Мировые кризисные явления, которые имеют место быть в череде экономических скандалов, связанных с финансовой отчетностью ведущих американских и европейских корпораций, подтолкнули компании по всему миру к поиску путей усиления внутреннего контроля в целях предотвращения экономических инцидентов, мошенничества и поддержания высокого уровня доверия со стороны инвесторов. Этот переход к новым форматам внутреннего контроля − от дублирования требований внешнего контроля к контролю за жизненно важными процессами функционирования и развития организации – сопровождается активизацией государственных органов в наладке систем корпоративного внутреннего контроля, а также в разработке новых инструментов контрольной деятельности, использующих потенциал заинтересованных сторон.
Затраты являются важнейшей характеристикой любой экономической деятельности, поэтому анализ учета затрат и управление затратами – первоочередная задача любой экономической модернизации, совершенствования внутреннего контроля и формирования эффективного управления хозяйствующими субъектами.
Проявилась и новая роль систем внутреннего контроля глобальных корпораций – обеспечение гарантий безопасного развития не только самой корпорации, но и нормальной жизнедеятельности социальных систем, что особенно важно для таких высоко рискованных отраслей, как атомная.
Таким образом, с учетом специфики России и отечественной атомной отрасли, процессы догоняющей модернизации в формировании систем внутреннего контроля должны сопровождаться инновационным поиском, при неукоснительном соблюдении всего комплекса требований безопасности.
Актуальность проблем внедрения управленческого учета, изменения в подходах к формированию и учету затрат подчеркивают разработанные Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета (Минэкономразвития России) и проект Методических рекомендаций по учету затрат на производство продукции, работ, услуг. Эти документы представляют интерес с точки зрения развития методологии учета. Так, в разработке Минэкономразвития России основной акцент сделан на организационные аспекты системы управленческого учета, в проекте Минфина России – на учетные аспекты.
Методические рекомендации по управленческому учету разработаны на проведение мероприятий, направленных на формирование полной, оперативной и достоверной информационной и аналитической базы принятия обоснованных управленческих решений, а также для осуществления оперативного контроля над эффективностью использования ресурсов организации, и носят рекомендательный характер.
Под управленческим учетом в рекомендациях понимается процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и предоставления финансовой, производственной, маркетинговой и иной информации, на основании которой руководством предприятия принимаются оперативные и стратегические решения. Построение системы управленческого учета в организации заключается в формировании набора формализованных процедур, обеспечивающих информацией менеджеров всех уровней, полученной как из внутренних, так из внешних источников, для принятия своевременных и эффективных решений в рамках своей компетенции [1, 2].
В качестве базовых компонентов системы управленческого учета и анализа рассматриваются: учет и управление затратами; разработка показателей деятельности; стратегическое и оперативное планирование деятельности. Важно, чтобы эти элементы были объединены в единую систему, ориентированную на повышение качества управления организацией. Среди основных задач можно выделить следующие: учет ресурсов организации; контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности; планирование; прогнозирование и оценка прогноза.
Система учета и управления затратами дает руководству каждой конкретной организации:
- информацию о том, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы этой организации;
- прогноз изменения расходования ресурсов организации при изменении параметров и условий деятельности этой организации;
- возможность на основе полученной информации обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ограниченных ресурсов.
Система учета и управления затратами должна учитывать внешние требования в части налогового законодательства, согласоваться с корпоративными принципами, а также опираться на стандарты функциональной деятельности. Последнее особенно значимо для производственных предприятий, так как расчет производственной себестоимости связан с особенностями технологических процессов.
Проект Минфина России структурно состоит из шести частей, включающих общие положения, состав и классификацию, характеристику методов учета затрат, порядок организации сводного учета затрат и учета по экономическим элементам. В проекте впервые в практике нормативного регулирования учета затрат обозначена четкая взаимосвязь функций управления и учета, характерная для системы управленческого учета. Так, целью ведения учета затрат является формирование информационно-аналитической базы управления производственной деятельностью организации для экономически обоснованного прогнозирования и достижения управленческих целей. Информационная база должна включать информацию, необходимую для выявления финансовых результатов от обычной деятельности организации за отчетный период, принятия решений по управлению затратами, определения себестоимости готовой продукции, оценки и анализа выполнения плановых показателей, определения экономической эффективности организационно-технических мероприятий по развитию и совершенствованию производства [3, 4].
Процессная модель управления и развитие систем организации учета затрат
Содержание внутреннего контроля как специализированной функции системы управления меняется с переходом на процессную модель управления: оно определяется не контуром хозяйствующих субъектов, находящихся в управлении, а циклом управления «Планирование – Выполнение – Контроль (Проверка) − Управляющие воздействия» (Plan-Do-Check-Act или PDCA) c введением этапа «Регламентация» (Standardize или S), на основе которого осуществляется каждый процесс в отрасли. В этом контексте внутренний контроль следует рассматривать как действия, осуществляемые органами управления предприятий атомной отрасли, их структурными подразделениями и работниками с вовлечением других заинтересованных сторон, и направленные на получение уверенности в достижении целей предприятий, при безусловном выполнении требований безопасности, норм законодательства и международных договоров.
Порядок выполнения контрольных действий в свою очередь обусловлен составом базовых контрольных процедур, обеспечивающих контроль входов процесса, мониторинг хода процесса, промежуточных и финальных результатов, формирование отчетности, анализ результативности и эффективности процессов.
Таким образом, основные контрольные функции определяются управленческим циклом:
- Предшествующий контроль (контроль входов процессов).
- Текущий контроль (контроль хода процесса).
- Последующий контроль (получение отчетной информации по результатам реализации процесса).
- Разработка предложений (представление обратной связи по корректировке механизмов процесса и/или целей).
Система внутреннего контроля, как целостная подсистема управленческой системы предприятий атомной отрасли, имеет следующее строение:
- процессы, механизмы которых предполагают наличие контрольных процедур;
- организационные структуры, реализующие контрольные функции с соответствующим набором процедур;
- правила, определяющие порядок выполнения контрольных функций в конкретном месте организационной структуры в соответствие с распределением полномочий и ресурсов;
- усвоенные культурные образцы (модели поведения), согласно которым руководители (владельцы контролей) различного уровня и другие субъекты контроля осуществляют контрольные действия;
Субъекты внутреннего контроля классифицируются:
- по их месту (орган управления, должность) в системе управления предприятий, аффилированных и партнерских структур;
- по их статусу (права и полномочия на осуществление контрольной деятельности);
- по их ролям (объем и специфика исполняемых контрольных функций);
- по их амплуа (усвоенные ролевые поведенческие стереотипы, которые фиксируются компетентностным профилем успешных исполнителей ролей в данном месте).
Целостность системы внутреннего контроля является ключевой характеристикой, позволяющей рассматривать внутренний контроль как относительно самостоятельную подсистему. При построении системы внутреннего контроля (оптимальный вариант), организационный дизайн должен в своем арсенале иметь все эти организационные формы (и их возможных комбинаций в матричных организационных структурах), чтобы полностью использовать весь потенциал конкретной организации в целях повышения эффективности корпоративного контроля. Если какая-то из организационных форм остается вне поля зрения внутреннего контроля, то возникает риск появления коррупционных схем (личные отношения как основа реализации неконтролируемых проектов, параллельная структура неформальной власти в организации, формальное исполнение контрольных функций как прикрытие неформальной деятельности и т. п.) [3−5].
Выбор конкретной конфигурации организационных форм внутреннего контроля зависит от следующих параметров: сложности организационной структуры; правовой формы; видов и масштабов деятельности; целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности; отношения руководства организации к контролю. Развитие учета, в том числе учета затрат – базовое направление формирования эффективной конфигурации внутреннего контроля, это направление необходимо рассмотреть подробно и детально.
Цели развития внутреннего контроля
Главные цели развития системы внутреннего контроля предприятий атомной отрасли определяются:
- нормативно-правовыми условиями функционирования (национальное законодательство и международные соглашения);
- отечественными и мировыми профессиональными стандартами деятельности и управления в атомной отрасли, других высокотехнологических сферах деятельности;
- долгосрочными и среднесрочными тенденциями развития корпоративного управления в России и в мире, формированием новых практик внутреннего контроля;
- целями, программами и планами;
- готовностью менеджмента, работников предприятий, а также других ключевых заинтересованных сторон к исполнению контрольных функций на уровне лучших практик корпоративного управления;
- состоянием организационной, технологической и информационной инфраструктуры системы управления предприятий;
- доминирующими ценностями и образцами корпоративной культуры.
Приведенные цели развития внутреннего контроля показывают, что современные методы и способы калькулирования затрат могут стать основой для постепенного перевода основной контрольной деятельности с последующих контролей на текущие контроли [6].
Заключение
Вопросы анализа и управления затратами – важнейшие элементы формирования современных систем внутреннего контроля. Поэтому крайне важно на предприятиях атомной отрасли проводить сопоставительные сравнения нескольких подходов к формированию систем анализа затрат, зарубежный опыт, примеры калькулирования и управления затратами при комплексных производствах различной продукции и др. Все эти экономические процессы постоянно развиваются и совершенствуются, но также следует отслеживать все позитивные изменения, использовать передовой опыт.
Система внутреннего контроля предприятий атомной отрасли в ближайшей перспективе претерпевает существенные и масштабные изменения, которые охватывают как качественные характеристики контрольной деятельности (освоение новых технологий и модернизация используемых), так и все уровни системы управления с соответствующими контролями:
- претворение в жизнь стратегических инициатив – стратегический контроль;
- реализация Программы по повышению эффективности бюджетных расходов – политический контроль;
- делегирование полномочий создает условия для улучшения обратных связей в системе управления вплоть до уровня отдельной бизнес-структуры (подразделение, организация, проект) – операционный контроль.
При этом если в практике управления госкорпораций объем контрольной деятельности сместится с форм тактического контроля (проверки специализированных органов внутреннего контроля, периодические ревизии) на операционный и стратегический контроль, то в целом такой тренд безусловно повысит надежность и оперативность системы управления. Однако общий рост количества контрольных процедур сделает систему внутреннего контроля высоко затратной. Поэтому необходимо согласовать принципиальные подходы к архитектуре системы внутреннего контроля, чтобы повысить ее эффективность, не снижая уровня надежности.
Список литературы
- Локтев А.А., Малиновский П.В. Модернизация системы внутреннего контроля в Госкорпорации «Росатом» // Цветные металлы, 2012, № 7, с. 7−10.
- Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учебн. пособие для вузов / Пер. с англ. Под ред. Н. Д. Эриашвили. Предисловие проф. П. С. Безруких. − 3-е изд., перераб. и доп. − М: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 783 с.
- Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 144 с.
- Путилов А.В., Воробьев А.Г., Стриханов М.Н. Инновационная деятельность в атомной отрасли. Книга 1. Основные принципы инновационной политики. – М.: Издательский дом «Руда и Металлы», 2010, – 184 с.
- Ильина Н.А., Путилов А.В. Анализ становления, текущее состояние и перспективы развития основных участников мирового инновационного атомного рынка // Инновации, 2012, № 9. − С. 10–15.
- Золотухина А.Д. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) // Аудит и финансовый анализ, 2009, № 2.[schema type=»book» name=»ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ» description=»В статье представлены принципы формирования междисциплинарного подхода к организации внутреннего контроля экономических процессов в атомной отрасли. Переход экономики России на рыночные отношения обусловливает необходимость кардинального изменения организации, техники и методологии бухгалтерского учета ресурсов и затрат, а также особенностей функционирования предприятий в условиях высокого уровня неопределенности и изменчивости конкурентной рыночной среды. На основе информации управленческого учета принимаются оперативные, тактические, стратегические решения, как в производственной сфере, так и при инвестировании, управлении денежными потоками, финансовой деятельности. Эта тенденция к развитию учета проявляется в постоянном повышении значения учетной информации, совершенствовании форм и методов обработки и использования данных учета для управленческих целей.» author=»Мякота Екатерина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]