Одной из актуальных проблем, связанных с развитием рыночных отношений и конкурентоспособности в ЖКХ, является решение вопросов, связанных с определением обоснованных цен на услуги, оказываемые в этой сфере. В данной сфере основой цены являются затраты, источником которых служит национальный доход. Исходя из этого можно выделить следующие особенности ценообразования в сфере ЖКХ:
- Установка цен на услуги отдается принципу одинаковой оплаты за услугу с одинаковым полезным эффектом. Это связанно с большим разнообразием жилищно-коммунальных услуг.
- Учитывается социальная значимость услуги. Социально-важные услуги, предоставляются по низким и льготным ценам. В этом состоит стимулирующая функция цены, которая предполагает обеспечение общедоступности услуг большей социальной важности и первой жизненной необходимости. Таким организациям, предоставляется государственное дополнительное финансирование на покрытие расходов и убытков для сбалансированности бюджета.
- Цены зависят от качественных характеристик услуг и их потребления, поэтому применяется дифференциация цен по качественным характеристикам, так как услуги могут быть одинаковые по конечным результатам, но различными по условиям их потребления.
Элементами цены любой коммунальной услуги является себестоимость плюс прибыль. На уровень цен влияет структура стоимости услуг. Основным элементом структуры стоимости цен на услуги жилищно-коммунального характера является заработная плата работников предприятия.
Очевидно, что у современной системы формирования тарифов на ЖКХ существуют недостатки. При этом мы видим устойчивую тенденцию по сокращению финансирования сферы ЖКХ(рис.1) [1, стр. 12]. При этом происходит сокращение финансирования.
Рис.1 – График объема финансирования сферы ЖКХ на 2015-2020г
Существующая система ценообразования рассматривает процесс предоставления той или иной жилищно-коммунальной услуги как деятельность одной организации, выполняющей основной объем работ по оказанию услуги, а не как совокупность взаимодействий нескольких хозяйствующих субъектов. Такая ситуация приводит к тому, что деятельность технологически задействованных организаций не учитывается при формировании тарифов. Так, например, для формирования тарифа на отопление нередко исходят из стоимости производства тепла, не учитывая стоимость транспорта тепла по разводящим квартальным и внутридомовым сетям.
Основными недостатками существующих процедур являются:
- Закрытость процедуры утверждения тарифов для многих заинтересованных сторон;
- Отсутствие срока действия тарифов, что создает ситуацию экономической неопределенности, как для предприятий, так и для потребителей;
- Отсутствие «прозрачности» при утверждении тарифов.
В настоящее время ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами власти, и по ряду услуг органами местного самоуправления, должен противостоять возможности предприятий-монополистов использовать монопольное положение для неоправданного роста цен.
Государственная тарифная политика в области цен на услуги естественных монополистов, каковыми являются поставщики коммунальных услуг (тепло-, газо-, водоснабжения и др.), оказывает огромное влияние на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов. Более того, фактически существуют двойные стандарты при тарификации услуг исходя из формы собственности поставщика услуг. Подтверждением этого служит возникновение многочисленных автономных котельных установок.
Серьезной проблемой, возникшей на стыке формирования тарифов и финансирования потребителей ЖКУ, является практика применения, так называемых, усредненных тарифов по муниципальному образованию (городу). В случае если для конкретного муниципального образования (города) такое усреднение является оправданным, то для района, в состав которого входят и города, и сельские поселения, «усреднение» тарифов совершенно незаконно, поскольку в данном случае администрация муниципального образования пытается решать проблемы финансирования менее эффективных (сельских) поставщиков услуг за счёт городских жителей.
Сегодня нормы, устанавливающие порядок ценообразования, разнообразны, содержатся в различных нормативных документах, в связи с этим их применение на практике весьма затруднено. Объединение таких норм в одном документе с отменой устаревших имело бы большое практическое значение.
Для дальнейшего развития отросли, становится целесообразность формирования многоуровневых тарифов в соответствии с уровнем технического состояния и других параметров ЖКХ. Для этого можно использовать, например, пять нормативных уровней установки тарифов: «очень плохие условия», «плохие условия», «хорошие условия» и «очень хорошие условия». Тогда для каждого уровня разрабатываются собственных научные-обоснованные нормативы, формируется методика, и обосновываются сроки поэтапного перехода от плохого состояния имеющихся ресурсов к более благополучному их состоянию. При этом для каждого уровня установки тарифов формируется множество характеристик, которым должны удовлетворять предприятия ЖКХ и внешние условия функционирования, при котором конкретному предприятию устанавливаются определенного уровня тарифы.
В учете и калькулировании себестоимости можно применить метод, который основан на четком разделении затрат на постоянные и переменные – метод «директ-костинг».
При этом методе ключевым фактором является получение такой разницы между отпускной цены услуги и себестоимостью единицы услуги, которая позволила бы возместить постоянные расходы и получить прибыль. Положительной стороной данного метода является его нацеленность на конечный результат.
В решении проблем тарифного регулирования и ценообразования в сфере ЖКХ очень важно усиление роли органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В этих целях им необходимо разработать и утвердить региональные и муниципальные комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры. Важно также активизировать работу по созданию муниципальных баз данных, содержащих в том числе информацию об объемах коммунальных ресурсов, поставляемых организациями коммунального комплекса потребителям.
Таким образом недостатки тарифной политики в ЖКК могут привести и, к сожалению, уже приводят к негативным последствиям для экономики отрасли в целом. Совершенствование системы ценообразования в данной отросли поможет избежать множество проблем и повысить конкурентоспособность предприятий ЖКХ, рыночных отношений и экономики в целом.
Литература:
- Госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» от 15 апреля 2014 года.
- Махова Е.И. Тарифы и ценообразование в ЖКХ, вличние тарифной политики на состояние ЖКХ // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2014. — №13.[schema type=»book» name=»Анализ проблем ценообразования услуг ЖКХ и путей их эффективного решения» description=»В статье рассмотрены проблемы, связанные с определением тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги, а также пути их решения в данной отросли. » author=»Решетникова Кристина Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]