Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АУТСОРСИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АУТСОРСИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Формирование гражданского  общества является одной из важнейших задач, стоящих перед правовым государством. Решение подобной задачи требует создания определенного ряда условий, одним из которых является обособление положения муниципальной власти.  Муниципальное управление или «демократия малых пространств», о которой писал А. Солженицын, сегодня настолько важна, что есть смысл говорить о принципиально новых подходах к её осуществлению.

Как известно,  уровень развития нынешнего муниципального  управления существенно отстает от того уровня, который хотелось бы видеть в эффективном государстве. На то есть ряд причин, каждая из которых мешает реализации возможностей муниципалитета. Современное общество считает, что самыми ярко-выраженными причинами из всех существующих являются следующие две: ограниченность средств муниципального бюджета и некомпетентность муниципальных служащих.

Судить об эффективности деятельности муниципальной власти население может, опираясь на понятие «качество муниципальных услуг», поскольку это именно та область отношений, с которой они сталкиваются чаще всего. Вопросам качества услуг посвящено немалое количество исследований; качество разобрано на большое количество составляющих и представляется весьма понятным. В каждом муниципальном образовании существуют методические указания по его измерению, разработаны показатели качества муниципальных услуг,  везде они измеряются и отнюдь не везде и не всегда полученные результаты соответствуют заявленным нормам.

В связи с этим, существует необходимость повышения эффективности муниципального управления, повышения качества муниципальных услуг, и, соответственно, повышения уровня удовлетворенности населения качеством рассматриваемых  услуг.

Как один из способов реализации поставленных задач хотелось бы в рамках  данной статьи рассмотреть механизм аутсорсинга.

В современном понимании аутсорсинг – это передача не являющихся основными функций организации сторонним исполнителям [1, c. 52]. Исходя из предложенного определения,  по договору аутсорсинга существует две стороны: та, которая передает функции и является заказчиком, и та,  которая принимает и осуществляет определенные функции за фиксированную плату. Существенным условием будет являться предмет договора, в частности точные характеристики передаваемой сферы компетенции. Следует отметить, что договор аутсорсинга – продукт коммерческой деятельности, соответственно, он является платным. По итогу, сущность договора аутсорсинга заключается в том, что  каждая из  организаций осуществляешь лишь те функции, ради которых она создана и те, которые она умеет делать лучше всех

Применение аутсорсинга в рамках муниципального управления стало возможным относительно недавно. Считается, что предпосылки к этому сложились  в 90-е годы, поскольку, начиная именно с того момента, появилась возможность проследить тенденцию передачи неосновных для организаций функций сторонним компаниям. На сегодняшний день развитие данного механизма носит повсеместный характер за рубежом, и частичный в России.

Для того чтобы анализировать опыт передачи муниципальных услуг на аутсорсинг в разных странах следует определить насколько одинаково трактуется данного понятие в законодательстве рассматриваемых стран. Как показывает практика, определения аутсорсинга в некоторой степени разнятся.

Чаще всего разница заключается в том, кем представлены стороны договора, а также в том, какие функции передаются.

В Соединенных Штатах Америки, в отличие от правительства других стран,  нет четкого разграничения между простым подписанием договора и подписанием договора аутсорсинга. В данной стране распространена практика использования классического  аутсорсинга, когда неосновные функции должностных  лиц муниципального органа выполняют сторонние организации, а также «неклассического», в случаях самообслуживания граждан при получении муниципальных услуг.

Что касается  Великобритании и Австралии, то,  там аутсорсингом называется  перевод процессов или функций, проходящих  в органах  государственной и муниципальной власти, в частный сектор.

Существуют определенные особенности отношений аутсорсинга в сфере муниципального управления. Среди них можно выделить следующие:

  • договорная основа отношений;
  • сотрудничество на основе контрактных отношений;
  • долгосрочное сотрудничество в цепи аутсорсер-заказчик;

Использование аутсорсинга в сфере муниципального управления с целью повышения качества услуг позволяет помимо этого достичь органам власти определенные положительные результаты. Они могут быть связаны со снижением издержек (ярким примером служит выплата заработной платы), высвобождением собственных ресурсов (не приходится выполнять работу, носящую второстепенных характер) и, наконец, сосредоточением на основном виде деятельности.

Как уже было  отмечено ранее, на аутсорсинг чаще всего «отдают» те функции/работы/услуги, которые не являются основными относительно той или иной организационной структуры и те, которые неэффективно осуществлять собственными силами. Наиболее распространенными формами использования аутсорсинга являются следующие:

  • аутсорсинг в сфере информационных технологий (например, обслуживание информационных систем);
  • аутсорсинг в финансовой сфере (например, передача на аутсорсинг процесса инвентаризации);
  • аутсорсинг в сфере управления персоналом.

Наиболее яркими примерами функций/работ/услуг переданных на аутсорсинг можно считать перевозку пассажиров, постановку на кадастровый учет, размещение муниципальных заказов, предоставление архивной информации, прием заявок на запись к врачу (электронизация), заключение договоров,  и прочее.

Подводя промежуточный итог можно смело утверждать, что аутсорсинг – новый институт муниципального управления. Муниципальный аутсорсинг в качестве основной цели рассматривает повышение эффективности деятельности органов муниципальной власти, повышение качества предоставления муниципальных услуг и снижение издержек на их оказание.

 Рассмотрим наиболее интересный зарубежный опыт применения аутсорсинга в сфере государственного и муниципального управления.

Начнем с того, что за рубежом коммерческий рынка сектор более чем эффективно исполняет  ряд государственных и муниципальных полномочий, в том числе и тех, которые относимы к услугам. Многочисленные исследования показали, что первое место в списке услуг в сфере государственного и муниципального управления, переданных на аутсорсинг,  занимают IT-услуги.

В свое время в Чили  с помощью Интернета была внедрена электронная система муниципальных закупок. Она позволяла получать уведомления о проводимом тендере тем частным фирмам, которые регистрировались в системе по месту осуществления своей деятельности.  Основная цель, стоящая перед преобразованиями заключалась в снижении расходов бюджета на 200 млн. долларов,  что на тот момент для страны являлось весьма ощутимым.

Примером использования аутсорсинга в  Австралии может служить  созданная электронная система регистрации компаний,  работающих в режиме реального времени.  Внедрение данной системы позволило сократить время, необходимое для регистрации, с 15 дней до 15 минут.

Рассмотренные примеры подчеркивают наибольшее развитие IT-аутсорсинга, однако это вовсе не говорит об отсутствии аутсорсинга других видов услуг.

В итоге, аутсорсинг – это то, к чему сегодня нужно стремится. Мировой опыт свидетельствует о том, что за счет внедрения механизма аутсорсинга, возможно сэкономить от 10 до 50% бюджетных средств [4]. Но самым главным является то, что использование механизмов и принципов деятельности аутсорсинга в рамках  муниципального управления в целом дает хорошие результаты, не говоря уж и о повышении качества предоставляемых населению услуг.

И доказательством тому служат результаты, полученные в процессе использования аутсорсинга  в рамках  деятельности правительства Канады. Общенациональный опрос, проведенный в данной стране, показал, что уровень качества муниципальных услуг  в течение двух лет, на протяжении которых были проведены программы,  цель которых заключалась в повышении качества услуг посредством использования механизмов аутсорсинга, вырос на 15%.

Хотя в мире растет спрос на услуги аутсорсинга, Россия продолжает демонстрировать отставание в развитии этой перспективной индустрии [2, с.61]. Тому есть ряд причин, которые напрямую связаны и с не проработанностью нормативно-правовой базы, и с неготовностью органов власти к изменениям, и  отсутствием как такового опыта использования аутсорсинга в сфере муниципального управления.

В профессиональных  кругах считается, что  использование аутсорсинга позволяет решить ряд проблем одной  организации за счет другой. При этом, каждая из  них получает явные преимущества: заказчик избавляется от ненужных ему функций, а поставщик получает нужную ему работу. В это связи  Сергей Македонский, президент Ассоциации стратегического аутсорсинга «АСТРА», особенно хорошо описал ситуацию, сложившуюся в России: «Данный тезис особенно актуален для России, где нет ни истории и культуры обслуживания, ни соответствующего законодательства, и рынок сервиса и услуг фактически отсутствует».

Разберемся более подробно с органами местного самоуправления России. Отметим, что данные органы не входят в систему органов государственной власти. Отсюда возникает вопрос их взаимодействия с органами государственной власти. Природа их взаимоотношений носит прямо-предписывающий характер. Т.е. органы местного самоуправления могут получить в виде предписания свыше указания на совершение тех или иных  действий.

На сегодняшний день наиболее ярким примером, подтверждающим использование аутсорсинга, является сфера образования.

Одним из  документов,  в котором аутсорсинг  был предложен в качестве механизма частно-государственного партнерства,  является Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2011 г. № 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования».

На практике реализация договора аутсорсинга выглядела так, что Правительство субъекта Российской Федерации принимало решение о  передаче образовательными учреждениями некоторых хозяйственных функций, не связанных непосредственно с образовательным процессом, на аутсорсинг.

Идея использования аутсорсинга в данном случае заключалась в отказе от проведения конкурса, проводимого администрацией,  в рамках которого производился бы отбор исполнителей  взаимодействующих с образовательными учреждениями того или иного муниципального образования.

Эффективное решение применения аутсорсинга было разработано в городе Урай Тюменской области, где муниципалитет  для обслуживания государственных учреждений создал собственную сервисную компанию — МАУ ГЦИТ  (муниципальное автономное учреждение городской центр информационных технологий). Первые договора ГЦИТ заключил еще в январе 2010 года. В основе ГЦИТ лежала хорошая идея: зачем держать в каждом учреждении отдельного ИТ-специалиста, когда можно силами 4-5 сотрудников обеспечить качественное обслуживание всего парка муниципальных персональных компьютеров. Именно благодаря такому решению муниципалитет повысил качество выполняемых процессов и снизил издержки.

Администрация муниципального образования Ковдорский район также довольно успешно применяет аутсорсинг в своей деятельности.  Процессы, которые по тем или иным основаниям были отнесены к разряду «не основных» для администрации муниципального образования, сегодня вполне успешно выполняются сторонними организациями.  Это позволило администрации воспользоваться  несколькими видами  преимуществ, которыми обладает аутсорсинг. Во-первых, администрация получила возможность сконцентрироваться на основных видах собственной деятельности. Во-вторых, были сокращены издержки, связанные с выплатой заработной платы, что  объясняется сокращением  числа муниципальных служащих (на 24 человека). В-третьих, в процессе преобразований произошло  усовершенствование оргструктуры администрации данного района. В-четвертых, была  использована возможность получения дополнительного дохода от деятельности вновь созданных муниципальных предприятий. Данные по численности, заработной плате и выплатам во внебюджетные фонды пенсионного, социального и медицинского страхования свидетельствуют об экономии почти 8 млн. рублей в год[3].

Примеры использования аутсорсинга в государственной и муниципальной сфере существуют. Но, несмотря на это,  мы не можем говорить о распространенности рассматриваемого явления в России на должном уровне.  Соответственно, сегодня есть все предпосылки для осуществления  планомерного и достаточно углубленного изучения возможностей  использования механизмов аутсорсинга в сфере муниципального управления, а также  выявления и разрешения наиболее критичных трудностей и вопросов, препятствующих внедрению аутсорсинга в процесс предоставления муниципальных услуг.

Медленно, но верно сегодня в России постепенно создается среда, которая позволит в дальнейшем успешно внедрить технологии аутсорсинга в реалии нашей страны. Однако предшествовать этому должно явно выраженное понимание муниципальных служащих  того, что при правильном использовании механизмов аутсорсинга, он  по праву может стать одним из основных инструментов, позволяющих  повышать качество муниципальных услуг без увеличения временных и трудовых затрат со стороны служащих.

Исходя из требований российского законодательства и сложившейся социально-экономической ситуации, аутсорсинг  может рассматриваться в качестве одного из  действенных  инструментов управления осуществлением муниципальных  функций [1, с. 56].

Современные  тенденции развития аутсорсинга  позволяют наиболее эффективным способом  решить определенный круг вопросов, связанных с муниципальными услугами. Сегодня аутсорсинг следует рассматривать в качестве одного из основных механизмов, способствующих повышению качества  услуг. Можно найти немалое количество примеров практического использования аутсорсинга,  свидетельствующих о положительном результате применения его технологий на муниципальном уровне.

Подводя итог, следует отметить, что опираясь на результаты, полученные в ряде зарубежных  стран, таких как, например, Япония, Канада, Великобритания, использующих механизм аутсорсинга на уровне муниципалитета, можно предположить, что аутсорсинг и в России станет наиболее эффективным из всех существующих на сегодняшний день механизмов  повышения качества муниципальных услуг

Список литературы:

  1. Амелин Д.Е. Аутсорсинг муниципальных функций / Д.Е. Амелин // Проблемы развития территории. — 2005. —  № 30. — С. 52-56.
  2. Македонский С. Развитие аутсорсинга в России и в мире: теория и практика / С. Македонский // Intelligent Enterprice. — —  № 10. —  С. 61-63.
  3. Официальный интернет-сайт муниципального образования Ковдорский район. — URL :
  4. Isfic.info. Публичное право и экономика. Частные организации, осуществляющие аутсорсинг административно-управленческих процессов.  — URL :  htm[schema type=»book» name=»АУТСОРСИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ » author=»Тарасова Татьяна Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found