Существование проблем социального характера — неотъемлемый атрибут любого общества, оно проистекает из невозможности обеспечить всем членам общества равные возможности самореализации во всех сферах. В настоящее время мы видим, что государство не справляется с проблемами социального характера. Именно это послужило причиной возникновения социальных предприятий.
С точки зрения всемирной истории социальное предпринимательство – явление очень молодое. За океаном оно существует порядка 30 лет, в России – меньше десятилетия.
Социальное предпринимательство – это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. В его основе лежит функционирование так называемых социальных предприятий (СП) – предприятий, созданных с целью решения определенной социальной проблемы или проблем, действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и порядка ведения дел, принятого в частном секторе.
Критериями СП являются: социальная миссия; предпринимательский подход; инновационность (новаторство в решении социальной проблемы, новая комбинация ресурсов, новая услуга для региона); тиражируемость; самоокупаемость и финансовая устойчивость.[1]
Как правило, социальные предприятия характеризуются следующими атрибутами:
- социальная цель: компания возникает для создания социальных эффектов и перемен за счет решения социальных проблем или устранения провалов рынка;
- предпринимательские методы работы: использование предпринимательского и рыночного подходов, инноваций, стратегического планирования, дисциплины и решительности, характерных для коммерческих компаний;
- общественная собственность: акцент на общественном характере создаваемых благ и общественном управлении (не обязательно закрепленном юридически).
Социальное предпринимательство — это баланс социальных целей и коммерческой составляющей, где деньги — не цель, а средство достижения этих социальных целей, позволяющее предпринимателю оставаться устойчивым и не зависимым от постоянных донорских вливаний.[1]
В настоящее время определение термина на уровне закона отсутствует. Единственное определение, на которое могут опереться заинтересованные лица – это определение, данное в приказе Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 года № 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами РФ». [4]
В середине октября 2014 года группа депутатов внесла в Госдуму поправки, вводящие в законодательство понятие социального предпринимательства и дающие возможность этому виду бизнеса получать государственную поддержку.
Кроме того в новой статье к закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» оговариваются условия, которые должны выполняться социальными предпринимателями, чтобы они оправдывали свой статус. Это необходимо для того, чтобы снизить риски имитации недобросовестными предпринимателями деятельности с целью получения господдержки. После принятия законопроекта подобные организации получат существенную поддержку и смогут помочь большому количеству указанных лиц приспособиться к обычной жизни и повысить ее качество, а также решить острые социальные проблемы в стране.
Запуская совместно с Минэкономразвития России проект по созданию Центров инноваций в социальной сфере, агентство стратегических инициатив АСИ озвучило прогнозы по созданию в регионах 50 тысяч социально ориентированных предприятий к 2020 году.
В Россию социальное предпринимательство пришло с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд, основанный Вагитом Алекперовым в 2007 году, стал первой отечественной организацией, всецело специализирующейся на поддержке СП. Развивая институт социального предпринимательства, и выступая в качестве социального предпринимателя, Фонд ведет работу по поиску наиболее перспективных инновационных идей и проектов, их эффективной реализации на практике, а также адаптации западных технологий социального предпринимательства к российским условиям. «Наше будущее» является учредителем Всероссийского конкурса проектов в области социального предпринимательства, ориентированного на людей, готовых развивать и продвигать социальный бизнес, а также ежегодной премии «Импульс Добра» за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России.[1]
Если посмотреть на конкретные проекты в области социального предпринимательства, то окажется, что им уже охвачены самые разнообразные отрасли в разных регионах страны. Волгоградская область в этом не исключение.
Проект «Вторичная переработка пластиковых отходов» — победитель Всероссийского конкурса проектов «Социальный предприниматель-2012». Цель проекта: реализация в Волгоградской области проекта по экологичной переработке пластиковых отходов в стройматериалы, превращение переработки мусора в доходную статью бюджета. Предпринимателем самостоятельно была разработана экологичная технология (100 % безвредная для окружающей среды) переработки полистирола в полистиролбетонные блоки, а также пластика в тротуарную плитку, черепицу и полимерные колодезные люки. Был получен сертификат качества на производимую продукцию. Реализация проекта позволит перерабатывать 90 % всех выбрасываемых пластиковых отходов в Волгоградской области. Сейчас сбор пластиковых отходов происходит через организации партнеров — большие торговые сети (пенопласт), автосалоны (автопокрышки). В скором времени во дворах жилых домов будут сетки для сбора пластиковых отходов. Такие же сетки поставят и в школьных дворах Волгограда. [1]
ООО «ВП «Луч» стало одним из трех организаций Всероссийского Общества Слепых, поддержанных фондом «Наше будущее» в 2009 г. Цель проекта: создание дополнительных рабочих мест для инвалидов по зрению на базе существующего предприятия по выпуску товаров народного потребления (туалетной бумаги, салфеток) с целью их социальной и трудовой реабилитации. Приобретение нового оборудования позволит повысить качество и расширить ассортимент производимой продукции, позволит увеличить производственные мощности и оборот организации, и как следствие, расширить рынки сбыта и, соответственно, увеличить прибыль организации. Это повлечет повышение средней заработной платы сотрудников, а также появление дополнительных рабочих мест, что позволит трудоустроить инвалидов по зрению, то есть расширить масштаб трудовой и социальной реабилитации инвалидов.
Проект «Клубничный бизнес» — победитель Всероссийского конкурса проектов «Социальный предприниматель — 2012». Цель проекта: решение проблемы трудоустройства детей-выпускников детских домов. Основная масса выпускников детских домов заканчивает ПУ и отправляется по месту регистрации. К моменту возвращения в квартиру подростку-выпускнику исполняется 18-20 лет и на нем, как и на других членах семьи, лежит ответственность по оплате за жилье, ему необходимо искать работу и обустраиваться во взрослой жизни. Проект педагога с многолетним стажем решает проблему трудоустройства таких детей — в тепличном хозяйстве они смогут выращивать клубнику круглый год, продавать её по рыночным ценам и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. В результате реализации проекта 5 выпускников детских домов будут ежегодно получать работу. Десять человек из числа приемных родителей и детей-сирот получат дополнительные рабочие места. [5]
Таким образом, деятельность социальных предпринимателей помогает решать проблемы, многие из которых вследствие недостатка внимания со стороны государственных и общественных структур, а также из-за ограничения доступа целевой группы к необходимым ресурсам, были неразрешимы. В результате наблюдается повышение экономической активности среди самых уязвимых слоев населения, овладение профессиональными навыками теми, кто лишен возможности работать в силу разных причин на коммерческом предприятии, предоставление доступных для всех социальных групп услуг в области здравоохранения, образования, культуры, спорта. Социальное предпринимательство, решая целый ряд наболевших вопросов, способствует оздоровлению общества, его гармоничному развитию, экономической устойчивости.
Список литературы:
- Журнал «Эксперт» специальный выпуск «Социальный бизнес» №26 2014г. [Электронный ресурс]: — Режим доступа:
- Информационный портал Новости Mail.ru [Электронный ресурс]: — Режим доступа:
- Официальный сайт АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]: — Режим доступа:
- Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2013 г. N 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» [Электронный ресурс]: — Режим доступа:
- Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» [Электронный ресурс]: — Режим доступа: type=»book» name=»К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» description=»Социальное предпринимательство – это поиск механизмов решения острых социальных проблем, которые не в силах решить государство. Социальные предприятия как основа социального предпринимательства.» author=»Баранникова Ольга Евгеньевна, Безнебеева Анна Михайловна, Иванова Юлия Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)» ebook=»yes» ]