Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Экономический рост представляет собой сложную, многогранную и противоречивую экономическую категорию, следовательно, для выявления и устранения проблем роста и ускорения его темпов необходимо использовать методы анализа, которые максимальным образом помогут упростить выполнение этой стратегической задачи. Возможность применения методов экономического анализа к раскрытию особенностей процесса экономического роста объясняется неоднозначностью решения  его проблем, существованием альтер­нативных точек зрения на необходимость его достижения, дифференцированными подходами к определению его содержания.

Из всего множества предлагаемых методов, наиболее приемлемым и оптимальным, является метод кейсов [1, c. 46], основанный на применении метода «дерева целей» [2, с. 73]. Эти методы позволят всесторонне изучить и разрешить проблемы и найти возможности экономического роста.

Кейс-метод даст возможность активизировать восприятие сущности проблемной ситуации, а метод «Дерева целей» позволит логически четко и грамотно структурировать цели и задачи возможных вариантов и путей достижения экономического роста и сделать их наиболее понятными и доступными для выполнения.

Определим сначала проблемную задачу, которая в нашем случае заключается в нахождении вариантов решения проблем экономического роста. В соответствии с методом «дерева целей» мы можем выделить устойчивую структуру целей, проблем и направлений, причем одна цель может достигаться независимо от другой, в этом проявляется индифферентность целей. Цели могут взаимодополняться, т.е. достижение одной цели возможно только при достижении другой. Цели могут конкурировать, это характеризуется направлением ресурсов на достижение одной из целей, это возможно в случае выбора приоритетных направлений, но будет способствовать аномальному развитию отраслей, что на сегодняшний день выражается в преобладании сырьевого сектора. Антагонизм целей может проявляться в достижении одной из целей. В нашем случае, для комплексного решения проблемы, больше подходит постановка взаимодополняемых целей.

Для построения «дерева целей» нам необходимо определиться с постановкой общей цели. В качестве примера приведем схему (рисунок 1).

На наш взгляд, такая цель должна отражать национальные интересы государства и состоять в устранении проблем, препятствующих переходу экономики к устойчивому экономическому росту в условиях санкций и низкого уровня социально-экономического развития.

Подцели характеризуют научно-технические и социально-экономические проблемы в отдельных отраслях и сферах экономики. В качестве подцелей можно выделить:

  1. Определение факторов, воздействующих на экономический рост [3, c. 75-79].
  2. Оценка влияния прямых факторов на ускорение или замедление темпов экономического роста.
  3. Определение оптимальных темпов экономического роста при имеющихся факторах.
  4. Оценка потенциальных возможностей экономического роста.
  5. Прогнозирование темпов экономического роста.

После мирового финансового кризиса 2008 г. темпы роста экономики большинства стран мира снизились, а во многих из них произошел спад в экономическом развитии. Это противоречие между стихийностью развития мировой экономики и стабильным развитием отдельной страны затронуло и экономику России, а в условиях санкций ситуация еще усугубилась стагнацией производства, что сопровождалось отрицательными темпами роста ВВП в 2015 г. (падением на 3,8 %) [4, с. 8-10].

В изложенной ситуации сущность затруднений состоит в нахождении не просто факторов, способствующих возвращению экономики на траекторию роста, но и в создании мощного потенциала для ускорения его темпов. Такие условия требуют выявления факторов, которые не просто тормозят, но и блокируют экономический рост. Поэтому, необходимо определить эти группы факторов и найти возможности по их устранению или смягчению их влияния на экономический рост. Общим решением проблемы может стать поиск взаимосвязей между всеми подцелями. Достижение этих подцелей и объединение принимаемых решений позволит выделить и максимально раскрыть влияние каждого фактора на экономический рост, а также позволит понять и оценить, какое сочетание факторов дает наилучшие результаты.

Экономический рост как динамичная характеристика экономического развития подразумевает сбалансированное развитие отраслей народного хозяйства, повышение качества жизни населения, увеличение объема национального богатства. Однако существует большое количество концепций антироста, нулевого роста, которые выявляют и объясняют губительность этого процесса для экономики, проявляющуюся в сокращении ресурсного потенциала, расслоении общества, загрязнении окружающей среды, обогащении одних стран (развитых) за счет других (развивающихся стран с большим долгом). Так, почему большинство стран мира стремится добиться высоких темпов экономического роста? Как объяснить, что это не рост ради роста, а, все-таки, возможность использования его потенциала на улучшение жизни населения как отдельной страны, так и мира в целом?

Применение указанных методов позволяет провести анализ процесса экономического роста и альтернативных точек зрения на проблемы его достижения. Для выбора наиболее достоверных путей решения проблемы, требуется сформулировать цель (цели) экономического роста и ответить на вопрос о необходимости стремления стран к обеспечению различных его темпов. Такая постановка проблемы, основанная на диалектическом подходе, позволит охватить максимально возможное количество вариантов положительного решения обозначенных проблем.

 

Список литературы:

  1. Лебедева Т. Н. Применение кейс-метода в преподавании экономических дисциплин / Т. Н. Лебедева. Йошкар-Ола: ФГОУ СПО «Йошкар-Олинский строительный техникум», 2009. – 74 с.
  2. Хвесеня Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин. Минск: БГУ, 2006. – 116 с.
  3. Орлова Н., Егиев С. Структурные факторы замедления роста экономики // Вопросы экономики. 2015. № 12. – С. 69-84.
  4. Мау В. Антикризисные меры или структурные реформы: экономическая политика России в 2015 году // Вопросы экономики. 2016. № 2. – С. 4-16.[schema type=»book» name=»МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА» description=»В статье приводятся некоторые методы экономического анализа, применение которых позволяет более полно изучить проблемы и тенденции экономического роста. Одним из предлагаемых методов является метод «дерева целей». Он дает четкое представление о каждой из существующих проблем и предполагает разработку оптимальных вариантов их решения.» author=»Попова Светлана Владимировна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-13″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found