Устойчивость экономического развития стала объективной необходимостью, непосредственно определяющей будущие перспективы регионов. Интерес к вопросам оценки устойчивости экономического развития и конкурентоспособности региона связан с широким распространением в последние годы стратегического подхода в территориальном планировании. Главная цель стратегий регионов состоит в создании устойчивых источников и механизмов формирования конкурентных преимуществ территории. Очевидно, что эта задача решается на основе анализа текущего состояния экономики и оценки факторов, влияющих на устойчивое развитие и конкурентоспособность территории. Ключевой характеристикой устойчивости экономического развития является рост благосостояния, который должен ассоциироваться не только с повышением уровня жизни, ростом реальных доходов, но и с устойчивостью этой динамики, повышением качества социальной среды и экологической обстановки. Требование конкурентоспособности региона и создания благоприятной социальной среды означает, что устойчивое экономическое развитие не должно быть краткосрочным феноменом [1,с. 20].
Иногда устойчивость экономического развития и конкурентоспособность региона связываются с его географическим положением и наличием ресурсов, которые определяют специализацию территории и структуру его производства. Однако в современных условиях всё большее значение приобретают не только производимая на территории продукция, но и создаваемые на ней условия, которые определяют привлекательность территории. Если раньше основным фактором успеха являлись массовое производство и рост эффективности территории в результате его расширения, то в настоящее время всё более важную роль играют инновации и способность производственных систем к гибкости.
Таким образом, трансформация экономической модели в сторону устойчивого экономического развития увеличивает требования к региональной среде, расширяя систему детерминант региональной конкурентоспособности.
Для определения ориентиров устойчивого территориального развития были проанализированы подходы к оценке устойчивости экономического развития, применяющиеся в зарубежной и Российской практике. Все их можно разделить на три группы. Это подходы, основанные на:
— выделении групп индикаторов, оценивающих уровень устойчивого экономического развития;
— восприятии устойчивого экономического развития как сохранения определенных воспроизводственных пропорций, обеспечивающих динамическое развитие региона;
— совмещение экономических и экологических интересов общества и стимулировании природоохранной деятельности.
Для дальнейшего формирования инновационного подхода к управлению устойчивым развитием территорий необходимо провести сравнительный анализ вышеупомянутых методов.
Индикаторы устойчивого экономического развития как инструменты для принятия управленческих решений
О. И. Пантелеева, обобщая отечественный и мировой опыт в области разработки индикаторов устойчивого развития, выделает следующие подходы к их определению [3, с.39-47]:
— применение единого показателя;
— определение агрегированного показателя;
— построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития.
Показатели устойчивого экономического развития должны отвечать определенным критериям, один из которых — простота определения, применения и понимания.
Несомненно, что данному критерию в полной мере соответствовал бы один показатель, в качестве которого долгое время применялся показатель материального благополучия, валовой внутренний продукт на душу населения. Однако, традиционные макроэкономические показатели (ВВП, ВНП, национальный доход и пр.) не отражают многие социальные и экономические процессы и явления. В мире международными организациями и отдельными странами активно ведется разработка критериев и индикаторов устойчивого развития, нередко содержащих весьма сложную систему показателей. Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной процедурой, требующей большого количества информации, получить которую сложно или вообще невозможно.
О.В. Михалев описывает следующие подходы к формированию индикаторной методики оценивания устойчивости экономического развития [2, с. 209-213]:
- Оценка экономической устойчивости — многофакторное явление, должна носить интегральный характер.
- Составляющие сводной оценки, отражающие отдельные аспекты экономической устойчивости, в том числе в динамике, оцениваются экспертно в том, случае, когда плохо поддаются количественному измерению, либо напрямую, в противном случае. В общем случае необходимо сочетание экспертных и расчетных показателей.
З. За основную составляющую экономической устойчивости принимается финансовая устойчивость, что позволяет использовать стандартные финансовые коэффициенты в качестве исходных показателей экономической устойчивости.
- Приведение к интегральному виду исходных оценок (свод) осуществляется путем ранжирования, с использованием индексного метода или регрессионной модели, включающей ограниченный набор финансово-экономических коэффициентов.
- Экономическая устойчивость может определяться через сбалансированность материальных, финансовых и информационных потоков, что позволяет использовать в качестве критерия точное соответствие фактических показателей прогнозам, планам или нормативам.
На основе приведенных подходов предлагается методика экспертного оценивания устойчивости региональной хозяйственной системы, причем, в качестве экспертов принять менеджмент предприятий, образующих РХС, другими словами, обратиться к их самооцениванию. На основе полученных оценок предлагается типология российских регионов по уровню и динамике устойчивости экономического развития хозяйственных систем.
Для наглядности приведем модель исследования Е.Ю. Громовой. Автор считает, что «индикаторами, оценивающими региональное экономическое развитие, являются показатели, всесторонне определяющие состояние производственной, социальной, инновационной, финансовой и ресурсный сфер субъекта Федерации» [1, с. 20].
Оценка устойчивости, согласно методике проводится с использованием инструментария кластерного анализа (для проведения типологизации регионов по уровню устойчивости экономического развития) по следующим группам показателей:
— производственные;
— инновационные;
— финансовые;
— социальные;
— природо-ресурсные.
Необходимо отметить, что разработка системы индикаторов для решения региональных и локальных задач должна быть основана как на федеральной концепции устойчивого развития, так и на национальных стандартах и нормах. В связи с этим в ходе разработки индикаторов устойчивого развития могут быть использованы разные методические подходы, которые отличаются по структуре и принципам построения в зависимости от наличия данных официальной статистики для регионов и территорий.
Таким образом, необходимость инструментальной оценки происходящих процессов несомненно требует формирования соответствующих индикаторов и количественных показателей. Индикаторы устойчивого развития могут быть применены различными структурами власти в качестве своеобразного мерила социально-экономического положения страны или региона, а также происходящих в них процессов и тенденций развития.
Использование методологии воспроизводственного подхода для управления устойчивым развитием территории
Обоснование целесообразности использования методологии воспроизводственного подхода для целей оценки уровня устойчивости экономического развития территорий обосновала С. В. Галачиева [4, с. 13-16]. По ее мнению, воспроизводственные пропорции могут стать инструментом определения пределов устойчивости, обеспечивая тем самым выработку мероприятий по ее достижению.
Воспроизводственный подход адекватно отражает процессы, происходящие в регионе, особенно с точки зрения принципов устойчивого развития. Воспроизводственный подход, с одной стороны, системно оценивает объективно существующие условия в регионе и их изменения, а с другой, не менее важной, предполагает наличие определенных пропорций в системе регионального развития.
Воспроизводственный подход строится на необходимости установления взаимосвязей и зависимостей между элементами региональной и территориальной системы, обеспечивающими эффективное развитие региональной экономики и рост благосостояния населения, что и является основной целью устойчивого развития.
В свою очередь, регион при воспроизводственном подходе определяется не только как подсистема социально-экономического комплекса страны, но и как самостоятельная его часть с собственным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания объективно существующих процессов в регионе.
При воспроизводственном подходе устойчивое развитие территорий понимают как развитие, при котором обеспечивается воспроизводство всех факторов производства и региональной системы в целом. Устойчивым считается лишь такое развитие, которое при сохранении определенных воспроизводственных пропорций обеспечивает динамичное развитие региона в заданном направлении за определенный период времени.
Таким образом, система показателей устойчивого развития территории при воспроизводственном подходе будет строиться на основе оценки пропорций регионального воспроизводственного процесса. В зависимости от характера взаимосвязей между различными элементами воспроизводственного процесса выделяют шесть групп пропорций:
— общеэкономические;
— структурные;
— социально-экономические;
— социально-демографические;
— экономико-экологические;
— финансово экономические.
Этим пропорциям присущ различный уровень локализации. Это означает, что одни из них могут формироваться под значительным влиянием внешних факторов и управление ими не является прямой функцией региональных органов власти. Региональная власть может воздействовать лишь на некоторые пропорции, прежде всего посредством установления структуры расходов бюджета.
Региональный хозяйственный комплекс представляет собой рациональную структуру отраслей материального и нематериального производства региона, динамично развивающуюся на основе прямых и обратных связей в целях наиболее полного использования производительных сил. На протяжении любого периода доли отраслей в итоговом показателе экономической системы изменяются, т.е. происходят структурные сдвиги. В зависимости от необходимости достижения региональных или государственных целей происходит динамичное изменение отраслевой структуры производства, а также соотношения занятого населения в отраслях материального и нематериального производства. Эти изменения, несомненно, отражаются на результатах общественного производства, повышении или снижении его эффективности и должны учитываться в процессе стратегического планирования устойчивого экономического развития территории.
Экономическое стимулирование природоохранной деятельности как шаг к устойчивому развитию территорий
Современный этап экономического развития общества характеризуется усилением процессов экологических нарушений. Вопросы экономико-экологического взаимодействия вызывают обеспокоенность, как на внутринациональном, так и на глобальном уровнях. Особо актуальны проблемы экономико-экологического взаимодействия с ростом уровня индустриализации, преобладанием природоемких отраслей и устаревших технологий.
Таким образом, особенно важным экономическое стимулирование природоохранной деятельности является для перехода к устойчивому развитию отдельных регионов страны, поскольку взаимодействие государственной власти и предприятий, оказывающих особенно сильное давление на природную среду, является более эффективным именно на уровне региона, территория которого подвергается вредному воздействию.
Данный подход особо актуален для России, как страны богатой природными ресурсами и отличающейся преобладанием сырьевого сектора экономики, которая особо остро ощущает на себе экологические последствия эксплуатации окружающей среды, активно проводимой крупными промышленными предприятиями [4, с. 13-16].
Суть подхода к устойчивому развитию территории через стимулирование природоохранной деятельности заключается в совмещении экологических и экономических интересов общества. Проводится анализ, и предлагаются методы стимулирования природоохранной деятельности через экологические платежи и налоги, поступающие в бюджет территории.
Как отмечает автор, для перехода к устойчивому развитию плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного на нее воздействия в настоящее время рассматривается как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия, деятельность которых связана с вредным воздействием на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями государства.
Важным фактором в процессе перехода региона к устойчивому развитию является не только стимулирование сокращения вредного воздействия на окружающую среду, но и стимулирование внедрения новых технологий переработки отходов производства. В данном случае основополагающую роль может сыграть система поощрения предприятий, уделяющих существенное внимание переработке отходов. В целом авторы отмечают, что на пути перехода региона к устойчивому развитию экономическое стимулирование в природоохранной сфере должно включать как методы воздействия на предприятия в связи с возможностью нанесения ущерба окружающей среде, так и методы поощрения за улучшение состояния окружающей среды. Ключевую роль в данном процессе играет тесное взаимодействие государства и представителей промышленности региона, их совместная деятельность, направленная на улучшение экологической обстановки без ущерба экономическому развитию территории. Для проведения сравнительного анализа представленных подходов выделены следующие параметры: объект оценки (исследования), вид входящей информации, направления оценки, способ нормирования показателей, метод формирования сводного интегрального показателя, учет тенденции развития региона, предоставление результатов оценки. В обобщенном виде анализ представлен в таблице 1. Условные обозначения таблице 1: 1. Объект оценки (Р — регионы, МО -муниципальные образования); 2. Вид и количество входной информации (Ст — статистическая, Р -расчетная, Ан — аналитическая); З. Направления оценки (Эк — экономическое, Соц — социальное, Экол — экологическое); 4. Способ нормирования показателей (МЭО — метод экспертных оценок; ФСЛ — формула соотношения значения показателя с минимальным (максимальным) значением: ФОС — формула отклонения от среднего) 5. Метод формирования сводного интегрального показателя (СЧП — сумма частных нормированных показателей; СрГ — средняя геометрическая:); 9. Представление результатов оценки (Т — типология по уровню развития, Р — ранжирование (рейтинг); К — кластеризация).
Наличие различных подходов к оценке и управлению устойчивым развитием территорий вызывают необходимость совершенствования методических рекомендаций в данной области. Они должны обеспечивать использование в оценке объективной и адекватной системы показателей, обеспечивать точность оценки развития региона, учитывать тенденцию изменении социально-экономического уровня развития за исследуемый период с целью принятия эффективных управленческих решений. Учитывая специфику и дифференциацию регионов и их административных образований по уровню социально-экономического развития полагаем, целесообразным использование для оценки и управления устойчивым развитием индикативного подхода.
Таблица 1.
Сравнительный анализ подходов к оценке и управлению устойчивым развитием территорий
Параметр сравнения |
Подход | ||
Индикативный | Воспроизводственный |
Стимулирование природоохранной деятельности |
|
Объект оценки (исследования) | Р, МО | Р, МО | Р |
Вид входящей информации | Ст, Р | Ст | Ан |
Направления оценки | Соц, Эк, Экол | Соц, Эк | Экол |
Способ нормирования показателей | ФСЛ | ФОС | МЭО |
Метод нормирования сводного интегрально показателя | СЧП | СрГ | — |
Учет тенденций развития региона | + | + | — |
Представление результатов оценки | Т | К | Р |
Индикаторы устойчивого развития должны учитываться при решении следующих задач на региональном и муниципальном уровне [5].
- Определение целей:
— выявление конкретных целей политики устойчивого развития в количественной форме;
— разработка стратегий для будущего развития;
— прогнозирование эффекта от планируемых мероприятий.
- Управление:
— мониторинг достижения целей устойчивого развития;
— оценка достигнутого прогресса;
— оценка эффективности используемой ранее политики;
— информация для планирования и принятия решений органами власти;
— повышение качества управленческих решений на региональном уровне с учетом позиций и интересов различных групп населения.
Таким образом, для отражения положения территорий с позиции устойчивого экономического развития целесообразно определить систему индикаторов, которые позволят дать количественную характеристику выделенных для той или иной территории проблем, и в тоже время, оценить качество происходящих изменений.
Список литературы:
- Громова Е.Ю. Экономическая устойчивость региона и ее теоретические аспекты / Е.Ю. Громова //Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы и инновации в экономике, управлении, образовании, информационных технологиях». — Ставрополь: СевКавГТИ, 2009. — 20с.
- Михалев О.В. Перспективные производства региональной экономики // Омская область — пути и перспективы развития: Материалы рег. науч.-прак. конф. — Омск: администрация Омской области, 2006. – СС. 209-213
- Пантелеева О. И. Применение индикаторов устойчивого развития на региональном и муниципальном уровнях // Региональная экономика: теория и практика № 22, 2010. — СС. 39-47
- Галачиева С. В. Стратегическое планирование устойчивого развития региона // Региональная экономика: теория и практика № 21, 2010. —СС. 13-16.
- Кононова Е.С. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности предприятий как шаг к устойчивому развитию региона Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ». Режим доступа: https://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2006/190pdf[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ И УПРАВЛЕНИЮ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА» author=»Лихачева Татьяна Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-29″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]