В развитых странах мировой экономике АПК уделяется большое внимание и существуют различные меры и формы государственной поддержки. Государственная поддержка аграрной сферы в развитых зарубежных странах основана на сочетании экономических и административных методов управления.
Административные методы включают государственные программы, директивное планирование, инструменты внешнеторговой политики и они направлены на повышение эффективности государственного регулирования агросферы.
Экономические методы подразделяются на:
-прямые;
-косвенные.
К мерам прямого государственного воздействия относятся инстру менты финансово-бюджетной политики, финансирование НИОКР, образования и повышение квалификации в сельской местности.
К косвенным мерам государственного регулирования сельского хо-зяйства относятся:
- Инструменты ценовой политики (госзакупки, гарантированные закупочные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции).
- Инструменты налоговой политики – льготный режим налогооб-ложения (преференции).
- Инструменты финансово-кредитной политики (льготное креди-тование, компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов.
- Инструменты внешнеторговой политики
Основные меры и формы государственной помощи зарубежных стран представлены на рисунке 1.
Среди рассмотренных мер превалируют меры косвенного государственного регулирования. Заслуживающим вниманием является опыт зарубежных стран, в которых сельское хозяйство относится к приоритетным отраслям экономики, и исходя из этого государство в том или ином виде субсидирует сельскохозяйственное производство. Для развитых стран существует стандарт и величина субсидий определяется климатическими условиями, при этом южные страны субсидируют 10-100 долл./га и менее, в то время как северные страны Швеция — 800 долл/ га. Финляндия — 1600 долл/га, Норвегия — 3500 долл/га. [1].
Рисунок 1- Основные меры и формы государственной помощи зарубежных стран
В развитых странах таких, как члены ЕС, Японии и другие государство регулярно оказывает поддержку сельскому хозяйству [ 2].
Государственную поддержку АПК ЕС можно разделить на две группы:
— защита рынков и развитие сельских территорий;
— развитие сельскохозяйственного производства и домашних хозяйств населения.
В 2009 г. в странах ЕС на аграрный маркетинг было направлено более 42 млрд. евро, в том числе 3,13 млрд. евро на защиту рынков. Более 39 млрд. евро составили мероприятия по прямой поддержке аграрного маркетинга. Все мероприятия на развитие аграрного маркетинга финансируются из бюджета Евросоюза.
В настоящее время лидирующие позиции по производству и потреблению сельскохозяйственной продукции в мире заняли США и ЕС. Они обеспечивают более половины мирового экспорта продукции аграрного сектора [ 3 ].
Рассмотрим более подробно опыт проведения государственной политики в сельском хозяйстве в США.
Основными целями аграрной политики США являются увеличение уровня производства высококачественной сельскохозяйственной продукции, поддержка сельхозтоваропроизводителей как на внутреннем, так и за его пределами, обеспечение сбалансированности питания населения страны [ 4 ].
Важный элемент современной производственной структуры аграрного сектора американской экономики составляют агропромышленные формирования, которые явились результатом развития агропромышленной интеграции. Различают два основных типа промышленной интеграции – вертикальная интеграция и контрактация, которые обуславливают создание двух основных моделей агропромышленных формирований – вертикально-интегрированных и контрактных. Вертикальная интеграция – это комбинирование двух и более стадий процесса производства и сбыта продукта в рамках одной собственности.
Преобладающей в системе агропромышленной интеграции США является контрактная форма АПО. Условно все контракты между фермами, с одной стороны промышленными и торговыми фирмами, с другой – подразделяются на производственные и сбытовые. Производственные контракты регламентируют условия производства и заключаются до начала производственного цикла. Участие контрактора в сельскохозяйственном производстве варьируется от требования осуществления периодического надзора за выполнением условий договора до детальной специфики агротехники при жестком контроле со стороны промышленного капитала. Условия контракта часто обязывают контрактора поставлять средства производства, а иногда и предоставляют ему право собственности на производимую продукцию. Производственные контракты часто оговаривают условия сбыта продукции относительно цены, методов оплаты и условий поставки [5].
Сбытовые контракты в отличие от производственных обеспечивают только реализацию продукции. Они не предполагают участие контрактора в производственном процессе.
Особое место в производственной и организационной структуре сельского хозяйства США занимаю кооперативы. Функциями кооперативов является сбыт сельскохозяйственной продукции, включающий операции по уборке, хранению, сушке, переработке, перевозке и реализации; производство, продажа и доставка фермерам средств производства и материалов; оказание финансовых услуг.
По пути концентрации фермерских хозяйств и предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, за счет сокращения их числа и увеличения размеров и расширения мощностей по переработке сырье пошли и многие восточноевропейские страны. Только с укрупнением эти предприятия выдерживают конкуренцию. Государства всячески поощряют кооперацию за счет множества различных субсидий. Вся система ценообразования, по существу, регулируется косвенно посредством налогов, льгот, премий, санкций, штрафов и т.д. В ценообразовании самое активное внимание принимают предприятия, широко используя действующие экономические рычаги.
Опыт США по субсидированию сельского хозяйства заслуживает особого внимание. Расходы государственного бюджета на АПК зависят от экономической ситуации в стране. Так, в периоды кризиса расходы резко возрастают, а в периоды стабильного развития, уровень субсидий значительно снижается. Средства бюджета направляются на субсидирование таких программ, как исследования в области сельского хозяйства, маркетинговые службы и предоставление информации о ценах на рынках, кредитование, консервирование земель, дальнейшее их использование, компенсационные платежи, поддержка сельскохозяйственных кооперативов по снабжению и сбыту, продовольственное субсидирование, субсидии на экспорт, продовольственная помощь, в т.ч. на международном уровне.
В современном НТП приоритетное место отдано наукоемким технологиям — биотехнологии и информатике, которые будут определять развитие сельского хозяйства в XXI веке, поскольку способны повысить конкурентоспособность товаров на мировом рынке, минимизировать отрицательные экологические последствия химизации (массового применения удобрений и пестицидов).
Спрос на национальном рынке формируется под влиянием структуры личного потребления, которая является производной отуровня денежных доходов населения и демографического фактора, в частности, среднегодовых темпов прироста населения. Рост денежных доходов населения, изменения в структуре его занятости, а также потребительские предпочтения (все большее число американцев и европейцев придерживается здорового образа жизни) повлекли за собой рационализацию структуры питания, в частности, рост потребления нежирных сортов мяса, особенно птичьего, растительных масел, свежих фруктов и овощей при снижении потребления говядины, животных жиров, яиц, сахара.
Несмотря на трудности, связанные с перестройкой мирового хозяйства, можно считать, что США смогут укрепитьсвои позиции крупнейшего в мире экспортера сельскохозяйственной продукции, поскольку имеют более низкие издержки ее производства посравнению с другими странами. Изменится товарная структура экспорта — стабилизируется вывоз пшеницы и сои, возрастет экспорт мясаи фруктов. В перспективепозиции США на мировом рынке сельскохозяйственных товаров практически будут определяться развитием аграрной науки. По-прежнему основными торговыми партнерами США останутся Япония, Канада и Мексика. Хотя производственный потенциал американского сельского хозяйства велик, некоторая неопределенность в отношении экспортных рынков (особенно Китая и государств СНГ) будет несколько сдерживать рост сельскохозяйственного производства.
В США господдержка сельского хозяйства осуществляется следующим образом. Определяется отрасль, которая в первую очередь нуждается в поддержке государства, а также объем необходимой помощи Произведенная продукция закупается по довольно высоким ценам для того, чтобы у ее производителен был стимул работать с наименьшим числом людей и с наименьшими затратами Далее определяются малообеспеченные группы населения, которым выдаются талоны на приобретение определенных видов продукции в специальных магазинах Таким образом, в США решаются сразу две задачи поддерживается сельское хозяйство и малообеспеченные слои населения.
Государственное регулирование цен на аграрную продукцию на сравнительно высоком уровне как в США, так и в ЕЭС в течение длительного времени способствует ускоренному росту производства .Однако не все задачи государственного регулирования удается решить с помощью цен .Цены обеспечивают доход лишь при средних и благоприятных условиях производства. Поэтому, помимо цен, в западных странах все более широко используют механизм прямых платежей, надбавок, не связанных с ценой или количеством продукции. Они выплачиваются на члена семьи, на гектар посева, на голову скота и в целом на хозяйство.
Рассмотрим более подробно аграрную политику Европейского Союза.
Аграрная политика Европейского Союза является примером наиболее успешной модели становления и развития аграрной экономики. Западноевропейское сельское хозяйство, преодолев за короткий срок послевоенную разруху, превратилось в крупнейшего производителя продовольствия с огромным экспортным потенциалом. Все это стало возможным благодаря эффективно разработанной аграрной политики, обладающей унифицированными для всех стран Союза инструментами. На наш взгляд изучение структуры западноевропейского сельского хозяйства, этапов формирования и развития аграрной политики в ЕС особенно актуально не только для казахстанских условий, но и в рамках попыток создания единого рынка продовольствия на территории СНГ.
Аграрный сектор ЕС является основным приоритетом и экономический механизм Единой аграрной политики Евросоюза постоянно совершенствуется с учетом замечаний и предложений всемирных организаций [6]. Единая аграрная политика (ЕАП) проводится с 1962 г. и финансируется через Европейский фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства (EAGGF), который действует с июля 1964 г. ЕАП направлена на регулирование рынков, обеспечение экономического роста в странах-членах ЕС и развитие агропромышленного производства.
Единая аграрная политика (ЕАП) объединяет страны с разным уровнем экономического развития. Главным орудием защиты национальных производителей в рамках ЕАП являются нетарифные ограничения.
В основе ЕАП лежат следующие принципы [7]:
− единство внутреннего рынка ЕС, что предполагает свободное перемещение сельхозтоваров без каких-либо ограничений, действие единых цен на идентичные сельскохозяйственные товары, систематизацию санитарно- гигиенических и ветеринарных норм, соблюдение принципа свободной конкуренции;
− приоритет товаров производства ЕС, что закрепляется в таможенной политике;
− финансовая солидарность государств-членов предусматривает, что издержки, связанные с реализацией ЕАП, оплачиваются всеми членами ЕС. Действующая структура ЕАП представлена двумя финансовыми блоками [8]: 1) содержит инструменты, предназначенные для регулирования рынка (интервенционные закупки, система производственных квот и т.д.), и прямые платежи, которые обеспечивают поддержку и стабилизацию доходов производителей.
2) предполагает наличие программы с общим финансовым администрированием и контролем.
Новый курс ЕАП начнется с 2014 г., что вызвано появлением современных финансовых рамок для затрат ЕС, и может быть ориентирован как на эволюционное, так и революционное ее развитие. В процессе переговоров по содержанию ЕАП с 2013 г. Федеральное правительство выступает за продолжение следования по пути усиления рыночной ориентации данной политики, за повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, а также устойчивое производство с рациональным использованием природных ресурсов. В рамках разрабатываемой ЕАП предусмотрен ряд изменений, позволяющих усовершенствовать действующую политику [8].
- Стимулирование эффективного использования ресурсов и переход к устойчивой к климатическим изменениям экономике сельского хозяйства.
- Содействие передаче знаний и инноваций в сельском хозяйстве.
- Повышение конкурентоспособности всех видов хозяйствования.
- Содействие организации продовольственной цепи поставок и управления рисков в сельском хозяйстве.
- Восстановление, сохранение и укрепление экосистем, зависящих от сельского хозяйства.
- Содействие социальной интеграции, сокращению бедности и экономическому развитию сельских районов. Обеспечение разработанных направлений, по мнению Европейкой комиссии, связано с существенным изменением ряда инструментов ЕАП без заметного сокращения расходов бюджета ЕС на ее реализацию. Бюджетное финансирование по «классическим» направлениям и инструментам ЕАП на 2014-2020 гг. в текущих ценах составит около 420 млрд. евро, т.е. превысит его размер на 2007-2013 гг. Свыше 75% составят расходы в рамках предоставления прямых субсидий и рыночные меры, 24% — с расходы в рамках развития села [9]. Кроме того, в будущую «финансовую семилетку» ЕС предлагается ввести дополнительные направления и формы организации расходов на ЕАП, отвечающие новым условиям внутри ЕС и в мировой экономике. Для оказания продовольственной помощи нуждающимся гражданам ЕС намечены выплаты из Европейского социального фонда в размере около 3 млрд. евро. Примерно 2,5 млрд. евро предлагается затратить на обеспечение безопасности продуктов питания. Намечено создать резерв для противодействия кризисам на внутреннем рынке (около 4 млрд. евро), добавить «сельскохозяйственную часть» (около 3 млрд. евро) в Фонд ЕС по адаптации к глобализации. Финансирование жестко состыковано с главными направлениями реформирования ЕАП. В отношении прямых субсидий с 2014 г. намечено кардинальное изменение модели поддержки фермеров, привязывающее ее размер к площади используемых ими сельскохозяйственных земель с учетом производства как сельхозпродукции, так и «общественных благ» (экологических, ландшафтных и других общественно полезных эффектов). В 2019 г. все страны окончательно перейдут с прежнего «исторически обусловленного» способа расчета субсидий (невыгодного для новых стран ЕС) на унифицированные погектарные выплаты для обеспечения «справедливого распределения» помощи между фермерами, регионами и странами. Верхним пределом прямых субсидий становятся 300 тыс. евро [10]. Впервые в особый пакет выделены меры по развитию исследований и инноваций в сельском хозяйстве (примерно 5 млрд. евро). Намечено удвоить объем агрономических исследований за 2014-2020 гг., опираясь на упомянутое особое финансирование в рамках рамочной научно-исследовательской программы ЕС. Для лучшей координации финансирования из Европейского сельскохозяйственного фонда развития села и других структурных фондов ЕС намечено создание «Европейского партнерства для инноваций в производительность и сельскохозяйственную устойчивость». Адаптация накопленных в ЕС знаний и практических навыков в области организационно-экономических аспектов реализации Единой аграрной политики к российским условиям, на наш взгляд, позволит выстроить собственную систему комплексных мер устойчивого развития сельского хозяйства.
Таким образом, изучение механизмов единой аграрной политики ЕС способствует поиску эффективных направлений формирования казахстанской концепции аграрной политики в соответствии с требованиями ВТО и спецификой рыночного хозяйства, трудно входящего в быстро интегрирующуюся и глобализирующуюся мировую экономику.
Список использованной литературы:
- Бернякова Е.В. Международный опыт государственной помощи сельскому хозяйству.// Вестник Удмуртского университета.-2011-№10.с.10-15.
- Постникова Л.В.,Прокофьева Н.В. Учетно-аналитическое обеспечение государственной помощи в сельскохозяйственных организациях в условиях экономичекой интеграции: монография. — МСХА, 2011.-160с.
- Колесник И.А. Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом //Вестник Красноярского государственного аграрного университета – 2012.-№6. – С.306-309.
- Папцов А.Г., Козлова С.В. Стратегический план поддержки сельского хозяйства США // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2009.-№6.- С.75-77.
- Holwerda D., P.T. Voskuil, Ministry of Economic Affairs, Agriculture and Innovation, P.O. Box 20401, 2500 EK The Hague, The Netherlands www.rijksoverheid.nl/ministeries/eleni
- Общая аграрная политика Евросоюза до 2020г. // Экономика сельского хозяйства России. – 2011. – № 2. – С. 68-73
- Сельское хозяйство России на перепутье // Экономика сельского хозяйства России. – 2010. – № 8. – С. 84-85.
- Юркенайте, Н. Реформа единой аграрной политики Европейского союза на период после 2013 года // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2012. – № 3. – С. 26-30.
- Европейский Союз: факты и комментарии / отв. ред. Борко Ю.А. / Ассоциация европейских исследований. – 2012. – Выпуск 66. – С. 15-20 // Режим доступа:
- https://www.edcaes.ru.[schema type=»book» name=»ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК» description=»В статье рассматриваются различные меры и формы государственной поддержки АПК в развитых странах, а также изложены принципы функционирования аграрной политики Евросоюза, направления ее совершенствования, особенности Единой аграрной политики.» author=»Кенжебаева Зере Сагындыковна, Примжарова Кальяш Куанышевна, Беймбетова Айгуль Естемисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]