На сегодняшний день проблема влияния теневого сектора на экономическую безопасность Российской Федерации является одной из самых злободневных, поскольку ее преодоление определяет нивелирование внешних и внутренних угроз субъектов правоотношений, а также перспективы их экономического роста.
Отсутствие законодательного закрепления понятия «теневая экономика» влечет за собой различия в его интерпретации. Так, во многих научных работах под теневой экономикой указывают всю запрещенную деятельность, а также деятельность, регулируемую законодательством, но не регистрируемую, которая способна приносить доход, включая скрытое производство и экономическую деятельность, которую официальная статистика не учитывает [2].
Структура теневой экономики содержит неформальную, фиктивную и подпольную составляющие экономики.
Неформальная экономика включает закрепленные законодательством виды деятельности, участники которых не платят налоги. Неформальная экономика тесно переплетена в России с легальной экономикой и представляет большую часть всей теневой экономики по числу занятых в ней.
Фиктивная экономика напрямую связана с коррупцией и вытекает из нее. Это экономика мошенничества, откатов, взяток, приписок, льгот и выгод для «своих», включая аффилированных лиц, незаконных преференций.
Подпольная экономика содержит виды деятельности, запрещенные законодательством: контрабанда, содержание притонов, торговля оружием, наркотиками, убийства, рэкет, проституция и другие, что решается релевантным управлением экономической безопасностью региона [1].
Уровень теневой экономики тесно взаимосвязан с количеством рабочих мест, а также с уровнями преступности и коррупции. В стране с высоким уровнем безработицы, с нехваткой в экономике рабочих мест, которые обеспечивают потребности населения, высокая доля теневой экономики в ВВП неизбежна (рисунок 1).
Рисунок 1. Уровень теневой экономики, согласно исследованиям Всемирного банка в 2015 г., %
Из рисунка 1 видим, что теневая экономика в РФ значительно выше, чем в других странах. Так, в России теневая экономика составляет 43% от ВВП, в Китае – всего лишь 13% ВВП, в Швейцарии еще меньше – 8%, а в Израиле – 6,6%.А в России только в неформальной экономике в 2014 году было занято более пятой части трудовых ресурсов [4].
Кроме того, доля теневой экономики в РФ увеличивается с каждым годом. По данным Росстата, неформальная занятость населения за пять лет имеет тенденцию к увеличению (рисунок 2).
Рисунок 2. Доля теневой экономики в общем числе занятого населения РФ, %
Из рисунка 2 видим, что доля неформального сектора увеличилась в 2011 году на 1,8%, в 2012 году на 0,8%, в 2013 году на 0,7%, в 2014 году на 0,4% и в 2015 году на 1,1%.
По данным Росстата, в 2015 году в неформальной экономике было занято 14,4 млн. чел, из них 7,9 млн. – мужчин и 6,5 млн – женщин, что составляет 20,1% от общего числа занятых в экономике РФ.
Рисунок 3. Структура теневой экономики по секторам РФ в 2015 году, %
Анализ данных рисунка 3 показывает, что в структуре теневой экономики наибольшую долю занимают: торговля – 34,3 %, сельское хозяйство – 24,9 %, строительство –10,1 %. Неформальная экономика во всех странах учитывается в структуре валового внутреннего продукта и валового регионального продукта. В валовом внутреннем продукте России доля теневой экономики составляет 14–15 % [1].
Следует согласиться с рядом авторов, что развитию теневой экономики в системе экономической безопасности РФ способствуют следующие факторы:
1) правовые (коррумпированная система правоохранительных и судебных органов, противоречия и пробелы в законодательстве, лоббирование законов и законопроектов);
2) финансово-экономические (крупномасштабные хищения бюджетных средств, недостатки налоговой системы);
3) административные (слабая развитость института обращения граждан, сложность бюрократических процедур и их малоэффективность) [2].
Можно предположить, что названные факторы приводят, в первую очередь, к сокращению малого бизнеса, его доли в ВВП и, следовательно, к ухудшению экономической безопасности.
Влияние теневой экономики на национальную экономику и ееэкономическую безопасность является двойственным (табл.1). С одной стороны оно имеет положительные стороны, а с другой – отрицательные. Это влияние лишь в незначительной степени ориентировано на удовлетворение потребностей клиентов и потребителей услуг и товаров своих предприятий, минимизации издержек производства. Главная ее задача – уход от налогов и личное обогащение владельцев.
Таблица 1.
Влияние теневой экономики на экономическую безопасность РФ
Положительные аспекты влияния |
Отрицательные аспекты влияния |
1 Эффективность работы организаций
теневого бизнеса превышает эффективность легальных предприятий |
1 Деструктивно влияет на режим
конкуренции, деформирует механизм рынка |
2 Участники теневых отношений
имеют возможность дополнительных заработков и увеличения доходов |
2 Деформирует налоговую систему
России, не обеспечивает достаточных поступлений в бюджеты всех уровней |
3 ВВП страны и ВРП
регионов с теневыми явлениями явления, возрастают |
3 Негативно влияет на состояние государственных финансов, деформирует структуру бюджета и бюджетную сфер |
4. Дает возможность предотвращать
банкротства частных лиц и предприятий |
4 Оказывает негативное воздействие на денежно-кредитную систему страны |
5 Сглаживают перепады
в развитии экономики |
5 Отрицательно влияет на международные экономические отношения и связи России |
6 Инвестирование теневых доходов
в финансовую и производственную сферу легальной экономики |
6 Отрицательное воздействие экономический
рост и развитие отдельных отраслей |
7 Теневая экономика стимулирует
рост занятости населения |
7 Деформирует и ограничивает инвестиционные процессы |
Так, 2014-2015 годы в России закрылись 600 тысяч индивидуальных предпринимателей. Около 28 % малых и средних предприятий прибегают к сокращению штата и зарплаты из-за кризиса.
Как отмечают аналитики, [3], в случае выхода малого предпринимательства из теневого сектора, его доля в ВВП России составит 40–50 % против нынешних 19 %.
Преодоление теневой экономики, по-нашему мнению, возможно не на основе борьбы с конкретными субъектами теневых взаимоотношений, а борьбы с порождающими эти взаимоотношения причинами, а именно, необходимо совершенствовать саму систему экономических отношений.
В этом аспекте целесообразно провести следующие мероприятия:
- создать стабильную налоговую систему, базирующеюся на твердой
ставке налогообложения;
2) создать необходимые условия для «выведения из подполья» всех видов общественно полезной хозяйственной деятельности;
3) создать эффективно действующие системы финансового контроля;
4) внедрить новейшие информационные системы, методы планирования и прогнозирования [3].
В целом, теневую экономику в системе экономической безопасности следует рассматривать ее как определенный аспект, нивелирование которого возможно посредством определенных релевантных методов и механизмов экономической безопасности, а не воспринимать ее как основополагающий фактор.
Список литературы:
- Гарафутдинов Р.Р. Теневой сектор экономики в России: тенденции, проблемы и методы управления его уровнем/ Р.Р. Гарафутдинов // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. – 2016. –С. 35-41.
- Крохичева Г.Е. Теневая экономика в системе экономической безопасности/ Г.Е. Крохичева, Э.Л. Архипов// Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – Т. 8. – № 2. С. 48.
- Лялина А.Т. Теневая экономика в России: масштабы и последствия/ А.Т. Лялина// Теоретико-методологические подходы к формированию системы устойчивого развития предприятий, комплексов, регионов. – 2016. –С. 211-216.
- Старова О.В. Теневая экономика в современной России: причины, специфика, роль, иной взгляд/ О.В. Старова, Б.А. Зубаков, И.Е. Варыгин// Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 10 (52). – С. 79-83.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ» description=»Актуальность выбранного исследования обусловлена комплексностью влияния теневой экономики на ключевые макроэкономические процессы. В статье рассмотрена общероссийская ситуация роста теневой экономики, необходимость нейтрализации факторов, способствующих повышению уровня теневой экономики.Предложены направления борьбы с теневой экономикой в системе экономической безопасности.» author=»Аликаева Алия Венеровна, Безверхая Ольга Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.03.2017_03(36)_часть 2″ ebook=»yes» ]