Важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности регионов стала кластерная форма пространственной организации экономики. Следует подчеркнуть, что сочетание конкуренции и кооперации на географически ограниченной территории является основным признаком кластера, который часто не учитывается разработчиками программ пространственного развития из-за традиционной ментальности, которая выражается в тяготении к созданию исключительно вертикальных образований [1]. Именно это ведет к усилению неустойчивости национальной экономической системы в условиях современных внешних вызовов, ее стагнации, ввиду отсутствия внутреннего импульса развития; недостаточных стимулов у основных субъектов территории и поддержке ими существующего «Status quo». Модель кластерного развития территории является перспективной именно потому, что основной целью кластерных технологий является создание и эффективное использование конкурентных преимуществ регионов и поддержка в них конкурентной среды.
В регионах страны кластерная форма пространственной организации экономики в последние годы становится одним из инструментов развития промышленной политики. Существует необходимость в разработке методики идентификации кластеров и механизма управления их развитием.
Обзор литературы, посвященной кластерной экономике, свидетельствует о том, что до настоящего момента не выработана единая концепция «кластера». Более того, с годами в публикациях появляются объемные перечни характеристик, определяющих данное понятие, а также всё более сложные и объемные типологии кластеров. В качестве классификационных критериев могут выступать географический масштаб, плотность, ширина или размах, глубина, потенциал роста, инновационной способности, производственной организация, механизму координация деятельности входящих в кластеры предприятий и организаций, стадии развития, степень использования потенциала кластеров, объект деятельности участников кластера и многие другие признаки.
Интеграция в кластер на стадии его наивысшего развития несет предприятиям и организациям ряд очевидных конкурентных преимуществ, связанных с их близостью в территориальном и экономическом аспекте, с положительными экстерналиями, обусловленными переливами научных знаний, использованием аналогичных или смежных технологий, общего человеческого и социального капитала и т.п.
В ряде североамериканских и европейских стран уже разработаны и реализуются кластерные стратегии как инструмент управления развитием национальных, региональных и локальных экономик.
В качестве методического аппарата исследования предлагается использовать индексы концентрации экономической активности Херфиндаля – Хиршмана, индекс Джини (с построением кривой Лоренца), индекс концентрации Кругмана.
Концентрация экономической активности оценивает степень агломерации или рассеивания в отношении различных видов деятельности. Для оценки степени промышленной концентрации целесообразно использование индекса Херфиндаля – Хиршмана. Расчет индекса производится по формуле:
Для измерения относительной концентрации экономической активности в региональной экономике применяют кривую Лоренца (Lorenz curve). В этом случае для количественной оценки уровня концентрации используется коэффициент Джини:
Индекс П. Кругмана показывает относительную оценку концентрации по отдельным секторам обрабатывающей промышленности. Чем выше значение индекса, тем выше уровень концентрации данного сектора промышленности
[7, c.13]. Индекс концентрации Кругмана рассчитывается по формуле:
Анализ и определение значимых кластерных групп является широко распространенным методом идентификации кластеров. Основная его идея состоит в определении значимых групп по численности занятых. Данный подход был реализован в США, Канаде, Швеции и в масштабах ЕС.
В современных российских условиях при использовании в статистических исследованиях показателя «численность занятых» существует вероятность получения ошибочной оценки. Это происходит вследствие того, что численность занятых в России не настолько достоверная характеристика в силу действия «института» прописки, скрытой безработице и др. факторов, какой она является в США и других западных странах. В целях получения объективных данных, репрезентативной выборкой, с нашей точки зрения, может стать объем отгруженной продукции в стоимостном выражении. Поэтому в предлагаемой работе для анализа кластерных групп использованы следующие формулы для расчета основных показателей (табл. 1).
При этом под кластерной группой подразумевается совокупность торгуемых видов деятельности, которые демонстрируют устойчивую тенденцию к совместной локализации, притом, что они, «a-priori», обладают свободой выбора своего местоположения [3, c.112].
Предполагалось, что эти виды деятельности обладают потенциалом совместно формировать кластеры. Например, за счет экономии на масштабе и (или) за счет положительных экстерналий. С точки зрения некоторых авторов [4, c.11], по причине малого числа наблюдений, равного числу регионов, этот метод подвержен ошибкам, когда совместная локализация вовсе не означает наличие преимуществ, а виды деятельности, в действительности, не имеют ничего общего. Такие фиктивные корреляции могут быть отсеяны с помощью анализа таблиц «Затраты — Выпуск».
Значимая кластерная группа — это кластерная группа в регионе, которая соответствует установленным критериям значимости. В методологии Европейской Кластерной Обсерватории [5], предложено использовать следующие критерии для определения значимых кластерных групп.
В качестве пороговых показателей, характеризующих значимые кластерные группы в регионе, установлены следующие значения:
— коэффициент локализации ≥ 2;
— регион должен входить в число 10% регионов, лидирующих по «Размеру» рассматриваемой кластерной группы;
— регион должен входить в число 10% регионов, лидирующих по «Фокусу» рассматриваемой кластерной группы.
Таблица 1.
Формулы для расчета основных показатели значимости кластерных групп по объему отгруженной продукции
Соответствие хотя бы одному критерию означает, что кластерная группа в регионе значима. При этом данная методология позволяет оценить значимые кластерные группы в регионе по степени развития (силе). Соответствие каждому критерию означает присвоение кластерной группе одной «звезды» (максимум, соответственно, три «звезды»). Количество «звезд» определяет силу кластерной группы. Также установлен критерий, согласно которому звезда не может присуждаться кластерной группе, которая аккумулирует менее 1000 по численности занятых в регионе.
Список используемых кластерных групп представлен в табл.2.
Таблица 2.
Классификация торгуемых кластерных групп РФ
А |
B |
C |
«Промышленные» кластерные группы (массовое производство стандартизированной продукции; производство «полуфабрикатов» или оборудования для других отраслей) | «Креативные» кластерные группы (мелкосерийное и единичное производство продукции с высокой ролью дизайна; ориентированное на конечного потребителя; сектор услуг) | «Высокотехнологичные» кластерные группы, а также деятельность, сопутствующая и/или содействующая высокотехнологичным видам деятельности |
Металлургия | Мебель | Информационные технологии |
Строительство крупных инженерных сооружений | Ювелирная промышленность | Осветительные и электрические приборы |
Тяжелое машиностроение | Производство кож и меха | Медицинская техника |
Нефтегазовая промышленность | Одежда | Аэрокосмическая промышленность |
Текстильная промышленность | Спортивные товары и товары для детей | Аналитические приборы |
Производство полимерной продукции: пластик и резина | Производство обуви | Биофармацевтические препараты |
Транспорт и логистика | Туризм и гостеприимство | Коммуникационное оборудование |
Сельское хозяйство | Торговля | Образовательная и научно-исследовательская деятельность |
Автомобильная промышленность | Деловые услуги | |
Строительный инвентарь, комплектующие и строительно-монтажные работы | Индустрия развлечений | |
Химическая промышленность | Финансовые услуги | |
Строительные материалы | Издательская деятельность и полиграфия | |
Рыболовство и рыбоводство | Пищевая промышленность | |
Лесоматериалы |
При формировании кластерных групп использовались общие принципы по М. Портеру. В первую очередь, были определены торгуемые виды деятельности для России, из которых была исключена группа видов деятельности, связанных с добычей природных ресурсов. Всего было выделено 38 кластерных групп, при наполнении этих групп видами деятельности использована косвенная (экспертная) информация о возможном содержании кластерных групп; в некоторых спорных случаях использовались данные по уровню локализации видов деятельности к той или иной кластерной группе (на основе подробной статистики по видам деятельности по всем субъектам РФ).
В «креативную» кластерную группу входят виды деятельности, которые нельзя назвать массовыми, однако новыми они также не являются. Некоторые из них, более того, традиционны (ювелирная промышленность, производство кож и меха, одежда, спортивные товары и товары для детей), которые производят индивидуализированную продукцию, мода на которую быстро меняется. Также в эту группу входит сектор услуг (деловые услуги, финансовые услуги, издательская деятельность и полиграфия).
Использование индекса Херфиндаля – Хиршмана (HHI) соответствует целям оценки степени промышленной концентрации в динамике. В качестве исходных показателей в работе используется объем промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал и численность занятых в экономике. Период исследования 2009—2014 гг. Результаты анализа индекса HHI, рассчитанного по формуле (1), на основании данных ЦФО представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Индекс Херфиндаля – Хиршмана по ЦФО, 2009-2014г.г.
Годы | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Индекс HHI объема промышленного производства |
||||||
Значения индекса | 0,28 | 0,29 | 0.30 | 0,30 | 0,30 | 0,32 |
Индекс HHI по объему инвестиций в основной капитал |
||||||
Значения индекса | 0,28 | 0,25 | 0,23 | 0,20 | 0,17 | 0,17 |
Индекс HHI по численности занятых в экономике |
||||||
Значения индекса | 0,15 | 0,15 | 0,16 | 0,16 | 0,16 | 0,16 |
Аналогичные расчеты были проведены для коэффициентов концентрации производственной активности, инвестиций в основной капитал и занятых в экономике регионов ЦФО, с использованием индексов Джини и Лоренца. Они продемонстрировали те же тенденции.
Коэффициент концентрации промышленного производства непосредственно связан с коэффициентом региональной специализации. Отраслью специализации региона считается та отрасль, продукция которой полностью или почти полностью реализуется за пределами территории. Отрасли специализации региона составляют «ядро» его промышленного развития и обеспечивают стабильность экономического роста, т.к. через мультипликативные эффекты обеспечивают развитие других производств. Если ядро диверсифицировано, то конкурентоспособность региона повышается. Для выявления отраслей специализации в регионе используются коэффициенты локализации и специализации. Коэффициент локализации рассчитывается по формуле:
LQ = (Empig/ Empg):( Empi / Emp), : (6)
где: — LQ, коэффициент локализации;
Empig – количество занятых в отрасли i в регионе g;
Empg – общее количество занятых в регионе g;
Empi – количество занятых в отрасли i;
Emp – общее количество занятых.
Отрасль считается отраслью специализации для региона, если значение коэффициента локализации ≥2, при этом рост значения коэффициента указывает на рост концентрации данной отрасли в регионе. Коэффициент локализации выявляет отрасли специализации региона с помощью сопоставления отраслевой структуры региона с отраслевой структурой базовой территории. В качестве базовой территории могут приниматься любые территории более высокого ранга (например, страна, экономический район, область и т.п.).
Результаты анализа коэффициента локализации по численности занятых для регионов, входящих в ЦФО (без Москвы) позволили определить три ведущие направления специализации регионов ЦФО: сельское и лесное хозяйство; обрабатывающие производства, а так же оптовую и розничную торговлю.
Более интересные результаты можно получить на основании индекса Кругмана. Он дает относительную оценку концентрации по отдельным видам обрабатывающей промышленности (рис.1).
Рисунок 1. Концентрация промышленного производства по видам деятельностив регионах ЦФО в 2011-2014 гг., индекс П.Кругмана,
где:
А- производство пищевых продуктов, включая напитки, и табак,
В- текстильное и швейное производство,
С- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви,
D— обработка древесины и производство изделий из дерева,
E— целлюлозно-бумажное производство,
F— производство кокса и нефтепродуктов,
G— химическое производство,
H— производство резиновых и пластмассовых изделий,
I— производство прочих неметаллических минеральных продуктов,
J— металлургическое производство и производство готовых металлических изделий,
K— производство машин и оборудования,
L— производство электрооборудования,
M— производство транспортных средств и оборудования,
N— прочие производства.
На рис.1 видно, что низкая степень концентрации имеет место в производстве электрооборудования, пищевых продуктов, а также в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов. Высокая степень концентрации характерна в производстве изделий из кожи и обуви, в обработке древесины и производстве изделий из дерева, в производстве кокса и нефтепродуктов, в текстильном и металлургическом производстве. Средняя степень концентрации производства за анализируемый период наблюдается в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности, производстве резиновых и пластмассовых изделий, в производстве машин и оборудования.
Основной выгодой, возникающей от агломерационного процесса, является проявление эффекта масштаба (или экономии масштаба) на различных стадиях жизненного цикла выпускаемой продукции, который зависит от специфики производства.
Интересный результаты дает совместный анализ коэффициентов Кругмана и эффективной концентрации по Праттену [6,с.17]. Согласно Праттену, промышленные группы, имеющие низкий эффект масштаба отличаются стабильной концентрацией, а в группах с высоким эффектом степень концентрации снижается. В промежуточном варианте она может вести себя по-разному. В группу секторов производства с высоким уровнем эффекта масштаба вошли следующие виды производства:
— отдельные сферы машиностроения (наиболее высокий эффект масштаба проявляется в автомобильной промышленности, как на стадии производства, так и на стадии продвижения); химической промышленности (на стадии производства, а в фармацевтике и на стадии НИОКР); целлюлозно-бумажной промышленности, полиграфической и издательской деятельности, металлургии и т. п.
В группу отраслей со средним уровнем проявления эффекта масштаба были отнесены: практически все виды пищевого производства, за исключением производства табака, (по классификации Праттена имеет низкий эффект масштаба); отдельные виды производства неметаллических минеральных продуктов (как исключение цемент и листовое стекло имеют высокий эффект масштаба); текстильное производство (за исключением товаров с длинным производственным циклом); производство резиновых и пластмассовых изделий.
В группу секторов производства с низким уровнем эффекта масштаба вошли производство обуви, мебели; производство изделий из кожи, табака; строительство и ремонт судов; производство мотоциклов и велосипедов, обработка древесины и производство изделий из дерева и т. д.
Результаты совместного анализа индексов П. Кругмана и классификации Праттена представлены в таблице 4.
В красных клетках представлено полное несовпадение фактической ситуации с эффективной. Желтые клетки представляют сочетания, которые требуют снижения или повышения фактической концентрации. В зеленых клетках представлены совпадения фактической и эффективной концентраций. Предпочтительная степень концентрации, находиться в расположенной по горизонтали зеленой клетке.
В соответствии с приведенной классификацией, можно сделать следующие выводы:
— наблюдаемая высокая степень концентрации среди регионов ЦФО в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви, в обработке древесины и производстве изделий из дерева нецелесообразна, так как в данных видах производства низкое проявление эффекта масштаба;
Таблица 4
Соотнесение фактической концентрации и эффективной концентрации Праттена отраслей обрабатывающей промышленности ЦФО
— высокая концентрация в производстве кокса и нефтепродуктов, металлургическом производстве является эффективной;
— в текстильном производстве имеется средний уровень проявления эффекта масштаба и высока концентрация в ЦФО. Данный вид производства обрабатывающий промышленности, можно подвергнуть средней степени диверсификации;
— средняя степень концентрации в целлюлозно-бумажном производстве и в производстве машин и оборудования не позволяет сократить издержки производства до максимально возможного уровня, т.к. эффект масштаба в данных отраслях производства проявляется в полной мере при высокой степени концентрации;
— в производстве резиновых и пластмассовых изделий для изменения среднего уровень концентрации, согласно используемой классификации, нет объективных причин;
— в производстве электрооборудования, пищевых продуктов, а также в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов целесообразнее увеличить производственную концентрацию до среднего уровня, тогда проявится в должной мере эффект масштаба.
Список литературы:
- Апраушева Н.Н. Новый подход к обнаружению кластеров: научное издание / А.Н. Апраушева. – М: ВЦРАН, 1993. – 632 с.
- Лапо В.Ф. Моделирование эффектов в пространственной концентрации производства. Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра экон. наук. Красноярск, 2006.
- Портер, М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. / М.Э. Портер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 608 с.
- Рубинштейн Е.И. Этархическая система управления в межотраслевом кластере /Е.И. Рубинштейн, В.А. Наумов // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 2(41). –23 с
- OECD Reviews of Regional Innovation: Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches. – Paris: OECD Publishing, 2007. – 296 p.
- Pratten C. A Survey of the Economies of Scale. Сommission of the European Communities, Research on the «Cost of non-Europe»// Volume. 2: Studies on the Economics of Integration, Luxembourg, 2009.
- Wandel C. Industry Agglomerations and Regional Development in Hungary // Economic Process during European Integration. Peter Lang. Hamburg, Univ. Diss., 2009.[schema type=»book» name=»КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ» description=»Цель работы – разработка методики идентификации кластеров и оценка перспектив региональной кластерной политики. В качестве методического аппарата исследования использованы индексы концентрации экономической активности Херфиндаля – Хиршмана, индекс Джини (с построением кривой Лоренца), индекс концентрации П. Кругмана. Выделены критерии, позволяющие определить кластерные группы. Проведена классификация кластерных групп по РФ и оценка их эффективности. По результатам анализа сделаны выводы о целесообразности развития существующих в ЦФО кластеров. » author=»Недоступенко Галина Александровна, Бельская Екатерина Георгиевна, М.А. Алленых» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]