Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ РИСКОВ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ РИСКОВ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Логистическая система на практике является совокупностью взаимодействия заинтересованных сторон, которые имеют определенные потенциальные возможности и сферу компетентности, и с интересами и прибылью которых связаны успех производственной или торговой организации.

Комплексный подход при решении задач продвижения товара от производителя к потребителю производится с помощью комплексной логистики, которая осуществляет системный подход к организации всего жизненного цикла товара и связанных с ним мероприятий, начиная с процесса его производства и до момента потребления. Именно так представляется эффективная система управления различными видами потоков (материальными, информационными и финансовыми), связанными с жизненным циклом товара.

Логистическая система не может считаться полностью дееспособной без эффективной подсистемы контроля, отсутствие которого может привести к повышению рисков и значительным потерям в процессе управления финансовыми, материальными и иными потоками. Однако отсутствие контроля является очень важной, но не единственной причиной возникновения рисков. При этом риск рассматривается как возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода деятельности организации в той или иной области.

Существуют различные факторы внешней и внутренней логистической среды, которые могут послужить причинами возникновения риска. Среди этих факторов выделяют следующие:

  1. Неопределенность- это сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее. При этом невозможно определить, в какой степени они повлияют на итоговые показатели логистической деятельности. Данный фактор часто вообще не учитывается при оценке рисков, но его влияние на результаты деятельности может быть довольно значительным;
  2. Случайность- это сумма обстоятельств, которые возникают независимо от общей ситуации и, в основном, под воздействием факторов внешней среды. Случайность усиливает влияние неопределенности;
  3. Противодействие- это намеренное сопротивление обстоятельствам и участникам логистического процесса при его выполнении.

Риск рассматривается с точки зрения трёх видов деятельности: оценки риска, управления риском и обмена информацией по  риску.

Оценка риска (riskassessment) представляет собой процесс анализа и оценки.

Управление риском (riskmanagement) состоит из скоординированных действий по контролю и управлению риском.

Обмен информацией по риску (riskcommunication) необходим для принятия решения участниками процесса [1].

Оценка рисков необходима на всех стадиях процесса товародвижения продукции. При этом важными критериями являются качество и безопасность объекта товародвижения, между которыми существует сильная взаимосвязь и взаимозависимость.

Трактовки понятия «качество» сильно варьируются в зависимости от отрасли, организации и даже ее подразделений. Хотя смысл понятия зависит от контекста, в котором оно используется, и от того, кто его употребляет, наиболее распространенное определение — «соответствие требованиям». Поскольку у всех сторон, заинтересованных во взаимодействии с организацией, происходят изменения, меняются требования и, соответственно, методы обеспечения качества [2].

В логистике необходимость оценки рисков имеет особенно важное значение и, поэтому, является в высшей степени желательной. Это объясняется тем, что большая часть задач управления материальными, денежными и информационными потоками имеет долгосрочные перспективы. Кроме того, решение этих задач вырабатывается в условиях неопределенности. Тенденции и воздействия многих факторов, особенно внешнего порядка, трудно предсказуемы.

Существуют различные подходы к оценке рисков. Одним из них является модель «галстук-бабочка», разработанная компанией «Royal Dutch Shell», схема которой представлена на рисунке 1 [3].

Б1, Б2…Бn – барьеры; У1, У2…Уn – угрозы; М1 , М2…Мn – меры восстановления; С1, С2…Сn – следствия

Рисунок 1. Модель «галстук-бабочка»

Представленная модель показывает, каким образом единичные события и обстоятельства или их комбинация могут создать опасность и привести к нежелательному, опасному событию, которое может повлиять на оборудование, людей, окружающую среду и репутацию организации.

Кроме того данная модель отражает разные сценарии того, что может случиться из-за нежелательного события. Уменьшение его воздействия зависит от эффективности системы и деятельности организации по минимизации вреда и ущерба.

Основные понятия, используемые в модели «галстук-бабочка», — угрозы, главные события и их следствия. Следует отметить, что главное событие может быть особым происшествием, которое приведет к потенциальным нежелательным последствиям. Возникает связь между угрозой и возможными следствиями[4].

Существует другой подход оценки рисков, в котором осуществляется их поэтапная оценка и установление способов снижения или полного устранения таких рисков.

Нами предлагается при поэтапной оценке рисков следующая последовательность:

  1. Определение области, в которой будут оцениваться риски.
  2. Организация и подбор команды, являющиеся ключевой частью процесса. Правильный подбор людей и учет их опыта необходимы, чтобы извлечь максимум из оценки. Разные специалисты будут отслеживать разные риски и могут приходить к разным результатам. Поэтому группа, состоящая из представителей всех заинтересованных сторон, обеспечит наилучшую основу для оценки рисков.

Первоначально группа определяет опасности, которые могут возникнуть в оцениваемой области и связанные с ними потенциально возможные последствия.

Затем для каждой опасности и связанного с ней потенциально возможного последствия оценивается вероятность возникновения последствия, исходя из пяти возможных вариантов оценки: 1 –крайне маловероятно; 2 — маловероятно; 3 — возможно; 4 –вероятно; 5 – весьма вероятно.

Далее для каждой опасности и потенциально возможного последствия, необходимо оценить воздействие в случае материализации опасности, исходя из следующих вариантов оценки: 1- несущественное (практически не приводит ни к каким последствиям); 2- низкое (наблюдается общее легкое недомогание); 3- средняя тяжесть последствий (может диагностироваться как заболевание с необходимостью медикаментозного лечения в течение нескольких дней); 4- существенное (наносится серьезный ущерб здоровью – потеря работоспособности на длительный период времени); 5- катастрофическое (приводит к смертельному (летальному)  исходу  или  инвалидности  I группы).

Показатели вероятности возникновения и воздействия отражают опасности, представляющие наибольшие риски для оцениваемой области.

Для оценки степени риска следует применять шаблон матрицы рисков, представленный в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Шаблон матрицы рисков

Степень риска для каждой опасности определяется в месте пересечения двух показателей.

Следующим этапом является определение способов уменьшения опасностей и потенциально возможных последствий, имеющих самые высокие показатели степени риска. Для чего необходимо разработать список ответных мер, которые могут применяться для предотвращения или сокращения последствий опасностей. Некоторые ответные меры могут быть направлены против двух или более опасностей или потенциально возможных последствий.

Таким образом, резюмируя изложенное, следует отметить, что поэтапная оценка является наиболее эффективным инструментом при оценке рисков в логистической системе, позволяющая выявить потенциальные опасности в оцениваемой области, минимизировать их или избежать вероятности возникновения.

Список литературы

  1. Руководство по управлению рисками/ ООО «РОУЗВУД ШИППИНГ». Версия 01. Издание 2012;
  2. Качество против безопасности/ Гэлейв М.// Методы менеджмента качества. -2014. — №9;
  3. Leger Marc-Andre. The Bow Tie Model, Fondation de Recherche Leger. — leger.ca/GRIS/BowTie.html;
  4. Leger Marc-Andre. The Bow Tie Model…- www.leger.ca/GRIS/BowTie.html.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ РИСКОВ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ» author=»Датченко Анастасия Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found