Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность [1, с. 159].

КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Рисунок 1. Классификация инноваций

 

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

Общая классификация инноваций

  1. Значимость (совершенствующие, псевдоинновации);
  2. Направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
  3. Место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
  4. Глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
  5. Разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
  6. Масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
  7. Характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
  8. Степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
  9. Причина возникновения (реактивные, стратегические);
  10. Область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).
  11. По значимостиразличают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники.

Эволюция инновационных стратегий и инновационного бизнеса согласно концепции К. Кристенсена предполагает периодическую смену «подрывных» и поддерживающих технологических инноваций и их приложений — инновационных продуктов и услуг.

«Подрывные» технологии — те, которые идут на смену устоявшимся и развитым технологиям. Они ведут с собой новые продукты и новые услуги, которые сменяют прежние. «Подрывные» инновации, стратегии постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес [2, c. 241].

Г. Менш выделил базисные, улучшающие инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков) и «псевдоинновации» — мнимые нововведения (улучшают качество, свойства предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса).

Российский исследователь Ю.В. Яковец развил взгляды Г. Менша и предлагает выделять следующие виды инноваций:

  • Базисные инновации, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике.
  • Улучшающие инновации, предусматривающие реализацию изобретений среднего уровня и служащие базой для создания новых моделей и модификацией данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными.
  • Микроинновации, улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений.

В свете этого следует отметить, что рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. К их числу могут быть отнесены подходы П.Н. Завлина и А.В. Васильева, В.В. Горшкова и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткина, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, С.Д. Ильенковой [3, c. 256].

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций. внимание сосредоточено на рассмотрении исключительно технологических нововведений, при этом используется единственный критерий классификации, в роли которого выступает степень радикальности инновации.

Таблица 1.

Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
Область применения Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.
Этапы НТП, результатом которых стала инновация Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
Степень интенсивности «Бум», равномерная, слабая, массовая
Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
Результативность Высокая, низкая, средняя
Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

Таблица 2

Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой

Классификационный признак Вид инновации Содержание инновации
1. Структурная характеристика инновации Инновации на «входе» в предприятие Целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов
Инновации на «выходе» из предприятия Целевые качественные или количественные изменения
Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов Целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения
2. Целевые изменения Технологические Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения
Производственные Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц
Экономические Изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов,
Социальные Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений
Инновации в области управления Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации

По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Иные признаки положены в классификацию инноваций Э.А. Уткиным,  Н.И. Морозовой [4, c. 68]. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.

Таблица 3

Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой

Классификационный признак Вид инновации Содержание инновации
 Причина возникновения Реактивные Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке
Стратегические Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе
Предмет и сфера приложения Продуктовые Новые продукты и услуги
Рыночные Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках
Инновации-процессы Технология, организация производства и управленческие процессы
Характер удовлетворяемых потребностей Ориентирование на существующие потребности Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично
Ориентирование на формирование новых потребностей Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.

Подход С.Д. Ильенковой к классификации инноваций определенным образом перекликается с рассмотренными подходами Г. Менша и Ю.В. Яковца.

Это связано с тем, что С.Д. Ильенкова в качестве одного из критериев своей классификации обозначает глубину вносимых изменений и выделяет радикальные (базовые), улучшающие и модификационные инновации Основное же отличие классификации инноваций по С.Д. Ильенковой от подходов Г. Менша и Ю.В. Яковца заключается в том, что обозначенная классификация является многокритериальной и предусматривает выделение групп прогрессивных нововведений не только исходя из глубины вносимых изменений, но также и с точки зрения таких критериев, как технологические параметры, новизна, место на предприятии и сфера деятельности.

Кроме того, следует отметить тот факт, что место на предприятии как классификационный признак в рамках подхода С.Д. Ильенковой фактически аналогично по смыслу структурной характеристике инноваций, выделяемой в качестве критерия классификации В.В. Горшковым и Е.А. Кретовой.

Таблица 4

Классификация инноваций по С.Д. Ильенковой

Классификационный признак

Виды инноваций

Технологические параметры Продуктовые, процессные
Новизна Новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для предприятия
Место на предприятии Инновации на «входе», инновации на «выходе», инновации системной структуры
Глубина вносимых изменений Радикальные (базовые), улучшающие, модификационные
Сфера деятельности Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления

И.Т. Балабанов в качестве системы классификационных признаков выделяет следующие [5, c. 102]:

  • целевой признак — дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени
  • внешний признак — указывает на форму реализации инновации
  • структурный признак — определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства.

Таблица 5

Классификация инноваций по И.Т. Балабанову

Классификационный признак

Виды инноваций

Целевой признак Кризисные инновации, инновации развития
Внешний признак Инновации в форме продукта и в форме операции
Структурный признак Производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие

Классификация по И.Т. Балабанову предполагает общие особенности и делит их на ряд признаков: целевой, внешний, структурный.

Таблица 6

Классификация инноваций по А.И. Пригожину [6, c. 104]

Классификационный признак Вид инновации
 По распространенности Единичные и диффузные
По месту в производственном цикле Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые
По преемственности Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения
По охвату ожидаемой доли рынка Локальные, системные, стратегические.
По инновационному потенциалу и степени новизны Радикальные, комбинаторные, совершенствующие

По Пригожину классификация инноваций определена рядом ограничений классификационного признака. А.И. Пригожин предлагает следующую классификацию инноваций.

Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения. В свою очередь, необходимо для осуществления адекватной поддержки со стороны государства внедрения инноваций на предприятиях страны.

Список литературы:

  1. Гонаренко О. И. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник для вузов; Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова .— М. : КНОРУС, 2011 .— С. 159
  2. Шеремет А.Д. Теория инновационной экономики: учебник — М.: Эксмо, 2013 – С. 241
  3. Агарков С.А. Инновационное развитие экономики России. Учебное пособие. М.: Академия естествознания 2011 – С. 256
  4. Гонаренко О. И. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник для вузов; Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова .— М. : КНОРУС, 2011 .— С. 68
  5. Балабанов И. Т.Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. -2-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика. 2010 – С. 102
  6. Фатхутдинов Р.А. Инновационныйменеджмент: учебник – СП.: Питер, 2010 – С. 104.[schema type=»book» name=»КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ» description=»Статья посвящена распределению инноваций по определенным критериям, формированию классификации инноваций.» author=»Кузин Николай Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found