В рыночной экономике бюджетирование представляет собой информационную систему внутрифирменного, корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами. Бюджеты отражают цели и задачи каждого подразделения, каждого центра ответственности и всей компании в целом. Система управления базируется на основе бюджетов на единых принципах идентификации и обработки данных в процессе Бюджетирования и в Управленческом учете на уровне Бюджетных и иных классификаторов, заданных финансовым подразделением.
Система бюджетирования является инструментом достижения целей компании в части результативности и эффективности хозяйственной деятельности.
Цель функционирования подсистемы бюджетирования – это обеспечение результативности деятельности компании через эффективное функционирование всех звеньев структурных подразделений, которые становятся центрами финансовой ответственности и основными объектами изучения и исследовании. Центры финансовой ответственности – это часть подразделений компании, которые являются ответственными за предоставление плановых показателей, по которой целесообразно аккумулировать бухгалтерскую информацию. Центры финансовой ответственности – это «сегмент деятельности компании, в котором оценивается и контролируется работа менеджеров».
В целях оценки эффективности деятельности ЦФО и группы компаний в целом используют систему ключевых показателей деятельности (КПД). Сбалансированная система КПД – это система стратегического управления на основе измерения и оценки ее эффективности по набору показателей, подобранному таким образом, чтобы учесть все существенные аспекты ее деятельности (финансовые и нефинансовые).
Целевые КПД формируются менеджментом Компании в Концепции стратегического развития и утверждаются руководством. Целевые КПД, используются Функциональными директорами и Руководителями ЦФО для формирования бюджетов, соответствующих установленным целям.
Бюджетный процесс осуществляется с использованием бюджетных классификаторов. Бюджетный классификатор – набор однородных аналитических признаков бюджетных показателей, каждый из которых имеет индивидуальный код и наименование для преставления в форме бюджета. В состав Бюджетных классификаторов входят:
· классификатор балансовых единиц;
· классификатор ЦФО
· функциональный классификатор доходов и расходов;
Классификатор балансовых единиц – перечень балансовых единиц (компаний группы), включаемых в контур бюджетирования и управленческого учета с определением кодов и сегментов консолидации.
Классификатор ЦФО – группировка ЦФО в соответствие с утвержденной финансовой структурой по следующим типам:
— Центр инвестиций (ЦИ);
— Центр прибыли (ЦП);
— Центр дохода (ЦД);
— Центр затрат (ЦЗ).
Классификатор доходов и расходов — группировка статей доходов и расходов бюджетов всех ЦФО определяющая источники формирования доходов и отражающая фактические (начисленные) доходы и расходы по основным бизнес-функциям (строительство, административные расходы, финансовые и т.д.)
Состав Бюджетных классификаторов, а также правила их использования при планировании и разнесении доходов и расходов (поступлений и выплат) по конкретным аналитикам формируются руководством.
В рамках подготовки проектов бюджетов на год ЦФО предоставляют в финансовое подразделение (в установленном формате), обосновывающие планируемые показатели.
По истечении отчетного периода финансовые подразделения составляют Отчеты об исполнении бюджетов ЦФО за истекший период с начала бюджетного периода, с указанием отклонения от планируемых значений, обрабатывает и анализирует полученные данные, составляет отчет об исполнении сводных бюджетов и передает их вместе с заключением (выводами и рекомендациями) руководителям соответствующих ЦФО и на рассмотрение Бюджетного комитета.
Анализ исполнения бюджетов оцениваются на стадии Бюджетного контроля. В процессе анализа исполнения бюджета выявляются и оцениваются положительные и негативные тенденции показателей бюджетных статей, сформированные по фактическим учетным данным, выявляется оценка вклада факторов, приведших к невыполнению или перевыполнению плановых финансово-экономических показателей, разрабатываются управленческие воздействия с целью обеспечения достижения плановых показателей.
На основании данных анализа выполнения бюджета ЦФО Бюджетного контроля, могут инициировать специальные проверки хозяйственных операций ЦФО с целью подтверждения достоверности фактических учетных данных, причин невыполнения планов, разработки предложений по оптимизации процессов в работе ЦФО.
Библиографический список
- Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта – М.: Финансы и статистика, 2008. – 184-185 с.
- Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях – М.: Финансы и статистика, 2010. – 166 с.
- Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование / Под ред. В.А. Самочкина., М.: 2012. – 344 с.
- Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухова Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом – СПб.: Питер, 2011. – 50 с.
- Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: пер. с нем. Horvath and Partners, 2009. –269 с.
-
Павлова И.А., Корзоватых Ж.М. Организация управленческого учета по системе «Директ-костинг» Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. – 43-47 с.[schema type=»book» name=»МЕХАНИЗМ УЧЕТА ПО ЦЕНТРАМ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ » description=»Представлены механизмы учета доходов и расходов по центрам финансовой ответственности. Описаны аргументы, обосновывающие необходимость учета по центрам ответственности. Прослежена роль ЦФО и способы оценки эффективности ЦФО. Представлены виды бюджетных классификаторов и определена их роль в процессе бюджетирования.» author=»Хасанова Венера Фанисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]