Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МИРОВЫЕ РЫНКИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МИРОВЫЕ РЫНКИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Будучи объективной тенденцией развития человеческой цивилизации, глобализация открывает дополнительные возможности и сулит немалые выгоды экономике отдельных стран. Благодаря этому объективному процессу достигается экономия на издержках производства, оптимизируется размещение ресурсов в мировом масштабе, расширяется ассортимент, и повышается качество товаров на национальных рынках, становятся широкодоступными достижения науки, техники и культуры. Но этот процесс сопряжен с издержками и угрозами для национальных экономик, причем не только бедных, но и богатых стран. Для стран, которые не располагают возможностями контроля над тем, что происходит вне их границ, стихийные глобальные процессы могут иметь негативные последствия.

Наличие у компаний стремления к концентрации обусловлено конкурентными преимуществами крупных бизнес-структур перед мелкими и средними хозяйствующими субъектами: несравнимыми возможностями в финансировании разработки новых видов продукции и внедрения их в сжатые сроки в массовое производство; относительно большей легкостью получения кредитов, доступностью облигационного финансирования, а в критических обстоятельствах и государственной поддержки; определением производственной программы в расчете на пространственно больший рынок сбыта, на котором всегда проявляется эффект усреднения колебаний конъюнктуры; возможностью диверсификации производства; экономией благодаря эффекту масштаба на издержках производства и сбыта; более высоким экспортным потенциалом не только за счет низкой себестоимости, но и за счет развитых сбытовых сетей за пределами национальной экономики; возможностью возведения стратегического планирования на высший уровень менеджмента корпорации без ущерба для эффективности ее функционирования, при сохранении за управляющими звеньями более низкого уровня оперативного контроля и руководства; способностью дольше противостоять воздействиям извне. Все эти факторы и приводят к тому, что процессы концентрации усиливаются, одновременно переходя на новый качественный уровень.

Пережив с начала ХХ в. уже четыре волны слияний и поглощений, мировая экономика в конце второго тысячелетия подошла к новому этапу — глобализации. Сделки среди авиапроизводителей Boeing и McDonnell Douglas, автомобилестроительных концернов BMW и Ro-ver Group, Daimler-Benz и Chrysler, нефтяных компаний British Petroleum и Amoco, Mobil и Texaco, финансовых институтов Morgan Stanley и Dean Whitter Discovery, аудиторских фирм Coopers&Lybrand и Pricewater-house и компаний многих других отраслей подтверждают этот тезис. Тенденции концентрации и глобализации не обошли стороной и компании пищевой промышленности. Уже несколько лет Западную Европу и Северную Америку потрясают сделки слияний и поглощений (M&A) в этой отрасли, при этом объемы совершаемых сделок исчисляются все более масштабными суммами.

Крупнейшей за последние годы сделкой M&A в пищевой промышленности признается слияние Guinness и Grand Metropolitan в компанию Diageo. Сделка, оцениваемая в 24 млрд ф. ст., вывела объединенную компанию с годовым объемом продаж в 12 млрд долл. на один уровень с лидером отрасли — корпорацией Allied Domecq. Такие всемирно известные марки, как Gordon’s Gin, Smirnoff Vodka, Guinness, Bailey’s, Pillsbury и Haagen-Dazs, — только небольшая часть продукции, выпускаемой новой компанией.[1, с. 30].

Первое место по объему сделок M&A, заключенных между компаниями пищевой промышленности, принадлежит рынку США. За последние несколько лет здесь совершено более 40 сделок общей стоимостью свыше 100 млрд долл.  Наиболее заметным приобретением является поглощение гигантом хлебобулочной промышленности Grocery компании Kroger Co. за 13 млрд долл. Среди остальных сделок M&A можно выделить покупку инвестиционной компанией Hicks, Muse, Tate & Furst за 1,2 млрд долл. отделения компании American Home Products с такими широко зарекомендовавшими себя торговыми марками, как Jiffy Pop и Chef Boyardee; продолжение экспансии компании IBP Inc. на рынок мясных продуктов посредством приобретения Russer Foods — лидера США по производству мясных полуфабрикатов с ежегодным объемом продаж 150 млн долл.; поглощение в 1997 г. крупнейшим производителем куриного мяса в США — компанией Tyson Foods корпорации Hudson Foods за 700 млн долл. В ресторанном бизнесе отличилась General Mills Inc., купившая в 1997 г. сеть закусочных Ralcorp Holdings Inc. за 570 млн долл. Европейский рынок по числу и объемам сделок пока уступает рынку США.

В качестве примера расширения и диверсификации деятельности посредством слияний и поглощений в Европе можно назвать объединение ирландских Avonmore Foods и Waterfood Foods. Объединенная Avonmore Waterfood Foods стала лидером по производству сыра и заняла четвертое место в Европе по продажам молока и молочнокислой продукции. Одна из последних сделок в странах Европейского союза (март 1999 г.) состоялась между датской компанией Danisco и финским производителем пищевых добавок — корпорацией Cultor. Поглощение последнего обошлось Danisco в 1,4 млрд долл. Среди транснациональных сделок можно отметить покупку компанией Sainsbury (Великобритания) — крупнейшим оператором на рынке пищевых супермаркетов — американской Star Markets (60 супермаркетов в Бостоне) за 500 млн долл. и приобретение Coca-Cola Bottling (США) прав на торговые марки британской корпорации Cadbury Schweppes — третьего игрока на мировом рынке безалкогольных напитков — за 1,871 млрд долл.

На развивающихся рынках наиболее агрессивно ведет себя мировой лидер пищевой промышленности — голландско-британский гигант Unilever. За последние несколько лет компания поглотила монополистов по производству мороженого в Бразилии, Аргентине, Колумбии и Мексике.

Процессы слияний и поглощений в пищевой отрасли не ограничиваются сделками между компаниями, уже присутствующими на данном рынке. Так, после завершения одной из сделок, оцениваемой в 7,7 млрд долл., единственным владельцем крупнейшего в мире производителя семян зерновых культур Pioneer Hi-Breed International Inc. станет мировой химический концерн DuPont Co. Представленные выше и другие сделки M&A (см. таблицу), на наш взгляд, неплохо демонстрируют масштабность и активность процессов концентрации, наблюдаемых в пищевой отрасли развитых стран. Но более важно другое: результаты сделок слияний и поглощений представляют собой лучшую основу для наиболее точного определения рыночной стоимости компании (в первую очередь приобретаемой), а также коррекции ориентиров инвесторов относительно привлекательности исследуемой отрасли в целом.[1]

Приобретаемая компания (страна) Сфера бизнеса приобретаемой компании Компания — покупатель (страна) Дата сделки Сумма сделки, млн долл. P/S P/E
Randalls Food Market(США) Ресторанный бизнес Safeway(США) Июль 1999 г. 1,43 0,66 40,65
Cruzcampo (Испания) Пиво Heineken (Голландия) Май 1999 г. 914,6 н. д. 23,96
Alba Proteins (Англия) Корм для домашних животных IAWS(Англия) Октябрь 1998 г. 5,72 н. д. 19,07
Dean Foods Сельское хозяйство Agrilink(США) 1999 г. 400 0,71 9,85
Host Marriott (США) Ресторанный бизнес Autogrill (Италия) Июль 1999 г. 529 0,77 8,4
Hudson Foods Inc.(США) Птицеводство Tyson Foods (США) Сентябрь 1997 г. 643 0,39
Star Markets (США) Продовольственный супермаркет Sainsbury (Англия) Июнь 1999 г. 482 0,45

Преимущества экономической глобализации не реализуются автоматически, и не все страны в равной мере их ощущают. Разумеется, эти обобщающие показатели не отражают ускорения экономического развития в отдельных частях мира, как и продолжающегося застоя в других его частях. Глобальные показатели зависят пока преимущественно от внутренних условий и политики экономически наиболее сильных стран. Проблема устойчивого, динамичного роста мировой экономики все еще ожидает решения, и, видимо, потенциал экономической глобализации пока еще недостаточно используется для этого. Выгоды от глобализации распределяются неравномерно и в глазах многих стран — несправедливо.  Все достижения экономического глобализма последних двух десятилетий XX в. не сняли с повестки дня задачу преодоления опасных разрывов в уровнях экономического развития стран, задачу, которая с 70-е годы находилась в эпицентре движения за новый международный экономический порядок. На 20% населения планеты, живущего в богатых странах, приходится 86% мирового ВВП, а па беднейшие 20% — всего 14%. Сохраняющееся неравенство — не только наследие колониализма и исторической судьбы, но и результат несправедливого и неравноправного сотрудничества в наши дни.

Односторонние преимущества глобализации оставляют многие страны и регионы на периферии прогресса и даже вне его сферы. Проблема более справедливого распределения выгод и издержек процесса экономической глобализации сохраняет актуальность и продолжает волновать международное сообщество.

Одним из аспектов глобализации мировой экономики является формирование межгосударственной стратегии торговли сельскохозяйственной продукцией, в процессе реализации которой на международной арене сталкиваются интересы разных групп стран. Сельскохозяйственный сектор большинства экономически развитых стран защищен сложной и достаточно эффективной государственной системой мер, включающей такие инструменты, как тарифная система, нетарифные ограничения, количественные ограничения импорта, выборочное лицензирование, добровольные ограничения экспорта и т.п. Протекционистская система дополняется государственным субсидированием национальных сельскохозяйственных производителей посредством дотаций, льготного финансирования и других форм. Ежегодная финансовая поддержка сельскохозяйственного сектора экономически развитых стран достигает более 250 млрд. долл. Поскольку международная торговля — одна из важнейших движущих сил экономического роста мирового сообщества, вопрос о существенном и быстром снижении барьеров в торговле сельскохозяйственной продукцией объективно очень важен.

Современный этап формирования глобальных продовольственных ресурсов характеризуется системным кризисом мирового рынка, представляющим серьезную угрозу продовольственной безопасности.

Дефицит мировых продовольственных ресурсов, рост цен на важнейшие виды продукции, порождаемые превышением спроса над предложением, усугубляемые глобальным потеплением климата, недостатком углеводородного сырья, спекуляцией и политизацией коммерческих сделок, предполагают необходимость принятия совместных усилий мирового сообщества по оказанию продовольственной помощи, укреплению систем социальной защиты, инновационному развитию сельского хозяйства на основе расширения масштабов инвестиций.

Состояние мировой продовольственной безопасности  определяют тенденции, сущность которых в следующем:

-масштабы голода в мире расширяются, численность голодающих неуклонно растет, целые регионы по несколько лет подряд находятся  в состоянии острого дефицита продовольствия;

-задача тысячелетия – вдвое сократить в мире голодающих и недоедающих (до 500 млн. человек) не выполняется. Более того,  с 2006 года их численность увеличилась почти на 70 млн. человек и в настоящее время составляет 923 млн чел.;

-наряду с совокупным  действием многих факторов, продовольственную необеспеченность миллионов людей обуславливают именно высокие цены на продукты питания, ухудшая качество жизни и ставя под угрозу достижение долгосрочной глобальной продовольственной безопасности;

-первоначальные меры реагирования (контроль цен, сокращение экспорта и др.), принятые правительствами, оказывают только ограничивающее воздействие. Многие из этих мер, являясь оперативными, в долгосрочной перспективе оказываются неэффективными и имеют отрицательное воздействие на уровень и стабильность мировых цен;

-в долгосрочной перспективе высокие цены на продовольствие могут оказаться выгодными для сельского хозяйства  во всех развивающихся странах, если они будут  сопровождаться обеспечением важнейших общественных благ и повышением качества жизни. Преимущества, которые получат мелкие фермеры, могут стимулировать устойчивое экономическое развитие, а также обеспечить устойчивость  сельской территории.

Выявленные тенденции развития мирового продовольственного рынка с учетом ограничивающих факторов, вызывающих глубинные процессы в мировой экономике, не позволяют прогнозировать высокие темпы прироста продовольственных и сырьевых ресурсов, даже в отдаленной перспективе.

По расчетам экспертов ФАО до 2030 г. производство зерна увеличится на 20–21 %, и общий объем его достигнет 2149-2150 млн т при потребности 2675 млн т, использование морепродуктов составит 100 млн т при потребности 168 млн т. Сокращается прирост продовольственных товаров, составлявший до 1985 г. 30 млн т в год, в 1985-1995 гг. – 12 млн т, в 1996-2030 гг. предполагается не более 9 млн т в год. Динамика спроса при этом будет прямо противоположной, поскольку население планеты в 2030 г составит примерно 8,9 млрд чел. (ежегодный прирост – 90 млн чел.) при общей неравномерности его распределения по регионам мира.

Положение с продовольственным обеспечением усугубляется еще и по причине стремления государств повысить качество питания, недоступного в настоящее время, примерно, для миллиарда человек. В Докладе о мировом развитии 2008 г., подготовленном сотрудниками Международного банка реконструкции и развития Всемирного банка, указывается, что для решения проблемы продовольствия в период с 2000 г. до 2030 г. необходимо увеличить производство зерна на продовольственные нужды на 50% и мяса на 85%.

Негативные тенденции формирования продовольственных ресурсов оказывают и будут оказывать депрессивное воздействие на продовольственный рынок, как в целом, так и отдельных стран, независимо от их экономического состояния.

Тенденции планетарного масштаба (продовольственный кризис, глобальное изменение климата, дефицит углеводородного сырья, рост цен на энергоносители и продовольствие и др.) неблагоприятно воздействуют на все национальные продовольственные системы, способствуя  формированию потенциальных угроз продовольственной безопасности. Дефицит, усиливаемый несбалансированностью спроса и предложения; сокращением экспорта; спекулятивными тенденциями и политизацией коммерческих сделок, оказывает депрессивное воздействие на мировой продовольственный рынок. Это означает, что продовольственная безопасность государства может быть гарантирована только при дальнейшем динамичном инновационном развитии собственного производства сырья и продовольствия, устойчивости сельской территории и искоренении бедности как социального явления.

Многогранность проблемы продовольственной безопасности диктует необходимость поиска еще одного пути ее обеспечения. Оптимальным вариантом может явиться комбинация следующих элементов: сохранение и расширение внутреннего производства продовольствия, обеспечение устойчивого импорта, создание надлежащих запасов продовольствия. Причем ведущим элементом может быть любой из перечисленных, в зависимости от ситуации в каждой конкретной стране.

Для многих государств проведение эффективной и разумной политики, нацеленной на самообеспечение продовольствием, — основа продовольственной безопасности.[3] Другим странам требуется реализация программ накопления валютных ресурсов для закупки продовольствия за рубежом и принятие превентивных мер по снижению ущерба, который может возникнуть в результате внезапной потери доступа к рынкам продовольствия. При этом наиболее очевидным шагом на этом пути является формирование внутренних резервов продовольствия для потребления в течение кризисного периода. Но использование запасов для удовлетворения спроса в чрезвычайной ситуации -временная мера. В конечном счете, в процессе обеспечения национальной продовольственной безопасности существенным для большинства стран является достижение эффективного соотношения уровня потребления и самообеспечения продовольствием, а также установление оптимальной величины импорта сельскохозяйственной продукции при наличии эффективной системы страхования в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, главной глобальной экономической проблемой сельскохозяйственных рынков является обеспечение продовольственной безопасности. Проблема продовольственной безопасности затрагивает как обеспечение достаточности поставок продовольствия на всех уровнях — глобальном, национальном, региональном и индивидуальном, так и систему страхования от рисков, связанных с этими поставками.

Оптимальная комбинация трех элементов -внутреннего производства, импорта, создания общественных запасов — позволяет создать эффективную систему продовольственной безопасности. Импорт из разных стран способствует уменьшению риска в связи с неурожаем в странах-экспортерах. Внутреннее производство служит инструментом страхования против рисков, связанных с достаточностью и доступностью импорта. Накопление запасов — временная, но достаточно эффективная мера для ликвидации внезапных нехваток продовольствия.

В рамках многосторонней системы регулирования мировой торговли  необходимо формировать свод правил, который будет учитывать специфические особенности разных групп стран, иметь достаточную гибкость, содействовать осуществлению наиболее подходящей комбинации мер в области торговой политики с тем, чтобы достичь продовольственной безопасности всех стран. Однако либерализация торговли — не единственный способ достижения продовольственной безопасности. Торговля и внутреннее производство должны органично дополнять друг друга.

Реформы в сельскохозяйственной области должны быть направлены на укрепление продовольственной безопасности и достижение устойчивого внутреннего производства, обеспечение доступа к стабильному и предсказуемому мировому рынку.

Библиографический список

  1. Антонов В., Глобализация мирового рынка пищевой продукции / В. Антонов, А. Колосов // Рынок ценных бумаг. – №6. – 2009 г. С. 28-34.
  2. Гринин Л.Е., Глобализация и национальный суверенитет. / Л.Е. Гринин // История и современность. – № 1. – 2005. – С. 6-31.
  3. Ушачев И.Г. Роль и место аграрной науки в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации. – 2010. – [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 12.01.2015).[schema type=»book» name=»МИРОВЫЕ РЫНКИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ» author=»Папцов Андрей Геннадьевич, Лашкарева Ольга Васильевна, Нургазина Гульмира Есимбаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found