Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Формирование интеграционных объединений стратегически направлено  на определение новых рамок сотрудничества в противовес возможным торговым спорам. Экономическая целесообразность объединений состоит в необходимости решить  проблему: обеспечить благосостояние населения на основе реализации следующих направлений: создания общего рынка, сокращения издержек производства, роста зарубежных капиталовложений, реструктуризации экономики [1]. Географическая мотивация интеграционных объединений заключается в расширении взаимных торгово-инвестиционных связей в соседних странах. Так, например, взаимный товарооборот между США и Канадой был бы в 13 раз меньше, если бы они не граничили друг с другом.

Создание интеграционных образований базируется на производственной кооперации и концентрации, вызывает необходимость  кооперационных связей участников инвестиционного процесса и его материально-технического обеспечения. Организационной формой для них вполне могут послужить цепи поставок, обеспечивающие эффективное проведение логистизации системы материально-технического обеспечения, которая в своей развитой форме выступает как логистическая кооперация [2].

Определим логистическую кооперацию в рамках Таможенного союза  как системную организацию управления экономическими потоками ресурсообеспечения в форме межстрановых интегрированных цепей поставок на основе согласования  экономических интересов и унификации технологии материалодвижения звеньев цепи. Формы логистической кооперации определяются  отраслевой спецификой формирования экономических потоков в системе материально-технического обеспечения. Так, в дорожном строительстве на участках транспортных коридоров   логистическая кооперация  выражается в согласованной реализации функций управления материалодвижением, обеспечивающего координацию логистических мощностей и активов в ходе реализации бизнес-процессов материально-технического обеспечения, продуктом которых выступают логистические услуги ресурсообеспечения дорожного комплекса с минимальными логистическими издержками.

В данной статье рассматривается взаимосвязь логистической кооперации и интеграции, которая реализуется в процессе  формирования логистической системы Таможенного союза как макрологистической системы, базирующейся на интегральной парадигме логистики. Проектирование такой системы требует анализа развития международной интеграции, логистических функций и товаропотоков Таможенного союза. Повышение уровня интегрированности российской экономики в мировую – одно из ключевых условий перехода к новой модели развития, основанной на инновациях.

Рассмотрим значение термина «интеграция» (происходит от латинского integratio – восстановление отдельных частей в единое целое) в контексте Таможенного союза.  Интеграция может происходить в различных сферах –  экономической, политической, социальной и др., как на макроэкономическом (межгосударственном), так и на микроэкономическом (фирменном) уровнях. Она может иметь институциональную модель (в рамках подписанного государствами договора) и мягкую модель (без институционального оформления, в силу высокого уровня экономической взаимозависимости и взаимодополняемости). Различают также поверхностную интеграцию (затрагивающую только рыночную сферу) и глубокую интеграцию (проявляющуюся и в сфере производства) [3].

Качественно новым этапом интернационализации   хозяйственной  жизни является экономическая интеграция (англ. economic integration), предполагающая сближение и взаимоприспособление отдельных национальных хозяйств. Обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической  политики.

Экономическая интеграция рассматривается как  наивысшая ступень интернационализации, когда нарастающая экономическая взаимозависимость двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и формирование целостного рыночного пространства с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутри- и внешнеэкономической политики соответствующих государств.

В целях анализа  взаимосвязи и различий между международной экономической интеграцией и процессом глобализации приведем мнение  Ю.В.Шишкова: если глобализация –  это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция –  наивысшая ступень развития ее вглубь. Появление новых интеграционных объединений связано со стратегическим, экономическим, политическим и географическим мотивами.

Согласно теории выделяют пять форм экономической интеграции [7]:

  • зона свободной торговли – объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении стран-неучастниц. Таково понятие классической зоны свободной торговли. Большинство ныне действующих зон свободной торговли идут намного дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободного движения капитала;
  • таможенный союз – группировка стран, в которой сняты барьеры во взаимной торговле и проводится общая внешнеторговая политика на основе общего таможенного тарифа в отношении стран-неучастниц;
  • общий рынок, или принцип четырех свобод – достижение свободного передвижения товаров, услуг, капитала и лиц;
  • экономический и валютный союз – свободное перемещение четырех факторов; проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области; введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром;
  • полная интеграция – формирование единого валютного, экономического и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др.

Если представить экономическую интеграцию как поступательный процесс перехода от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия, то развитие ее происходит с учетом объективных предпосылок, без которых сложно достичь поставленных целей и задач. Сформулируем эти предпосылки:

— относительно высокий уровень экономического развития стран-членов. Важность фактора связана с готовностью национальной экономики к либерализации в сферах торговли и инвестиций, способности выдерживать конкуренцию с более конкурентоспособными зарубежными компаниями, товарами и услугами;

— относительно высокий уровень экономической взаимозависимости и взаимодополняемости, который определяется как высоким уровнем экономического развития, так и диверсифицированной структурой экономики и экспорта;

— примерно одинаковый уровень экономического развития стран- членов, в противном случае большие преимущества будет получать более экономически развитая страна в ущерб странам менее экономически развитым;

— схожесть политических систем;

— общность культурологических истоков и традиций;

— динамический эффект успешности интеграционных планов других объединений;

— географическая близость (в последние годы значение снизилось в силу формирования интеграционных объединений между разными регионами).

На основании проведенного анализа интеграционных процессов стран-членов Таможенного союза выявлены следующие  экономические преимущества реализация интеграционных планов [6]:

— расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП интеграционного формирования;

— увеличение покупательной способности населения соответственно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары;

— повышение эффективности и конкурентоспособности производства предприятий стран-членов Таможенного союза;

— «эффект масштаба» производства, углубление специализации и кооперации;

— создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы ТС;

— повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения факторов производства, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве;

— ускорение темпов экономического развития стран-членов Таможенного союза.

Несмотря на перечисленные  преимущества, интеграция также может быть сопряжена с  издержками для участвующих стран. К числу таких интеграционных издержек отнесем следующие:

— сокращение бюджетных поступлений в результате отмены таможенных пошлин (правительства проводят налоговые реформы, которые в итоге приносят большие доходы, чем таможенные пошлины и сборы);

— издержки, связанные с изменением внешнеэкономического климата страны и сопутствующими ему краткосрочными издержками регулирования в форме увольнения работников, более рационального размещения отдельных отраслей и предприятий. В целом, (что доказано практическим опытом отдельных стран) такие издержки невелики благодаря экономическим преимуществам либерализации, имеющей долгосрочный эффект;

— издержки, обусловленные неравномерным распределением преимуществ между отдельными странами с учетом национальных сравнительных преимуществ. Экономически более развитые страны получают преимущества за счет менее развитых стран-членов. В целях минимизации потерь менее развитыми странами более развитые государства оказывают им содействие в повышении конкурентоспособности экспортоориентированных производств и компаний, облегчении доступа товаров и услуг на свои рынки, проводят ассиметричную по срокам либерализацию.

Однако, отмечая в целом, экономические преимущества от интеграции перекрывают издержки, сопутствуемые любому интеграционному процессу, что доказано практикой ведущих интеграционных группировок, например,  ЕС и НАФТА.

В последние десятилетия интеграционные объединения стали неотъемлемым элементом системы отношений в рамках мирового хозяйства. Они носят, преимущественно,  региональный характер и различаются по характеру и глубине проходящих в них интеграционных процессов [5].

Наибольшей зрелости интеграция достигла в группе развитых стран с рыночной экономикой и в первую очередь в европейском регионе, где в 1957 г. было создано Европейское сообщество, объединявшее сначала 12 государств. В январе 1989 г. вступило в силу американо-канадское соглашение о свободной торговле. Интеграция западных стран развивается неравномерно, сопро­вождаясь острыми противоречиями внутри отдельных группировок и между ними. Однако для нынешнего этапа характерна тенденция к укреплению региональной консолидации. Одновременно усиливаются межрегиональные интеграционные процессы. Например, интенсивно развивается экономическое взаимодействие северо-американского и азиатско-тихоокеанского регионов [4].

Интеграционные процессы позволяют коллективными усилиями решать задачи ускоренного социально-экономического развития, что отражается во внешнеторговом обороте и экспортно-импортных потоках России (рис. 1).

Рисунок 1. Внешнеторговый оборот и экспортно-импортные потоки

Проанализируем данные о внешнеторговом  обороте. За январь-июнь 2013 года он составил 404620,17 млн. долларов. При этом импорт составил 150676,8 млн. долларов, а экспорт 253943,4 млн. долларов. За аналогичный период 2012 года соответствующие показатели были равны: внешнеторговый оборот равен 406826,4 млн. долларов, импорт  был равен 145721 млн. долларов, экспорт составил 261105,3 млн. долларов.   Таким образом, видно, что в  первом полугодии 2013 году экспорт  снизился, а импорт оказался выше на 4955,65 млн. долларов в стоимостном выражении. Сальдо внешнеторгового оборота составило 103266,6 млн. рублей, что меньше показателя прошлого года на целых 10,5 %.

Снижение внешнеторгового оборота  произошло под  влиянием следующих причин:

— общемировые тенденции: экономика стран после кризиса 2008 года развивается медленно, что сказывается и на объемах мировой торговли. Кризис Еврозоны в 2012-2013 году также осложнил ситуацию в темпах производства, спросе и потреблении;

— присоединение России к ВТО. Данная причина более относится к «внутренней» причине уменьшения объемов внешней торговли.

Данные о состоянии некоторых производств, представленные на рис. 2, наглядно подтверждают, что вследствие снижения объемов производства происходит  снижение объемов внешней торговли при уменьшении роста ВВП.

Известные  причины замедления — высокая зависимость от европейской экономики, находящейся в рецессии, и в меньшей степени зависимость от замедлившихся экономик Китая и стран СНГ – оказали влияние на внешнюю торговлю.

Данные внешней торговли, в частности, динамика экспорта, импорта и внешнеторгового оборота по месяцам в сравнении 2012 и 2013 года, представленные на рис. 3, показали снижение, наблюдаемое в 3 месяцах из 6, при этом и спады, и подъемы по сравнению с первым полугодием прошлого года невелики.

Рисунок 2. Данные производств по отраслям

Источник: https://провэд.рф

Тем не менее, в соответствии с данными ФТС оборот сократился на 0,54 %.     По экспорту, как уже говорилось, наблюдается снижение в 4 месяцах. Во многом это объясняется тем, что доходы от экспорта нефти из России в январе-июне 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. снизились на 8,4% – до 83,98 млрд. долл. с 91,65 млрд. долл.

Рисунок 3.  Внешнеторговый оборот России (млн. долл.)

Как сообщает Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ, доходы от экспорта нефти в страны дальнего зарубежья сократились на 8,5% – до 78,56 млрд. долл. с 85,85 млрд. долл., в страны СНГ – на 6,5% – до 5,42 млрд. долл. с 5,8 млрд. долл.

Таким образом, заметное снижение доходов объясняется не только снижением мировых цен, но и сокращением физических объемов экспорта.   Импорт наоборот увеличивался, а его снижение по сравнению с предыдущим годом наблюдалось  только в мае. В мае резко увеличился и экспорт, а значит и вес внешнеторговый оборот. Причем снижение произошло практически по всем товарным группам. Отсюда следует, что структуру сбалансированной назвать нельзя, т.к. чрезмерно высоки доли экспорта топливно-энергетических товаров и минеральных продуктов, т.е. сырья. При этом доли остальных видов продукции очень низкие.

Список литературы

  1. Быков А.Н. Перспективы евразийской интеграции: российские и зарубежные оценки // Рос. внешнеэкон. вестн. – 2013. – ¹ 4. – С. 14–30
  2. Вертинская Т.С. Методические основы разработки комплекса индикаторов для оценки экономической интеграции регионов стран – членов ЕЭП // Евраз. экон. интеграция. – Алматы, 2013. – ¹ 2. – С. 21–44.
  3. Глазьев С. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Белоруссии, Казахстана России // Рос. экон. журн. – 2011. – ¹ 6. – С. 56–81.
  4. Глазьев С. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России: запуск механизмов // Рос. экон. журн. – 2009. – ¹ 11/12. – С. 46–59.
  5. Глушкова Ю.О., Пахомова А.В., Шеховцева Е.Ю. Рационализация управления товаропотоками в международных цепях поставок // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2014. — № 2. — С. 61-64.
  6. Котляров Н.Н. Формирование Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии // Экон. системы. – 2013. – ¹ 1. – С. 53–59
  7. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге ХХ1 века. Почему не интегрируются страны СНГ// Ю.В.Шишков. — М., НП «Ш тысячелетие», 2001 -с.17. 2 Balassa B. The theory of economic integration. London, 1962.. 1[schema type=»book» name=»ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА» description=»Целью статьи является исследование теоретико-методических основ формирования Таможенного союза как интеграционного образования. Рассмотрены формы интеграции предприятий стран Таможенного союза. Результат исследования представлен в виде выявленных предпосылок, преимуществ расширения кооперационного взаимодействия стран на основе логистического подхода. » author=»Глушкова Юлия Олеговна, Пахомова Алла Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found