Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Государственная поддержка в развитии государственно-частного партнерства при реализации инвестиционно-строительных проектов



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Государственная поддержка в развитии государственно-частного партнерства при реализации инвестиционно-строительных проектов // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Особенности государственного регулирования государственно-частного партнерства состоят в расширении партнерских отношений между государственными и частными структурами в инфраструктурных отраслях и инновационной сфере. Такое сотрудничество предполагает совершенствование контрактного механизма, гарантий соблюдения сторонами своих обязательств, механизмов разделения рисков и распределения доходов. Государство предоставляет гарантии, бюджетные ассигнования (субсидии, гранты, средства под реализацию совместного проекта), преференции, налоговые льготы, а также осуществляет контроль за соблюдением обязанностей частного субъекта и условий выполнения им контракта. Распространение партнерских отношений происходит как в традиционных (добывающие отрасли, транспорт, газо-, водо- и энергоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство, наука, оборонная промышленность), так и новых (отрасли социальной инфраструктуры: дошкольное и вузовское образование, рекреационная, экологическая и информационная сфера) сферах инфраструктуры.

Основным признаком ГЧП является участие в кооперационной цепочке по созданию добавленной стоимости.

Процесс создания этой стоимости через различное сочетание этапов «проектирование – строительство (реконструкция) – владение (аренда) – эксплуатация (обслуживание) – передача» ориентируется на степень перераспределения задач и рисков между государственным и частным партнерами. При этом каждый партнер принимает на себя те задачи и ответственность, которые он может обеспечить с лучшим качеством и эффективностью. Это и есть синергетический потенциал партнерства.

Схемы создания добавленной стоимости могут быть различными и зависят от целей государства и частного бизнеса по поводу объекта инфраструктуры. Если по истечении срока партнерского соглашения между государством и частным инвестором последний обязан передать объект первому, актуальными будут следующие схемы:

BОT (Build – Оperаte – Trаnsfer / Строительство – Эксплуатация – Передача) – это наиболее часто использующаяся схема реализации государственно-частного партнерства в отраслях инфраструктуры, заключающаяся в том, что частный инвестор самостоятельно возводит объект и управляет им некоторый период времени, достаточный для окупаемости вложений и получения оговоренной нормы прибыли, после чего передает его в собственность государству (типичная схема концессионного соглашения);

RОT (Rehаbilitаte – Оperаte – Trаnsfer / Реконструкция – Эксплуатация – Передача) – схема, аналогичная BОT, указывающая на необходимость реконструкции объекта инфраструктуры вместо строительства нового;

BООT (Build – Оwn – Оperаte – Trаnsfer / Строительство – Владение – Эксплуатация – Передача) – схема, отличающаяся от BОT тем, что в период действия партнерского соглашения частная сторона приобретает право владения объектом инфраструктуры, который тем не менее по истечении срока соглашения передается государству;

BОMT (Build – Оperаte – Mаintаin – Trаnsfer / Строительство – Эксплуатация – Обслуживание – Передача) – схема, схожая со схемой BОT, акцентирующая внимание на необходимости обслуживания объекта инфраструктуры частным инвестором в течение срока, установленного соглашением;

DBОT (Design – Build – Оperаte – Trаnsfer / Проектирование – Строительство – Эксплуатация – Передача) – схема, указывающая на обязанность частного инвестора по разработке проекта возводимого объекта инфраструктуры на условиях BОT;

BTО (Build – Trаnsfer – Оperаte / Строительство – Передача – Эксплуатация) – схема, при которой объект инфраструктуры передается в собственность органу государственной власти непосредственно после окончания строительства, но эксплуатируется частной стороной по дополнительному соглашению;

BLОT (Build – Leаse – Оperаte – Trаnsfer / Строительство – Аренда – Эксплуатация – Передача) – схема, при которой объект инфраструктуры передается в собственность органу государственной власти непосредственно после окончания строительства и эксплуатируется частным инвестором на основании договора аренды.

В случае если частная сторона проектирует, реконструирует, возводит, владеет, эксплуатирует и распоряжается активами объекта инфраструктуры без обязательства передачи прав собственности на него государству, выделяют следующие схемы реализации ГЧП:

BОО (Build – Оwn – Оperаte / Строительство – Владение – Эксплуатация) – схема, согласно которой при поддержке государства частный инвестор возводит объект инфраструктуры, приобретает на него права собственности и эксплуатирует его согласно условиям партнерского соглашения (возможна передача права собственности другому субъекту предпринимательской деятельности по окончании срока соглашения);

BLОО (Build – Leаse – Оperаte – Оwn / Строительство – Аренда – Управление – Владение) – схема, согласно которой возведенный объект инфраструктуры передается в аренду (лизинг) частной стороне, которая по окончании срока аренды или партнерского соглашения приобретает на него права собственности;

RОО (Rehаbilitаte – Оwn – Оperаte / Реконструкция – Владение – Эксплуатация) – схема схожая с BОО, акцентирующая внимание на необходимости реконструкции имеющегося объекта инфраструктуры вместо строительства нового.

Помимо вышеуказанных существует множество схем реализации ГЧП как с необходимостью возврата объекта соглашения государству, так и без таковой, большинство из которых использует различные вариации вышеуказанных действий (BRОT, BLT, DBООT, DBОM и т.п.). Так, для реализации проектов ГЧП в инфраструктуре наиболее приемлемым является использование схемы ВОТ.

Так, в Законе Санкт-Петербурга предусмотрено участие Санкт-Петербурга в ГЧП в нескольких формах, в том числе:

1) BООT (Build — Оwn — Оperаte — Trаnsfer или «строительство — владение — эксплуатация — передача»). Предполагается, что инвестор строит объект, оформляет на него права собственности, эксплуатирует в течение определенного периода времени, а затем передает объект в собственность Санкт-Петербурга. При этом инвестор может либо вести новое строительство, либо реконструировать объект недвижимости, находящийся в собственности Санкт-Петербурга;

2) BОО (Build — Оwn — Оperаte или «строительство — владение — эксплуатация»). При такой схеме может вестись и новое строительство, и реконструкция;

3) BОT (Build — Оwn -Trаnsfer или «строительство — владение – передача»). По этой схеме инвестор строит объект, оформляет на него права собственности и по истечении определенного срока передает в собственность Санкт-Петербурга. Такая форма ГЧП используется в проекте строительства Морского пассажирского терминала (МПТ) на Васильевском острове. Партнер осуществляет строительство МПТ по определенной в соглашении цене, беря на себя все строительные риски, регистрирует право собственности на построенный объект и после окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию продает его Санкт-Петербургу. Кроме того, законом предусмотрено участие в иных формах ГЧП, определенных федеральным и региональным законодательством, в том числе в концессии или BTО.

Участие государства в развитии ГЧП состоит в следующем:

1) разработка стратегии и тактики взаимоотношений государства с обществом и частными фирмами;

2) создание благоприятных институциональных условий для взаимоотношений с частным сектором;

3) организация ГЧП, разработка форм, методов, моделей и инструментов его реализации.

Однако происходящая децентрализация и развитие партнерских отношений с привлечением региональных и муниципальных органов власти обусловлена следующими преимуществами:

 — расширение финансовых потоков и вовлечение в них новых участников;

— привлечение общественных организаций, заинтересованных в разработке региональных и местных социально-значимых программ и проектов;

— возможность эффективной реализации общественных интересов;

— рациональное использование бюджетных средств за счет сокращения доли государства в производстве общественных благ.

Для успешного функционирования ГЧП необходимо эффективное распределение правомочий собственности, функций, обязанностей и обязательств между представителями государственного и частного сектора. К сфере ответственности частных структур относятся детальное планирование, строительство объектов, их финансирование и обслуживание.

Функции государства в регулировании партнерских отношений:

  • изучение целесообразности формирования партнерских отношений с частными структурами при реализации инвестиционных проектов;
  • разработка методических рекомендаций по подготовке и организации отбора потенциальных партнеров;
  • разработка документов по заключению партнерских соглашений;
  • осуществление контроля за исполнением партнерских соглашений;
  • контроль за исполнением реализации общественных интересов;
  • выработка алгоритма действий по продолжению или прекращению договора на основе изучения выполнения частным партнером условий соглашения.

Государственная поддержка развития государственно-частного партнерства в России направлена на реализацию следующих мероприятий:

  • развитие института государственно-частного партнерства;
  • формирование и реализацию государственных целевых программ в поддержку отдельных направлений стратегии;
  • создание развитой законодательной базы ГЧП и необходимой институциональной и организационной инфраструктуры ГЧП.
  • обеспечение высокой инвестиционной привлекательности страны и ее отдельных регионов и повышение инвестиционной активности;
  • обеспечение политической и экономической стабильности в стране и ее регионах.

Предложенные мероприятия должны способствовать снижению рисков бизнеса, обусловленных  работой органов власти (рис. 4).

Рис. 4. Наиболее существенные риски ЧГП для бизнеса связанные с работой

государственных органов власти

Важным моментом в развитии ГЧП на региональном уровне является составление региональных планов по реализации инвестиционно-строительных проектов.

Региональные планы представляют собой систему методов и мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых органами государственной власти российских субъектов. Разработка региональных планов направлена на решение задачи сохранения эффективного взаимодействия и партнерства государства и бизнеса в целях социально-экономического развития регионов России.

Подготовка региональных планов проводится на основе принципов российского законодательства, учитывая стратегии социально-экономического развития российских регионов.

Региональные планы утверждаются распоряжением высшего органа исполнительной власти российских регионов и в недельный срок подлежат опубликованию на официальном Интернет-сайте субъекта России.

Копия утвержденного регионального плана в недельный срок после принятия направляется в Минэкономразвития России, а также заинтересованным общероссийским объединениям предпринимателей (Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, «Деловая Россия», Ассоциация менеджеров России).

Отчет о ходе реализации регионального плана не позднее 20 декабря очередного года направляется в Минэкономразвития России в печатном и электронном виде, а также подлежит опубликованию на официальном Интернет-сайте субъекта Российской Федерации.

Структура региональных планов должна включать следующие разделы:

Раздел 1. «Деятельность по разработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственно-частного партнерства».

Раздел 2. «Правоприменительная деятельность, связанная с применением механизмов государственно-частного партнерства субъектами Российской Федерации».

Раздел 3. «Деятельность, направленная на содействие применения механизмов государственно-частного партнерства органами местного самоуправления».

Раздел 4. «Реализация обеспечивающих мероприятий в сфере развития государственно-частного партнерства».

В раздел 1. «Деятельность по разработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственно-частного партнерства» регионального плана включаются мероприятия, предполагающие разработку нормативных правовых актов в сфере государственно-частного партнерства, а также стратегий, программ, концепций, методических рекомендаций, планов действий, относящихся к сфере государственно-частного партнерства, осуществляемые российским  регионом.

Формат представления первого раздела регионального плана приведен в табл. 1.

Таблица 1

Формат представления первого раздела регионального плана

  Мероприятие Вид документа Срок принятия Ответственный исполнитель Примечания
   

Раздел 1. Деятельность по выработке региональной политики и нормативно-

правовому регулированию в сфере государственно-частного партнерства

           
           
           
           

В графе «Мероприятие» указывается предполагаемое наименование нормативного правового акта (или иного разрабатываемого документа), а также дается краткое пояснение его содержания.

В графе «Вид документа» указывается вид разрабатываемого нормативного правового акта (или иного документа).

В графе «Срок принятия» указывается планируемый срок утверждения документа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В графе «Ответственный исполнитель» указывается структурное подразделение субъекта Российской Федерации, являющееся головным исполнителем по разработке данного нормативного правового акта (или иного документа).

В графе «Примечания» (при необходимости) указывается дополнительная информация, связанная с планируемым привлечением представителей предпринимательского сообщества к участию в разработке проекта нормативного правового акта, например контактная информация ответственного исполнителя, информация о планируемых сроках общественного обсуждения или экспертизы проекта нормативного правового акта и др.

К мероприятиям данного раздела относят: Программу по развитию малого и среднего предпринимательства, Закон «О государственной инвестиционной политике области и государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории области».

При разработке регионального законодательства в области развития государственно-частного партнерства важно учитывать следующие моменты:

– разработка регионального закона должна носить комплексный характер и учитывать как особенности самого региона, так и политику его развития;

– региональный закон должен опираться на концепцию (стратегию) социально-экономического развития региона, с тем, чтобы поставленные в ней задачи коррелировались с механизмами их реализации через процедуры и формы государственно-частного партнерства, предусмотренные законом;

– при разработке нормативной базы необходимо провести аудит существующих актов и определить необходимость внесения изменений или отмены каких-либо из них;

– региональная нормативная база не должна противоречить федеральному законодательству, но при этом может не ограничиваться только прямо прописанными в федеральных законах инструментами государственно-частного партнерства, и в комплексе обеспечивать достаточное и конкретное нормативное регулирование всему процессу организации партнерства;

– формы и механизмы государственно-частного партнерства, предусмотренные законом, должны учитывать баланс интересов региона и партнеров, в том числе в отношении распределения прав, рисков и гарантий;

– организация государственно-частного партнерства должна строиться на принципах конкуренции, с тем, чтобы обеспечивалась возможность достижения максимально положительного эффекта для региона от участия в каждом отдельном проекте государственно-частного партнерства;

– процедуры, предусмотренные законом и принятые на реализацию, должны быть понятны, прозрачны, и обеспечивать равные возможности доступа партнерам для участия в государственно-частном партнерстве.

Партнерские отношения между государственной и частной структурами альтернативны в плане предоставления общественных благ и способствуют повышению их качества. Следует отметить роль и значимость государственной поддержки для эффективности и выгодности партнерских отношений.[schema type=»book» name=»Государственная поддержка в развитии государственно-частного партнерства при реализации инвестиционно-строительных проектов» description=»Участие государства в развитии ГЧП позволят способствовать снижению рисков бизнеса, обусловленных работой органов власти. Составление региональных планов по реализации инвестиционно-строительных проектов является важным моментом в развитии ГЧП. Партнерские отношения между государственной и частной структурами альтернативны в плане предоставления общественных благ и способствуют повышению их качества.» author=»Перекрестова Ольга Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found