Актуальность исследования развития страхового рынка обуславливается тем, что в благоприятные годы 2004-2007 гг. и в настоящее кризисное время не достаточно акцентируется внимание на соотношение основных сфер корпоративного и розничного страхования, в том числе автострахования, их динамику в разные периоды функционирования рынка и оценку вклада основных сегментов на его рост и устойчивость. Необходимость исследования автострахования, как ключевого сегмента розничного страхования, возрастает и при решении задач по выявлению стратегических факторов всего страхового рынка в соответствии с разработанной Минфином РФ Стратегией его развития до 2020 г.
Автострахование как одно из ведущих сфер характеризуется значительным вкладом в развитие страхового рынка России. Так, на его долю приходится 38-40% совокупных премий страхового рынка (без ОМС). Автострахование занимает лидирующее положение на рынке страхования имущества и гражданской ответственности [3, с. 269]. Удельный вес премий только по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) составляет в 2015 г. 21,4% от объема совокупных премий [1].
В 2011-2012 гг. наблюдалось активное развитие российского страхового рынка с темпами роста 119,5% и 123,2%. Впоследствии волатильность курса рубля, введение и расширение санкционного режима против России, а также ухудшение условий на банковском рынке привели к неблагоприятным макроэкономическим условиям функционирования страховых компаний. После активного роста страхового рынка в 2011-2012 гг., в 2014-2015 гг. рынок в целом резко замедлил свое развитие — темпы роста совокупных страховых премий составили соответственно 109,2% и 103,3%. Объем рынка в 2015 г. был равен 1 024 млрд. руб. и характеризовался самой низкой динамикой за последние 6 лет (после 2009 г.) [1].
На этом фоне рынок автострахования демонстрировал наиболее высокие показатели развития, что положительно повлияло на общую динамику всего национального рынка страхования. Так, темпы роста рынка автострахования составили: в 2014 г. – 106,3% и в 2015 г. – 110,1% (табл. 1). Страховые премии в целом по рынку автострахования возросли в 2014 г. до объема 376 541,1 млн. руб. и в 2015 г. — до 412 318,7 млн. руб. В 2016 г. в течение 9 месяцев объем премий также повысился и составил 303452,8 млн. руб. (табл. 1).
Таблица 1
Динамика развития рынка автострахования в России
за период 2013-2016 гг. [1, 2]
Виды страхования | Начисленные страховые премии,
млн. руб. |
Страховые премии, в % к предыд. г. | ||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016
(9 мес.) |
2014 | 2015 | |
Страхование автотранспорт-ных средств, добровольное (КАСКО) | 212306,9 | 218554,4 | 187237,3 | 125661,9 | 102,9 | 85,7 |
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) | 134248,0 | 150917,8 | 218693,1 | 173091,6 | 112,6 | 124,1 |
Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО) | 7 675,3 | 7 068,9 | 6 388,3 | 4 699,3 | 92,0 | 90,0 |
Итого по рынку автострахования | 354230,2 | 376541,1 | 412318,7 | 303452,8 | 106,3 | 109,5 |
Наиболее высокие темпы роста наблюдаются по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО). Рост продаж по нему составил: в 2015г. – 124,1% по сравнению с предыдущим годом и в 2014 г. — 112,6% (табл. 1). При этом на него приходится наиболее весомая доля рынка автострахования: в 2015 г. – 53,0% и в 2016 г. – 57,0%. Хотя в предыдущие годы на рынке превалировало автоКАСКО, на его долю приходилось 58-60% собранных премий по автострахованию. В то же время количество заключенных договоров ОСАГО сократилось в 2015 г. на 7,3% или на 3,1 млн. договоров и в результате их общее число заключенных договоров оказалось ниже показателя 2012 г.
Добровольные виды автострахования в последние 3 года характеризуются понижающей динамикой, что отражает общую тенденцию сокращения рынка добровольного страхования в стране. Так, по автоКАСКО страховые премии в 2015 г. уменьшились на 31 317,1 млн. руб. или на 14,3% (табл. 1), количество заключенных договоров сократилось на 26,9% или 1,4 млн. договоров. С физическими лицами уменьшение договоров составило 29,2% и с юридическими лицами – 13,6%.
Снижаются объемы и по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО): в 2014 г. – на 8% по сравнению с предыдущим годом и в 2015 г. – на 10,0% (табл. 1). Это связано и с тем, что в апреле 2015 г. на законодательном уровне были значительно увеличены суммы страховых выплат, а именно: в случае причинения вреда здоровью и жизни пострадавших — со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб., а за причинение вреда имуществу — со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб., В результате снизились объемы премий по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и в 2015 г. они составили 6 388,3 млн. руб., что на 10,0% ниже по сравнению с предыдущим годом и в 2014 г. – на 8,0% (табл. 1).
Падение объема продаж новых автомобилей в России привело к существенному замедлению роста рынка страхования средств наземного транспорта: увеличение на 2,5% в 2014 г. по сравнению с 2013 г., тогда как в 2013 г. прирост составлял 8,0% по сравнению с предыдущим годом, т.е. сокращение рынка — более чем в 3 раза. В сегменте страхования средств наземного транспорта средняя выплата увеличилась на 7 тыс. руб. или 14,0% и составила 56,8 тыс. руб. [1].
Общая сумма страховых премий по ОСАГО в 2014 г. возросла до 150,9 млрд. руб., что на 11,9% выше суммы 2013 г. (табл. 1). Несмотря на увеличение базовых тарифных ставок в октябре 2014 г., заметного ускорения роста страховых премий по ОСАГО не наблюдалось. Средняя премия по ОСАГО за год выросла на 0,4 тыс. руб. (до 3,5 тыс. рублей), средняя страховая выплата ― на 6,1 тыс. руб. (до 34,8 тыс. руб.).
Рост реальной убыточности ОСАГО в 2014 г. был вызван увеличением выплат, осуществляемых страховщиками по суду, что в свою очередь связано напрямую с активизацией деятельности «автоюристов». Повсеместное распространение получили и процедуры переуступки пострадавшими прав требования к виновникам ДТП юридическим компаниям, что также повлияло на рост убыточности ОСАГО. Данная тенденция сохранилась и в 2015-2016 гг.
Следует отметить, что слабая законодательная база в данной области дает неоправданную возможность активизироваться «автоюристам» для увеличения страховых выплат, практически не относящихся к страховым случаям. Так, в соответствии с Законом о защите прав потребителей у «автоюристов» появляется возможность за счет штрафов получать по суду от страховых компаний суммы, в несколько раз превышающие реально нанесенные ущербы. В результате, если в 2013 г. коэффициент выплат по ОСАГО превышал 70% в 13-ти регионах РФ, то в 2015 г. — уже в 15-ти регионах [1].
В 2015-2016 гг. для выживания в условиях стагнации и кризиса основные игроки рынка автострахования сменили стратегию — их ключевой целью стало сохранение рентабельности собственных средств, а не рост объемов страховых премий. В связи с этим страховщики сократили свое присутствие в наиболее убыточных регионах по ОСАГО и пересмотрели тарифную политику в сегменте автоКАСКО.
В таких негативных условиях развития для поддержания рентабельности бизнеса автостраховщики активно сокращают расходы на ведение дела, среднее значение показателя у страховщиков опустилось до 40-43% (-0,6 п.п.).
Повышение тарифов по обязательному автострахованию позволило рынку избежать ухудшающего сценария — предотвратило уход с рынка многих надежных страховых компаний и рост числа страховщиков, работающих «с колес». При этом намного улучшилось качество урегулирования убытков, возросли выплаты потерпевшим лицам, сокращаются переплаты за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов. Приняты и другие законодательные меры, направленные на защиту интересов и прав страхователей: значительно увеличены страховые суммы, введена единая методика оценки ущерба, уменьшен допустимый процент износа, установлен досудебный порядок урегулирования.
Анализ динамики коэффициента выплат по рынку автострахования в России также свидетельствует о неустойчивой динамики и разнонаправленности воздействия основных факторов на его развитие (табл. 2). Так, до 2015 г. наблюдалось его повышение до уровня 71,1%, а в последние два года, наоборот, — ощутимое падение до уровня 65,7% по итогам 9 месяцев 2016 г. (табл. 2). Это вызвано следующими изменениями коэффициента выплат по автоКАСКО: ростом в 2014 г. на 5,2 п.п. и снижением в 2015 г. на 1,7 п.п. и в 2016 г. – на 16,3 п.п. до уровня 60,6% (табл. 2).
Таблица 2
Динамика коэффициента выплат по рынку автострахования в России
за период 2013-2016 г. [1, 2]
Виды страхования | Коэффициент выплат, % | Измен-е коэф-та,
+ ; — |
|||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016
(9 мес.) |
2014 | 2015 | 2016 | |
Страхование автотранспорт-ных средств, добровольное (КАСКО) | 73,4 | 78,6 | 76,9 | 60,6 | +5,2 | -1,7 | -16,3 |
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) | 57,6 | 59,8 | 56,5 | 69,4 | +2,2 | -3,3 | +12,9 |
Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО) | 52,1 | 80,6 | 90,2 | 60,8 | +28,5 | +9,6 | -29,4 |
Итого по рынку автострахования | 66,9 | 71,1 | 66,3 | 65,7 | +4,2 | -4,8 | -0,6 |
По ОСАГО отмечается обратная ситуация – неожиданное повышение коэффициента в 2016 г. до 69,4% или на 12,9 п.п. по сравнению с предыдущим годом (табл. 2), что дает обоснование спрогнозировать такой же высокий годовой его уровень. Это связано помимо объективных факторов риска с тем, что по данному виду страхования с апреля 2015 г. законодательно увеличились суммы страховых выплат.
Поскольку вид ДСАГО является дополнением к обязательному виду ОСАГО, то такие обстоятельства обусловили снижение выплат по ДСАГО и соответствующее уменьшение коэффициента выплат. Так, в 2016 г. коэффициент по нему составил 60,8% и наблюдалось существенное его снижение – на 29,4 п.п. по сравнению с предыдущим годом (табл. 2), что свидетельствует о реальной заинтересованности страхователей в приобретении полиса по данному виду риска. В предыдущие годы (до 2015 г.) низкие коэффициенты выплат по ОСАГО компенсировались более высокими его значениями по ДСАГО: в 2014 г. – 80,6% и в 2015 г. – 90,2% (табл. 2).
В 2015 г. общий размер страховых выплат по рынку автострахования составил 273 311,6 млн. руб. или 102,0% по сравнению с предыдущим годом. В 2014 г., соответственно 267 776,7 млн. руб. или 115,0% по сравнению с 2013 г.
В ходе анализа российского рынка автострахования выявлено снижение спроса на новые договоры вследствие их удорожания (по всем видам), что в свою очередь обусловлено падением продаж новых автомобилей и уменьшением выданных автокредитов. Повышение в последние два года объемов по автострахованию за счет выбора автовладельцами усеченных программ автоКАСКО и полисов с франшизой, которые по стоимости более дешевые, не смогло обеспечить тенденцию финансового перевеса в пользу роста всего рынка автострахования. В целом сегмент добровольного автострахования продемонстрировал в 2015 г. падение на 12,2%, тогда как сегмент обязательного автострахования показал рост на 24,1% по сравнению с предыдущим периодом.
Вывод: структура и динамика развития рынка автострахования в России характеризуются неустойчивостью с выявленной тенденцией влияния на его колебания сегмента обязательного автострахования, в котором возрастает реальная убыточность и активизируются меры по ее снижению. Динамика и структура сегмента добровольного автострахования отражают общую тенденцию потребительского спроса на авторынке и рынке автокредитования, имея при этом внутренние факторы развития по усеченным программам и внедрению системы франшиз.
Список литературы:
- Данные Банка России по финансовым рынкам «Статистические данные по итогам деятельности страховщиков за 2013-2015 гг.» — таблицы 1, 7, 16. URL: (дата обращения: 25.12.2016).
- Сведения по страховым премиям и выплатам по договорам страхования, страховой сумме по заключенным и действовавшим договорам страхования и др. показателям за период январь-сентябрь 2016 года. URL: (дата обращения: 25.12.2016).
- Цыганов А.А., Сахирова Н.П. Институциональное развитие страхового рынка: теоретические и методологические аспекты. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. — 2013. — № 36. — С. 261-277.[schema type=»book» name=»ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ » description=»В статье представлен подробный анализ рынка автострахования в России за последние четыре года с позиций структурных его изменений, особенностей и тенденций развития. Выявлены позитивные и негативные факторы его функционирования с учетом последних законодательных изменений. Практическая ценность исследования заключается в определении потенциала российского рынка автострахования, его динамики и влияния на развитие страхования в стране.» author=»Эльдаров Эльдар Нариманович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.12.16_33(1)» ebook=»yes» ]