В настоящее время в области работают около 9 тысяч промышленных предприятий, на которых занято 17% трудоспособного персонала, однако более половины из них находится на грани банкротства. Многие организации останавливают производство, некоторые – переходят на сокращенный рабочий день, неделю. Например, на четырехдневную рабочую неделю в январе этого года перешел таганрогский завод «Красный котельщик», входящий в Концерн ОАО «Силовые машины». Тяжелое положение сегодня наблюдается и на бывшем флагмане Ростовской экономики – Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ), который значительно сократил объемы производства. На грани закрытия Ростовский завод гражданской авиации (РЗГА 412) и т.д. Причины подобного положения дел различны и включают: сокращение портфеля заказов, несостоявшиеся контракты по импортозамещению, отсутствие инноваций и инвестиций, высокие процентные ставки по кредитам и т.п.
Как нам представляется, одной из причин сложившейся критической обстановки является отсутствие действенного механизма стратегического планирования развития промышленных предприятий. В основном, на предприятиях продолжается позаказное планирование, т.е. планирование под имеющийся заказ.
При этом необходимо отметить, что планирование необходимо любому предприятию даже в кризисных условиях, поскольку представляет собой динамичный процесс, позволяющий предвидеть и учесть изменения внешней среды, а также адаптировать внутренние факторы производства для дальнейшего развития и роста. Более того, рыночная система хозяйствования ориентирует предприятие на планирование как непрерывный творческий процесс в условиях неопределенности и непредсказуемости.
Для понимания природы планирования, по мнению авторов, необходимо его рассматривать как процесс и как сам план. Как подчеркивал Р. Кантильон, планирование на предприятии должно быть пронизано предпринимательством, особой функцией с элементами риска, а план, по нашему мнению, должен представлять собой систему определенных показателей. В этом аспекте планирование можно определить, как процесс предвидения целей, затрат и результатов функционирования предприятия в условиях неопределенности и изменчивости рыночной среды, основанный на способности CEO организации при разработке плана предвидеть различные неожиданности и быть готовыми их преодолеть.
При этом планирование также является сложным творческим процессом, лучшие образцы которого могут быть «творением искусства».
Процесс стратегического планирования на предприятии может быть представлен в виде алгоритма, состоящего из последовательных этапов решения отдельных проблем, как видно на рисунке 1.
Рисунок 1. Алгоритм стратегического планирования
Построение процесса стратегического планирования подчинено определенной логике. Алгоритм представляет собой не просто последовательность и взаимосвязь отдельных этапов, но и соблюдение обратной связи между ними и внешней средой организации. Каждый из этапов, обладая внутренней логикой, будет способствовать принятию оптимальных решений в сфере планирования.
Первый этап процесса стратегического планирования – стратегический ситуационный анализ – предопределяет выбор возможных стратегий в зависимости от внешней и внутренней среды, учитывая важнейшие факторы, влияющие на экономику предприятия. На основе анализа сильных и слабых сторон определяются ключевые факторы успеха.
На втором этапе выделяются стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), характеризующие отраслевую принадлежность, и стратегические центры хозяйствования (СЦХ) как производственные подразделения предприятия, ориентированные на одну или несколько СЗХ. Следует подчеркнуть, что основным критерием образования СЦХ, как правильно отмечает И. Ансофф, является эффективность развития данного стратегического направления. Предполагается, что СЗХ и СЦХ должны быть относительно стабильными в течение определенного периода, поскольку стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу.
На третьем этапе ведется оценка стратегических позиций на основе рыночных матриц и моделей (АДЛ, Мак-Кинси, модели Портера и др.). Четвертый этап характеризуется выбором бизнес-портфеля организации на основе оценки СЗХ.
Пятый этап – разработка финансового плана – включает баланс доходов и поступлений, расчеты безубыточности, прогноз прибыли. Эффективность финансовой политики определяется с применением модели денежных потоков.
Шестой этап – планирование по функциям, т.е. технико-экономическое планирование (ТЭП). По сути, ТЭП является механизмом реализации стратегического плана. Данный вид планирования знаком отечественным предприятиям еще со времен централизованной плановой системы хозяйствования.
Седьмой этап содержит определение основных показателей стратегического плана, как ориентиров достижения стратегических целей. Состав основных показателей может быть различным, как и период планирования. Основные показатели стратегического плана, по мнению авторов, могут включать следующие:
- объемы продаж по видам продукции (в натуральном выражении);
- доля рынка по видам продукции (в процентах);
- объемы продаж (в стоимостном выражении);
- основные фонды (в стоимостном выражении);
- потребность в сырье, материалах, комплектующих изделиях (в стоимостном выражении);
- потребность в энергетических ресурсах (в стоимостном выражении);
- численность промышленно-производственного персонала;
- фонд оплаты труда (в стоимостном выражении).
Восьмой этап предполагает контроль всех этапов плана в зависимости от изменений рынка, мониторинга результатов и корректировки плана.
Таким образом, процесс стратегического планирования на предприятии направлен на определение глобальной цели, выбор соответствующих стратегий, обоснованных методами и моделями стратегического анализа, формирование синергического бизнес-портфеля, его реализацию с применением технико-экономического планирования, а также определение основных показателей стратегического плана.
Заслуживает внимания и такая система интерактивного управления, как индикативное планирование, которая успешно может применяться на всех уровнях управления. Согласно концепции индикативного планирования, высказанной Е.А. Ясиным в 1990-е годы, индикативное планирование любого уровня включает прогнозную часть, программную часть и нормативную часть.
В прогнозной части социально-экономического развития формируются основные требования к экономике, тенденции и перспективы развития в зависимости от рыночной ситуации и внешнеэкономических факторов.
В программной части осуществляется разработка комплексных целевых программ с определением объема и структуры необходимых ресурсов, возможных сроков и конкретных участников программ.
В нормативной части разрабатываются инструменты реализации программ с помощью экономических регуляторов (индикаторов) в форме индикативного плана.
По мнению авторов, государство, регион, а в некоторых случаях и корпоративное объединение могут рассматриваться как сложные экономические системы, которые состоят из взаимозависимых, но обладающих определенной степенью автономности подсистем. Внутри корпораций такие подсистемы авторы именуют автономными бизнес единицами (АБЕ).
В данном аспекте, на всех уровнях управления индикативное планирование авторы определяют, как косвенное регулирование деятельности сложных автономных подсистем в соответствии с законами рынка, предоставляющее им перспективу экономического развития государства (региона, корпорации). Вместе с тем, руководство определяет «правила игры» с помощью индикаторов, учитывая, где, когда и каким образом оно может и должно вмешиваться в ход происходящих экономических процессов.
Роль индикативного планирования в системе интересов различных уровней управления отражена на рисунке 2.
Рисунок 2. Роль индикативного планирования
Примечания:
Г – государственный уровень
Р – региональный уровень
К – корпоративный уровень
АБЕ – автономные бизнес-единицы
По нашему мнению, индикативное планирование позволит значительно повысить выживаемость региональных промышленных предприятий, активизировать экономический рост и быть эффективным инструментом развития бизнеса в регионе.
Кроме того, представляется важной для регионов, в том числе для Южного федерального округа, поддержка университетов, выполняющих расширенные функции, в том числе:
- полноправное участие в различных программах развития региона;
- инновационную деятельность (университет может быть важнейшим центром инновационного развития, осуществляющим трансфер технологий);
- тесное сотрудничество с промышленными предприятиями, которое может выражаться в виде развития корпоративных кафедр (на многих предприятиях присутствуют такие подразделения), выполнения совместных научно-исследовательских работ, предполагающих практическую завершенность теоретических разработок с использованием производственных площадок как опытного полигона, а также диффузию инноваций;
- образовательную и инжиниринговую деятельность, реализуемую путем повышения квалификации, поставки кадров с дополнительными рыночными компетенциями, подготовку специалистов по тем направлениям, которые необходимы работодателям.
- коммерциализацию инноваций для инновационного развития региона и собственного развития.
Перечисленные функции университетов в полной мере соответствуют деятельности Донского государственного технического университета (ДГТУ), имеющего практически все технологические переделы для подготовки выпускников по различным направлениям инженерной деятельности.
В данном аспекте, миссия технического университета, в первую очередь, должна заключаться в кадровом и научном обеспечении модернизации промышленности региона. В ДГТУ особое внимание уделяется подготовке квалифицированного инженера с маркетинговыми компетенциями, так как именно в данном университете преподается новая дисциплина под названием «инженерный маркетинг», интегрирующая такие науки, как маркетинг, философия, экономика, различные технические дисциплины, социология и пр., и предполагающая обеспечение рыночной ориентации, прежде всего, инженерной деятельности. Знания рынка по всем направлениям инженерной деятельности позволят специалистам технически грамотно оценить полезность инноваций и направить профессиональную деятельность в русло предпринимательства.
Список литературы:
- Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: учебное пособие для ВУЗов. Серия «Экономика и управление». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009. – 400 c.
- Любанова Т.П., Зозуля Д.М. Инженерный маркетинг как инструмент повышения эффективности развития промышленных предприятий: монография / Т.П. Любанова, Д.М. Зозуля. – Саарбрюкен, 2012. – 176 с.
- Проблемы современного маркетинга в экономике России: теория и практика: коллективная монография // под редакцией Н.М. Ованесян. – Ростов-на-Дону, 2014. – 193 с.[schema type=»book» name=»МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ» description=»В данной статье авторы рассматривают возможность модернизации производственной сферы промышленных предприятий Ростовской области на основе применения представленного алгоритма стратегического планирования, а также индикативного планирования и инженерного маркетинга.» author=»Любанова Татьяна Петровна, Зозуля Дарья Михайловна, Сафронов Андрей Евгеньевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]