Исторически инновационные отрасли могут быть охарактеризованы как отрасли с повышенным уровнем рисков в сравнении с остальными. Данный тезис применим и к космической промышленности. В Российской Федерации уровень рисков инновационной деятельности особенно высок, что подтверждается значительным количеством мировых рейтингов, в которых Россия занимает далеко не лидерские позиции [1, с. 50].
В дополнение к вышесказанному процессы современного машиностроения постоянно усложняются, при этом их сложность растет по экспоненте. Сложность существующих процессов в настоящее время достигла такого уровня в силу внешних и внутренних условий ведения бизнеса, что практически невозможно встретить процесс, замкнутый на одном подразделении или сотруднике.
Все процессы требуют постоянного активного взаимодействия множества подразделений и подсистем, что не всегда проходит идеально или таким образом, как предполагалось первоначально. Однако возникает взаимная ответственность за результат процесса между всеми его участниками [2, с. 7].
Анализ процессов и их отклонений может применяться при бизнес-моделировании, реинжиниринге, функционально-стоимостном анализе, автоматизации технологических процессов [3, с. 50, 4, с. 176].
Необходимость учёта рисков в процессах инновационной деятельности космической отрасли, как наиболее инновационной в настоящее время, является важным условием функционирования предприятия в связи с быстрым ростом отрицательных последствий нарушений «нормального» функционирования экономических процессов. Например, реакция на повышение сложностей в сфере сбыта и снабжения, что привело к развитию направлений — логистика и маркетинг [5, с. 25]. Также риск необходимо учитывать в связи с увеличением необходимости и возможности вовлечения элементов, обладающих высокой степенью неопределённости, в процесс принятия управленческих решений [6, с. 369].
Ввиду последних мировых тенденций необходимо рассматривать процессы не только с точки зрения бизнес-показателей, но и с точки зрения рисков, которые несет в себе процесс или какой-либо его этап [7, с. 130, 8, с. 25]. В этой связи возникает необходимость перехода от системы «бизнес-координат», в которой измеряется процесс, к системе «риск-координат», применяя которую, специалисту возможно будет сделать соответствующие выводы о рискованности процесса или его этапа [9, с. 45].
К числу основных проблем, которые необходимо учитывать при решении задач, стоящих перед предприятием космической отрасли при построении системы управления рисками инновационной деятельности предприятия, автор относит следующие:
- Отсутствие у специалистов предприятий космической отрасли единого понятийного аппарата в области риск-менеджмента, что приводит к трудностям в разработке, согласовании и утверждении различных материалов и документов между риск-менеджерами и специалистами других подразделений;
- Проблема прогнозирования получаемых результатов. Постоянный режим контрольных мероприятий позволяет заблаговременно выявить потенциальные риски, оценить уровень их возможного негативного влияния на бизнес регистратора, своевременно выработать меры по предотвращению реализации неблагоприятных событий либо обеспечить проведение действенных мер по снижению негативного влияния уже реализовавшихся рисков. Управляя инновационными рисками, предприятие космической отрасли впервые с ними сталкивается, в связи с чем не имеет достаточной информационной и статистической базы для реализации эффективного функционирования прогнозной функции системы управления рисками.
- Сложность коммуникаций в сфере управления инновациями, что влечет за собой «отрыв от корней», т.е. от того научно-практического фундамента, на котором возник современный риск-менеджмент. Это приводит к тому, что специалисты предприятий космической отрасли периодически будут «открывать уже открытую Америку». Будут ли они узнавать, что это уже было ранее открыто или нет, зависит от достигнутой квалификации и налаженной системы коммуникаций коммуникаций;
- Проблема квалификации персонала в сфере управления рисками. Построение эффективной системы управления рисками инновационной деятельности в значительной степени зависит от наличия соответствующих условий по подбору профильных специалистов. К сожалению, в настоящее время в России отсутствует налаженная система подготовки и переподготовки специалистов в сфере управления рисками. В некоторых учебных заведениях, в частности, АНХ при Правительстве РФ и др., предпринимались попытки по переобучению в рамках программ повышения квалификации. Но этого недостаточно: нужна цельная программа профессиональной подготовки «Риск-менеджмент на предприятии», которая позволила бы осуществить целевую подготовку риск-менеджеров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики. В определенной степени решение кадровой проблемы видится и в пересмотре вузами своих учебных планов обучения экономическим специальностям с введением как новых дисциплин (таких как «Финансовая инженерия», «Управления финансовыми и предпринимательскими рисками», «Принятие финансовых решений в условиях риска и неопределенности» и т.д.), так и с выделением в рамках существующих дисциплин специальных подразделов (например, таких как «Анализ финансовых рисков» в дисциплине «финансовый анализ» и т.п.).
- Постановка проблем в данном аспекте определяет цели предприятия космической отрасли, состоящие в обеспечении системы управления рисками инновационной деятельности ресурсами и полномочиями, которые позволят:
- Сформировать единую нормативную базы предприятия космической отрасли в сфере управления рисками инновационной деятельности;
- Разработать и внедрить инструменты качественного и эффективного прогнозирования получаемых результатов, а также сбора данных о процессах реализации инноваций;
- Обеспечить качественную и эффективную вертикальную, горизонтальную и диагональную коммуникацию сфере управления рисками инноваций как внутри предприятия космической отрасли, так и среди предприятий отрасли, с государственными органами, заинтересованными лицами;
- развивать институциональную среду и систему интеллектуального капитала таким образом, чтобы создать наилучшие институциональные и организационные условия внутри предприятия космической отрасли (по сравнению с конкурентами).
Для достижения комплекса поставленных целей необходима разработка методологии формирования, использования, развития и управления рисками инновационной деятельности предприятия космической отрасли [10, с. 88]. Данная методология должна быть направлена на минимизацию ущерба от реализации инновационных рисков, что в свою очередь приводит к формированию механизма максимально стабильного инновационного развития бизнеса [11, с. 75].
Для развития системы управления рисками инновационной деятельности предприятия космической отрасли автором предложен и сформулирован концептуальный подход, сущность которого заключается в следующем:
- В определении существенных видов рисков для предприятия космической отрасли по каждому направлению деятельности. В целях исследования под существенными рисками понимаются такие риски, негативные последствия от реализации которых оказывают существенное влияние на финансовый результат и/или капитал и/или ликвидность и/или репутацию предприятия.
- В разработке стратегии предприятия космической отрасли в управлении рисками инновационной деятельности, устанавливающей основные цели и задачи, стоящие перед системой управления рисками инновационной деятельности.
- Оптимизация и совершенствование процессов предприятия космической отрасли с учетом целей и задач, установленных стратегией.
Управление рисками инноваций является сложным многофакторным явлением, для которого важны основные элементы, обеспечивающие эффективность управления:
- Структурное подразделение, обеспечивающее управление существенным видом риска;
- Коллегиальный орган, осуществляющий управление существенным видом риска;
- Инструменты, такие как модели, программное обеспечение и т.п., обуславливающие возможность управления существенным видом риска;
- Регламенты, методики, технологические схемы и иные внутренние нормативные документы компании, определяющие порядок функционирования системы управления существенным видом риска.
Таким образом, построение системы управления рисками инновационной деятельности на предприятии космической отрасли должно быть реализовано в соответствии с предложенным концептуальным подходом, сформированным на основании стоящих перед предприятием целей в области управления рисками инновационной деятельности.
Список литературы:
- Грачева М. В. Анализ и управление рисками инновационной деятельности : учеб. пособие / М. В. Грачева, С. Ю. Ляпина. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 351 с.
- Нальгиев А. К. С. Развитие процессного управления. – Москва: МАКС Пресс, 2004. – 22 с.
- Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. – Москва: Финансы и статистика, 1997. – 336 с.
- Рапопорт Б. М., Скубченко А. И. Инжиниринг и моделирование бизнеса. – Москва: Тандем, Экмос, 2001. – 240 с.
- Балабанов И.Г. Риск-менеджмент // — Москва: Финансы и статистика, 1996. – 196 с.
- Рыжикова О. Н. Управление рисками инновационных проектов / О. Н. Рыжикова // Аудит и фин. анализ. Москва: ДСМ Пресс. – 2009. – № 1. – С. 368–371.
- Кочетов А.Г., «Новационные бизнес-процессы. Пошаговая технология разработки, внедрения и контроля выполнения» — Москва: Эксмо, 2009 – 144с.
- Михалев Г. С. Теоретический анализ в научных экономических исследованиях: анализ основополагающих понятий: Методическое пособие для аспирантов, магистров и студентов / Г. С. Михалев; САА. – Красноярск, 2000, 60 с.
- Бартон Т., Шенкер У., Уокер П. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься: Пер. с англ. Москва: ИД «Вильямс», 2003. – 208с.
- Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками: учеб. пособие.- Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 160с.
- Глущенко В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. – Железнодорожный: ТОО НПЦ Крылья, 2006. – 232с.[schema type=»book» name=»КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ» description=»Инновационное развитие в Российской Федерации сопряжено с высоким уровнем рисков, в том числе в космической промышленности. Значительное количество мировых рейтингов, в которых Россия занимает далеко не лидерские позиции, подтверждает этот факт. При работе с инновациями в космической отрасли необходимо учитывать риски, которые несет в себе каждый процесс в связи с быстрым ростом отрицательных последствий нарушений «нормального» функционирования экономических процессов. Организация работы по управлению рисками инновационной деятельности предприятий космической отрасли должна строиться исходя с учетом необходимости решения следующих задач: формирование единой нормативной базы, возможность прогнозирования получаемых результатов, организация четких и своевременных коммуникаций, квалификация и обучение персонала предприятия. Для решения указанных задач предложен концептуальный подход управления рисками инновационной деятельности на предприятиях космической отрасли. Предлагаемый концептуальный подход сформирован на основании стоящих перед предприятием целей в области управления рисками инновационной деятельности. » author=»Михин Петр Олегович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]