Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КОНФИГУРАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КОНФИГУРАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В современных условиях особо важное значение имеет создание рыночных механизмов, способствующих осуществлению перехода экономики России на траекторию инновационного развития. При этом возникает множество проблем, требующих активизации инновационной деятельности национальных предприятий для повышения конкурентоспособности российских товаров, их теоретического обоснования и глубокого изучения. Сложность их решения заключается в том, что концептуальные и теоретические представления о стратегиях перехода к инновационной модели развития национальной экономики в отечественной науке только начинают складываться, а зарубежный опыт нуждается в адаптации. В данных условиях субъекты малого и среднего бизнеса нуждаются в серьезной теоретической и практической помощи при выборе стратегических направлений их деятельности с учетом изменения конфигурации пространственного развития экономики страны.

Становление инновационной модели национальной экономики в условиях модернизационных изменений в значительной мере обусловлено изменением роли государства и сектора малого и среднего предпринимательства в создании инноваций, темпов, направлений и механизмов реализации инновационных процессов, формировании количественных и качественных параметров экономического роста. При этом ключевые факторы, определяющие изменения характера, форм и методов государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства обусловлены постиндустриальной природой стоящих перед Россией вызовов. Разработка стратегических приоритетов развития системы государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства должна опираться на адекватную теоретико-методологическую базу, что требует концептуальное переосмысление сложившихся подходов, формирование более универсальных и реалистичных.

Пересмотр приоритетов и механизмов государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства предполагает масштабное его включение в развивающуюся национальную инновационную систему с учетом переоценки детерминант современного экономического роста, что получило отражение в концепции национальной инновационной системы К. Фримена, которая занимает все более значимое место в экономической науке и объясняет национальные различия в уровнях технологического развития на основе отказа от упрощенной модели связей в рамках инновационного процесса [1]. Вместо рассмотрения линейной зависимости (по цепочке «наука-производство-потребление») требуется системный подход к описанию инновационного процесса, комплекса прямых и обратных связей внутри саморазвивающейся системы, фокусирующей внимание на институтах и взаимосвязях. При этом, как свидетельствует модель тройной спирали – «университет-бизнес-государство» Г. Ицковица и Л. Дейдесдорфа, только активное взаимодействие этих структур дает толчок инновационному развитию [2].

Изменение источников, факторов и механизмов инновационного развития национальной экономики и сектора малого и среднего предпринимательства определяется следующим.

  1. Стремительный рост уровня и разнообразия потребностей, вызванных изменением предпочтений потребителей, которые сопровождаются требованиями индивидуализации продукции.
  2. Динамика и качество экономического роста зависят во многом от технологических изменений на базе инноваций, что вызывает интенсивный рост инвестиций в научные исследования и разработки, технологические и организационные инновации и приводит к повышению экономической отдачи от них.
  3. Системный характер глобального кризиса, связанный со сменой технологических укладов, обусловливает резкое увеличение неопределенности и сужение временных горизонтов, позволяющих делать реалистичные прогнозы относительно перспективных направлений технологического развития страны и отдельных секторов национальной экономики.
  4. Рост глобальной конкуренции приводит к ускорению технологического прогресса, сокращению жизненного цикла продуктов и услуг, сроков проведения исследований, разработок и внедрения инноваций.
  5. Радикальные изменения, связанные с усилением влияния науки на экономику, сопровождаются повышением доли предпринимательского сектора как в выполнении, так и в финансировании исследований, концентрацией последних в высокотехнологичных отраслях и сфере услуг, растущей инновационной ориентацией науки, в том числе фундаментальной.
  6. В условиях резкого усложнения научно-технического прогресса обнаруживается ограниченность возможностей научных подразделений даже крупнейших фирм.
  7. В современной экономике в условиях широкого использования информационных технологий системообразующую роль выполняют сетевые структуры и предпринимательские сети, что способствует преодолению межфирменных барьеров, снижению трансакционных издержек и более эффективному воплощению научных результатов в продукты и услуги [3, с. 112-114].

Приоритеты и механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны обеспечивать не только получение агломерационных эффектов, но и макросистемных эффектов в результате формирования взаимосвязанных и взаимоусиливающих траекторий пространственного развития в социально приемлемых и экономически эффективных пределах пространственной дифференциации [4, 127].

Совершенствование системы государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства в условиях модернизации национальной экономики предполагает сбалансированного проведения государственной политики в рамках двух направлений:

— содействие развитию малого и среднего бизнеса;

— развитие взаимодействия между крупными, средними и малыми предприятиями и получение синергетического эффекта такого сотрудничества.

Системно-сетевой подход основан активном и сбалансированном применении инструментов вертикальной и горизонтальной политики содействия сектору малого и среднего предпринимательства. При этом меняются цели, принципы и механизмы государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства, возникает потребность перестройки работы аппарата управления, использования другого формата информации об экономических процессах – не только по отраслям, но и в пространственном аспекте в разрезе рынков, компаний и регионов.

Сектор малого и среднего предпринимательства, включающий в себя совокупность разнообразных вертикальных и горизонтальных связей, является регулятором процесса использования природных, производственных, трудовых ресурсов и выпуска продуктов [5, с. 87]. Он характеризует сложную систему взаимосвязей и взаимозависимостей хозяйствующих субъектов, различающихся местом в общественном разделении труда и в социально-экономической структуре, располагаемыми ресурсами, ценностями, потребностями и интересами. Формирование данных взаимосвязей определяется своеобразием множества структурных условий развития малого и среднего бизнеса в национальной экономике. Последние выражают действие совокупности скрыто детерминирующих факторов, которые позволяют выявить формы развития сектора малого и среднего предпринимательства, наблюдаемых во внешней стороне хозяйственной жизни. Признание наличия в экономике сектора малого и среднего предпринимательства как особого системно-целостного образования предполагает пересмотр сложившихся подходов к его анализу, в которых переоценивается данное обстоятельство и акцентируется внимание на микроаспекте [5, с. 117].

Следует отметить, что сектор малого и среднего предпринимательства представляет собой целостную систему взаимосвязанных и взаимодействующих институциональных организаций, которые функционируют в рамках определенного правового поля, форм хозяйственных и социальных отношений в обществе. Эффективность функционирования данного сектора зависит как от количественных и качественных параметров его составных элементов, так и от характера взаимодействия их друг с другом, с социально-экономическими и рыночными институтами, этим обусловливаются важнейшие задачи государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства [6, с. 13-14].

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса предполагает формирование государственными органами власти организационных, социальных, экономических, и правовых условий, стимулов, способствующих развитию малых и средних предприятий. Данный процесс носит двухсторонний характер и представляет собой взаимную заинтересованность. С позиции малого и среднего предпринимательства государственные органы власти должны создавать условия для эффективного достижения последнего своих экономических целей. С точки зрения государственных органов власти сектор малого и среднего предпринимательство должен обеспечить поддержание высокого уровня занятости, рост общего благосостояния жителей страны, достижение социально-политической стабильности и экономической мощи государства [7, с. 432].

Сложность разработки современной модели государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства связана с тем, что она формируется практически одновременно с развитием рыночной среды. Поэтому, учитывая тенденции последних лет в механизмах государственного регулирования малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой, следует помнить о российской специфике.

При формировании современной модели государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства в условиях изменения конфигурации пространственного развития российской экономики необходимо выполнение определенных условий: заложить в ее основу правильные ориентиры; повысить степень управляемости данного процесса; нацелить деятельность государственных органов власти на максимальное использование потенциала малых и средних предприятий и устранение правовых, экономических, организационных и иных институциональных барьеров, мешающих становлению и развитию сектора малого и среднего бизнеса на территории страны [8, с. 64].

Изменение конфигурации пространственного развития российской экономики, вызванной усилением роли инновационных факторов, создает принципиально новые возможности для развития малого и среднего предпринимательства. В связи с этим в настоящее время важнейшей целью государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства является формирование научно обоснованной государственной политики. Параметры развития сектора малого и среднего предпринимательства важно рассматривать не только с точки зрения разрешения множества срочных проблем, но и с точки зрения реализации стратегических приоритетов, с учетом действия внутренних и внешних институциональных факторов, оценивая последствия реализации альтернативных вариантов.

 

Список литературы:

  1. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance [Text] / C. Freeman. – London: Printer Publishers, 1987. – 168 р.
  2. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии [Текст] / Г. Ицковиц // Пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. – Томск: ТУСУР, 2010. – 238 с.
  3. Романенко Е.В. Малое предпринимательство и инновационный характер развития экономики России: монография [Текст] / Е.В. Романенко. – М.: ООО Изд-во «Креативная экономика», 2010. – 252 с.
  4. Романенко Е.В. Сектор малого предпринимательства: особенности формирования и закономерности развития в инновационной экономике [Текст] / Е.В. Романенко // Вестник «ИНЖЭКОНа». Серия «Экономика». Вып. 6(49). – 2011. – 125-131.
  5. Романенко Е.В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях: монография [Текст] / Е.В. Романенко. – М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2010. – 245 с.
  6. Романенко Е.В. Сектор малого предпринимательства: особенности формирования взаимосвязей [Текст] / Е.В. Романенко // Креативная экономика. – 2010. – № 7(1). – 11-16.
  7. Романенко Е.В. Государственное регулирование малого предпринимательства и формирование ресурсосберегающей модели развития российской экономики [Текст] / Е.В. Романенко // Вестник «ИНЖЭКОНа». Серия «Экономика». Вып. 1(30). – 2008. – 429-433.
  8. Бирюков В.В., Романенко Е.В. Государственная поддержка малого предпринимательства в современной России: монография [Текст] / В.В. Бирюков, Е.В. Романенко. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 166 с.[schema type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КОНФИГУРАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ » author=»Романенко Елена Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found