надо тоже кормить.  Или же армия может погнать противника, наступая через болота, реки, леса. Может зайти далеко в тыл. Но как доставить ей обеспечение если через болота нет дороги, или нет мостов через реки, а леса труднопроходимы.

Наполеон вообще имел лучшую по тем временам армию в мире. Кроме того у  Наполеона была идеология. На знаменах наполеоновской армии были начертаны лозунги великой французской революции: свобода, равенство и братство. Имея лучшую армию,и красивые лозунги Наполеон русскую кампанию проиграл. Армия Наполеона вошла в пустую Москву и, без должного продовольственного обеспечения, оказалась в логистической  ловушке. Положение наполеоновской армии было столь критичным в условиях отсутствия логистического обеспечения, что французские обозы в поисках продовольствия добирались даже до предместьев Ярославля. В конце концов, Наполеону пришлось оставить Москву. И то, что не удалось сделать с помощью армии на Бородинском сражении, удалось решить с помощью логистики. Гений Кутузова состоял в том, что он заставил наполеоновскую армию отступать по уже разоренной войной старой смоленской дороге.

Франко-русский военный специалист начала XIX в. А. Жомини, который пришел с Наполеоном и остался в России, утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и такой широкий круг вопросов, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д.

Очень близкой по своим задачам к военной логистике была организации географических экспедиций в период с конца ХV и до начала XX вв. Экспедиции совмещали решение военных задач с торговыми и должны были иметь сложное по своему составу снаряжение (питьевая вода, продовольствие, медицинские средства, боеприпасы, строительные материалы и пр.).  Данное снаряжение должно было быть оптимальным по объему. Если его было много, то это затрудняло движение судов, снижало их скорость. А если мало, то нехватка необходимых средств грозила гибелью участников экспедиций. Также надо было точно просчитывать маршруты, которые не всегда были изначально известны.  Колумб ведь так и не понял, что открыл  не новый путь в Индию, а новую часть света.

Военная логистика активно применялась в период мировых войн. Во время второй мировой войны логистика использовалась прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Непонимание важности логистических решений предопределили военные неудачи советской армии в период начала войны, что было прекрасно описано в литературе К.Симоновым («Живые и мертвые»),  вплоть до организации ее нормального обеспечения при помощи США и Великобритании.

В первых числах февраля 1942 г. под Москвой  33-я армия  генерала Михаила Ефремова по приказу командования без должного обеспечения  перешла в контрнаступление. Ее задача состояла в ликвидации ржевского выступа и окружении немцев. Для этого армия Ефремова форсировала реку Угру и вышла  к Вязьме, где должна была соединиться с соседними армиями нашего фронта, также шедшими на прорыв. Немцы в этом случае оказывались в кольце.  Но наступление соседних армий захлебнулось, и соединиться в Вязьме войскам не удалось. Воспользовавшись этим, гитлеровцы подтянули свежие резервы, предприняли контратаки по обоим флангам нашей армии и, соединившись, отрезали нас от остальных армий фронта. И теперь кольцо замкнулось вокруг армии генерала Ефремова. Наши тылы были отрезаны, и 33-я армия  оказалась в окружении без продовольствия, боеприпасов, необходимых медицинских и технических средств. Очень скоро армия стала голодать, а с наступлением тепла экипировка солдат пришла в полную негодность. Период весенней распутицы солдаты застали в валенках… Армия трагически погибла, не смотря на свое желание продолжать воевать. Похожая участь ожидала и 2-ю ударную армию под Новгородом.

Но к январю 1943 года положение с военной логистикой в советской армии  изменилось  и она показала чему научилась в годы поражений. И вот уже  6-я армии Паулюса оказалась в сталинградском котле без обеспечения и пополнений  и немецкие генералы обреченно ждали пленения.

В настоящее время под военной логистикой чаще всего понимается тыловое обеспечение, которое включает в себя организацию и осуществление мероприятий тыла по поддержанию в боеспособном состоянии войск (сил), обеспечение их всеми видами материальных средств и создание условий для выполнения поставленных перед ними задач.

Вторая трактовка логистики связана с математической логикой и стала использоваться с ХVII-ХVIII вв. благодаря работам немецкого философа, математика и языковеда Готфрида Вильгельма Лейбница (в настоящее время известны как методы решения «транспортной задачи»).Г.Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 г. на философской конференции в Женеве. В отечественных энциклопедических изданиях XX в. и в словарях иностранных слов термин «логистика» также трактуется как математическая логика.

Большое значение в развитии  логистики имеют работы отечественного ученого Л.В.Канторовича, объединившего математические и экономические подходы. В 1939 г. Л.В.Канторович опубликовал работу «Математические методы организации и планирования производства», в которой описал задачи экономики и используя математические приемы заложил основы линейного программирования[1, с.206].

С середины ХХ века логистика постепенно стала переходить из военной и математической сфер в область хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как теория управления товарно-материальными ресурсами преимущественно в сфере обращения, а затем стала развиваться и в других сферах (производство, сервис) и направлениях деятельности (финансы, информация).

Развитие  экономической логистики значительно продвинули работы Э.Деминга, специалиста в области управления качеством и автора 14 принципов эффективного менеджмента. Работы Э. Деминга были хорошо известны в США в 1930-е годы, однако практическое применение они нашли в практике японских корпораций в послевоенный период.

Доктор Деминг учил, что путем принятия соответствующих принципов управления организации могут повысить качество и одновременно снизить расходы (за счет сокращения количества отходов, переделывания, изнурения персонала и судебных разбирательств, при одновременном повышении лояльности клиентов). Ключ в том, чтобы практиковать непрерывное совершенствование и представлять производство как систему, а не как кусочки и части.Логистическое управление на основе идей Э. Деминга внедряет корпорация «Тойота». Благодаря принципам Деминга Тойота разработала  микрологистические концепции «JIT» и «KANBAN», позволившие упорядочить производственный и коммерческий процессы, минимизировать издержки, сократить производственный цикл и улучшить качество продукции. Руководителей «Тойоты» Эйджи и СоишироТойоды с полным основанием можно считать соавторами Э.Деминга в создании экономической логистики.

В принципах Э.Деминга вообще-то нет ничего необычного. На сегодня многие из них вообще выглядят банально. Да и тогда, в 1950-е годы многие из них выглядели несовременно в духе административной школы. До Деминга был Файоль, Форд, Тейлор… Мировая слава свалилась на Деминга во многом благодаря Тойоте, ее руководителей. И их умение, понимание экономических процессов, управленческий талант на наш взгляд стоят намного больше формализованных принципов. При всем уважении к Э.Демингу.

Представители клана Тойоды были настоящими империалистами. Они грезили о захвате мира. Границы Японии им казались тесными. Но их империализм был не территориальным, а экономическим – производственным. Мир для них был не землями, а рынками. Они мечтали захватить мир не с помощью оружия, а с помощью передовой на то время продукции – легковыми автомобилями. Они смотрели не назад, памятуя об утраченных Японией территориях, а вперед, грезя о тех странах, которые будут покупать их автомобили. И они мечтали, что их продукция станет лучшей в мире. Это было в полуфеодальной стране, разрушенной войной.

Но вообще мало иметь в стране талантливых предпринимателей. Бывает, что общество не принимает их идей, и они предаются анафеме. Сколько было в истории различных стран, в том числе и нашей, загубленных талантов. Такова особенность неразвитых, скорее даже диких обществ, которые уничтожают своих гениев. Порой население идет за ложными идолами, грезя о вселенских победах, которые очень часто ведут их в бездну. Японское общество в период мировых войн сполна расплатилось за свою недальновидность. Насытившись политическими грезами, из развалин и нищеты оно пошло за предпринимателями, которые повели общество в будущее. Сейчас никто не вспомнит руководителей тогдашней Японии, но весь мир знает Тойоту.

Если изначально экономическая логистика развивалась в виде самодостаточного направления, включающего отдельные функции, такие как транспортировка, складирование, производство, закупки и др., то к 1970-м годам происходит объединение этих функций в рамках единого логистического управления.  Разрозненные логистические функции начинают взаимодействовать.

С 1980-х годов наблюдается  новый этап развития логистики, получивший название неологистики. В этот период логистика характеризуется расширением сферы действия функциональных компромиссов. Обнаруживается, что дальнейшее развитие логистического управления во многом зависит от смежных экономических функций – маркетинга, планирования, экономического анализа, а также от характера и культуры управления всей организацией. Это объясняется тем, что сегодня ни одно из функциональных направлений фирмы, включая и логистику, не располагает достаточными ресурсами и возможностями для того, чтобы «в одиночку» должным образом реагировать на существенные изменения внешних условий и самостоятельно эффективно работать. Для достижения эффективных результатов требуются совместные усилия всех структурных подразделений организации. При этом следует разделять координацию работы экономических служб, прежде всего логистики, маркетинга и планирования и общую координацию всех важнейших управленческих служб фирмы: обеспечения, производства, финансов, информационной и кадровой служб. Логистика оказывается стержнем этой координации, поскольку ее функциональные виды охватывают все области деятельности организации. Таким образом, в современной экономике логистика выполняет миссию экономического координатора работы организации.  Концептуальный подход к развитию систем логистики, воплощающий эту идею, получил название «комплексный», или «подход на основе всего предприятия».

В основе комплексного подхода взаимозависимость расходов на логистические, производственные и другие операции фирмы, поскольку какое-либо изменение в одном из этих видов деятельности непременно оказывает влияние на другие, но не обязательно благоприятное. Очень часто попытка максимально снизить издержки за счет любого элемента может привести к более высоким общим затратам. Например, низкие издержки на транспортировку грузов могут оказаться дорогостоящим делом для фирмы в целом. Такое положение может возникнуть, если транспортное подразделение добивается достижения этой цели, принося в жертву скорость и в особенности надежность доставки. Поэтому предложение об изменении одного из видов деятельности необходимо рассматривать в увязке с общей суммой затрат на обращение и производство.  Важно не быстро производить или доставлять продукцию, а делать это вовремя и с наименьшими издержками.Такой подход  получил название «принципа одного зонтика».

В настоящее время общепринятого определения термина «логистика» как в мире, так и в России нет[3, с.6-7].В западной науке под логистикой понимается процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потоков запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения требований потребителей [4, с.27].

А.А. Канке и И.П. Кошевая полагают, что «логистика – это особая сфера деятельности, изучающая совокупность материальных, транспортных, денежных, трудовых, информационных и прочих потоков, посредством которых осуществляется взаимодействие между объектами данной системы» [6,с.12] .

Б.А.Аникин определяет логистику как «науку об управлении потоковыми процессами в экономике»[3, c.10].Определение Б.А. Аникина красивое и запоминаемое, но все же оно не отражает экономической сути логистики, состоящее в снижении издержек.

Вопределениях можно увидеть нечто общее: речь идет о потоковых процессах, оптимумах и издержках, связанных с товародвижением. Понятие оптимумов более широкое, чем издержки. В современной логистике значительная роль принадлежит фактору времени.  Поэтому и оптимизацию следует понимать как в направлении издержек, так и в направлении времени.  Таким образом более правильным является представление о логистике с позицииоптимумов издержек и времени.

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе выделяют два принципиальных направления в определении логистики:  функциональный и концептуальный подходы.Первое связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Данный подход (Дж.Ферна, Г.Павеллек) можно считать «узкотехнологическим», включающим простейшие технические операции: хранение и доставку продукции, оформление заказов, упаковку, диспетчирование.

Если функционильный подход к логистике используется больше в техническом образовании, то концептуальный – в экономическом.Второе направление в определении логистики характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

К сторонникам «расширенного» подхода к определению понятия «логистики» также относятся профессор Пфоль (Германия), французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, английские экономисты Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд и др.

Французские экономисты Э. Мате и Д. Тиксье понимают под логистикой способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средства координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения.Согласно концептуального подхода, логистика находится в центре осуществляемых компанией  управленческих решений и представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы. Тем самым, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.

Данный подход ставит вопросы о характере взаимодействия логистики и маркетинга.  Появились понятия маркетинговой логистики и логастического маркетинга. При том, что маркетинг и логистика решают различные задачи и функциональном плане имеет значительные различия, они существуют в рамках единого экономического управления и их цели (прибыль и издержки) сходятся в показателе рентабельности.Соединение маркетингового и логистического подходов мы находим в новой идеологии управления экономическими процессами и бизнесом в целом, получившей название – SupplyChainManagement (SCM) – управление цепями поставок, которая представляет интеграцию ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц.

 

Список литературы:

  1. Александров О.А. Логистика. –М.:ИНФРА-М,2015.
  2. Александров О.А., Егоров Ю.Н. Логистика.
  3. Аникин Б.А., ред. Логистика. –М.:ИНФРА-М,2006.
  4. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика. Полный курс МВА. –М.:Эксмо,2009.
  5. Егоров Ю.Н. Основы маркетинга. –М.:ИНФРА-М., 2015.
  6. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика. –М.: ИД «ФОРУМ»-ИНФРА-М, 2007.[schema type=»book» name=»ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ » author=»Егоров Юрий Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found