На данный момент известно множество индикаторов благосостояния общества. К одним из наиболее специфичных измерителей финансового состояния можно отнести объем реализации цветочной продукции. Рынок цветов очень точно отражает развитие любой страны и благосостояние ее населения, так как цветы являются той продукцией, которую потребители покупают из эстетических соображений. Поэтому по количеству проданных цветов на душу населения можно судить о доходах жителей любого города или региона. В России, по сравнению с европейскими странами, спрос на цветы значительно ниже. Это объясняется тем, что среднему россиянину для покупки букета еще нужен повод, в то время как в странах Европы цветы – постоянный атрибут домашнего интерьера.
Российский рынок цветочной продукции обладает рядом отличительных черт. Во-первых, он характеризуется ярко выраженной сезонностью. Основная доля продаж по данным Росстата приходится на февраль, март, май, сентябрь, декабрь, а лето является «мертвым сезоном». Это обусловлено наличием праздников, которые приходятся на эти месяцы. Сезонность влияет не только на ассортимент потребляемой продукции: например, для марта характерен рост продаж тюльпанов, для мая – гвоздик; розы же – несменные лидеры продаж; но и на ценообразование — на рынке цветочной продукции действует комбинированное: во-первых, цена зависит от издержек (например, таких, как таможенные пошлины, курс доллара и евро). Цветы – продукция скоропортящаяся. Поэтому при формировании розничных цен продавцы учитывают, что около 60% не будет продано. На различные виды цветочной продукции наценка может варьироваться от 100 до 300%. К примеру, в 2014 году средняя закупочная цена на розы размером 90 см составила 48 руб., а средняя розничная цена по России – 110 руб.
Во-вторых, цена зависит от внешних факторов: с повышением спроса растет и цена, на что потребители реагируют вполне спокойно.
В целом, потребителей цветочной продукции можно разделить на 3 группы:
— потребители, в среднем готовые потратить до 1000 рублей за букет. К данной группе относятся те, кто не готов тратить время на составление букетов и деньги на услуги флориста. Такие потребители обращают внимание не на качество приобретаемых ими цветов, а на цену;
— ценители цветов, которые готовы тратить время и деньги на составление букетов, выбор цветов и упаковки. Этой группе потребителей важен уровень обслуживания, качество продукции и профессионализм флористов;
— знатоки, предпочитающие эксклюзивные букеты известных флористов.
Пока что спрос на цветы низкого ценового сегмента превышает спрос на дорогую продукцию. Данная ситуация напрямую зависит от уровня доходов потребителей. Чем богаче город или регион, тем выше уровень продаж. В России самый высокий уровень продаж наблюдается в Москве – от 17 до 23% от общего объема продаж по стране; по Московской области объем составляет 18%, по Санкт-Петербургу – 13%.
Прогноз на 2014 год, утверждавший, что в течение года в связи с ростом доходов спрос на дорогостоящую продукцию увеличится, не оправдался из-за ухудшения экономической ситуации. С учетом снижения среднедушевых доходов населения, повышающегося уровня инфляции (6,5% в 2013 г. против 11,4% в 2014 г. и планового 15,6% в 2015 г.) последовавший рост цен на цветочную продукцию на 30-50% подобный исход очевиден.
Таблица 1.
Среднедушевые доходы населения в РФ в 2011-2015 гг.
Год | 1 квартал, т.р. | За год, т.р. | В % к предыдущему периоду |
2011 | 17 710,6 | 20 780,0 | 109,6 |
2012 | 19 121,0 | 23 221,1 | 111,0 |
2013 | 21 864,6 | 25 928,2 | 111,7 |
2014 | 22 703,1 | 27 754,9 | 107,1 |
2015 | 25 187,2 | — | — |
Источник: Федеральная служба государственной статистики
На сегодняшний день рынок цветочной продукции в России развивается очень динамично. На протяжении последних лет на рынке цветов заметен стабильный рост объема рынка, как это представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Объем рынка цветов в РФ, в млрд. р.
Также рынок является весьма привлекательным для входа новых участников. Это объясняется низкой стоимостью входа на рынок и его высокой рентабельностью.
Россия занимает 5 место по импорту цветочной продукции среди европейских стран. За последнее время доля импортной продукции на российском рынке цветов достигла 90%, о чем свидетельствуют данные рисунка 2, так как из-за вступления России в ВТО ставки государственной пошлины на ввоз снизились с 15% до 5%.
Рисунок 2. Объем импорта цветов в РФ, в млрд. р.
Такой объем импортной продукции также объясняется неспособностью российских производителей обеспечить рынок отечественной продукцией, так как ими зачастую не соблюдается технология производства и транспортировки, что сокращает сроки хранения цветов.
Однако и объемы импортной продукции на данный момент рискуют сократиться, что не может не повлечь за собой падение цветочного рынка: Россельхознадзор объявил о возможном запрете поставки цветов из Нидерландов, предлагалось даже включить голландские цветы в санкционный список продуктов. Учитывая то, что данная страна не только крупнейший производитель цветочной продукции (выращивающий почти половину срезанных цветов в мире), но и огромный транспортный хаб для других стран-производителей, которые связаны с Голландией многолетними контрактами, подобная мера чревата образованию дефицита на российском рынке. В чем же проблема?
За май-июль 2015 года были сожжены 324 партии цветов, поставленных из Голландии. Все дело в том, что цветы были заражены калифорнийским трипсом – паразитом, исключительно вредоносным для растений в целом. Данный инцидент заставил задуматься о прямых поставках цветов из Латинской Америки. Однако и это осуществить не так-то просто – Голландия является крупнейшим перевалочным пунктом цветочной торговли, на который приходится 52% мирового экспорта; такие страны-производители, как Колумбия, Эквадор и т.д. связаны с Амстердамом контрактами на годы вперед.
Конечно, есть еще и Китай. Эта страна может составить достойную конкуренцию Нидерландам по части выращивания и реализации цветов в значительных количествах и самых разных видов. Но в плане поставок цветов в Россию имеется одна, хоть и разрешимая со временем сложность – транспортировка. Китайские производители в целях защиты своего транспортного рынка пользуются услугами только китайских компаний. А значит необходимо перегружать цветы на русско-китайской границе. Для этого нужны боксы для хранения, обеспечение необходимых условий, время. А ведь цветы – продукция скоропортящаяся и требующая к себе бережного отношения.
Казалось бы, и в России есть свои и розы, и тюльпаны, и хризантемы. Что мешает развивать собственное производство и расширять рынок? Однако российский рынок цветов по посевному материалу полностью зависит от импорта, по срезанному материалу – во многом. В среднем, доля участия отечественного производителя на данном рынке ограничивается 10%. Попробуем разобраться, почему. В целом, всех известных российских производителей можно разделить на два типа:
- Средние цветоводы, выращивающие цветы в теплицах по старинке. Данная группа производителей обеспечивают сетевые магазины и цветочные прилавки дешевым товаром не самого лучшего качества.
- Крупные производители, изрядно вложившиеся в производство цветов как в инвестиционные проекты. У них есть оборудованные теплицы, они используют современные технологии и способны обеспечивать рынок достаточно качественной продукцией. Однако и у них есть слабое место – посадочный материал также преимущественно поставляется из Голландии, потому что в России слабо развита материальная база для выращивания цветов.
Поэтому российский товар, с учетом климатических условий, логистики, материалов и прочего оказывается не таким уж и дешевым. Для наглядности рассмотрим образование цены на розы, выращенные в России и в Эквадоре в таблице 2.
Таблица 2.
Сравнение образования цен на розы, в процентах
Параметры | Россия | Эквадор |
Логистика | 15 | 50
(основная доля – таможня, налоги; производство составляет лишь 10%) |
Материалы
(семена и т.д.) |
20 | — |
Ресурсы
(газ, электричество, производство) |
40 | 10 |
Наценка | 25 | 40 |
Итого | 100 | 100 |
Из представленных данных следует, что на цветах российского производства среднестатистический производитель может заработать меньше, чем на импортной продукции.
Таким образом, радикальные меры по импортозамещению цветочной продукции в России на данный момент неприемлемы. Это осуществимо лишь в долгосрочной перспективе с развитием технологий, с помощью постепенного замещения импортной продукции на что могут уйти годы и миллиарды. Ведь, как оказывается на деле, увеличить объем отечественного производства не так-то просто. Минимальный размер участка должен быть не меньше 3 га. Первоначальные затраты составят около 10 млн. евро. Средний срок окупаемости такого вида деятельности 5-7 лет. Но, несмотря на это, в связи с нестабильной экономической ситуацией, с появлением все новых санкций в отношении России, рынок отечественной продукции все же продолжает расширяться за счет открытия новых теплиц, а также за счет изменения предпочтений потребителей и культуры потребления.
Список литературы:
- Антонова А. Цветы в России могут стать дефицитом [Электронный ресурс]/А.Антонова // Режим доступа:
- Гасымова Г.М. Направления маркетинговой деятельности и особенности коммуникационной политики на рынке цветочной продукции / Г. М. Гасымова // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО, 2014. — № 4
- Гудок.ru – Новости железнодорожного, автомобильного, авиационного, водного транспорта, машиностроения и логистики [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.gudok.ru/economy/
- Иванова О. Российский цветочный рынок [Электронный ресурс]/ О. Иванова // Режим доступа:
- Российское агентство международной информации «РИА Новости» [Электронный ресурс]// Режим доступа:
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]// Режим доступа: www.gks.ru.[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ЦВЕТОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ» description=»В работе рассматриваются особенности функционирования российского рынка цветов; анализируются возможности осуществления импортозамещения цветочной продукции, ввозимой из Голландии, в условиях нестабильной экономической ситуации. Обоснована необходимость отказа от радикальных мер по импортозамещению из-за неспособности отечественного производителя обеспечить рынок необходимым количеством качественной цветочной продукцией, и выявлены перспективы дальнейшего развития данного рынка.» author=»Болодурина Марина Павловна, Мишурова Анастасия Игорьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-26″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]